Семинар Якова Басина по истории

Холокост и создание еврейского государства

Яков БАСИН

Уничтожение шести миллионов евреев нацистами в ходе Второй мировой войны произвело огромное впечатление на мир, испытавший чувство собственной вины за то, что трагедия не была предотвращена. Поэтому, когда спустя два с половиной года после окончания этой, самой кровопролитной войны в истории человечества, 25 ноября 1947 г., комитет по Палестине ООН двадцатью пятью голосами против тринадцати одобрил план раздела Палестины, это не вызвало ни у кого удивления. А еще спустя четыре дня Генеральная Ассамблея ООН приняла соответствующую резолюцию, и народ, который в течение двух последних тысячелетий мог только мечтать о собственном национальном очаге, получил его. Самую большую поддержку при решении этого вопроса евреи получили от делегации СССР. 14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион огласил в Тель-Авиве Декларацию независимости.


1

Так Холокост и создание Государства Израиль слились в общественном сознании в одно событие, хотя при всей их видимой зависимости друг от друга прямой причинно-следственной связи между ними не было. Этот чисто психологический феномен создал предпосылки к возможным спекуляциям, лежащим в одном русле с теми фальсификациями, которыми так богат современный ревизионизм Холокоста. Одна из мифологем, созданных ревизионистами, прямо утверждает, что евреи сами виноваты в геноциде: они, якобы, заключили союз с Гитлером и пожертвовали миллионами своих соплеменников ради долгосрочной выгоды, в частности, необходимости создания еврейского государства. Вот как этот процесс представляет себе автор книги «Великая ложь ХХ века» Юрген Граф: «Сионисты знали, что делали. Как всегда, они использовали немецких евреев в качестве разменной монеты в борьбе за создание своего государства… Стратегия сионистов состояла в подстрекательстве Гитлера ко все более жестким антисемитским мерам по притеснению евреев. С одной стороны, это подталкивало немецких евреев к эмиграции в Палестину, с другой – правительствам западных держав сионисты доказывали необходимость для евреев национального очага».

Белорусский писатель Э.Скобелев высказал еще более радикальную мысль: перечисляя цели Второй мировой войны, он на первое место поставил «создание государства Израиль». Некоторые ревизионистские авторы довели эту мысль до абсурда. К примеру, Р.Харвуд доказывает, что «правительство Гитлера делало политические попытки по созданию еврейского государства, а Кардель просто назвал свою книгу «Адольф Гитлер – основатель Израиля».

На проходившей в Тегеране 11-12 декабря 2006 г. Международной конференции, посвященной проблеме Холокоста, выступал и некий «главный раввин ортодоксальной антисионистской еврейской общины Австрии» Мойше Арье Фридман. В своем докладе он и вовсе утверждал, что Теодор Герцль уже в первых записях своих «Дневников» назвал цифру – шесть миллионов евреев, «которым в Европе якобы угрожает опасность, и единственный шанс создания еврейского государства появится лишь в том случае, если эти шесть миллионов европейских евреев постигнет катастрофа». А Хаиму Вейцману приписываются слова, что «мы охотно применим здесь силы, способные сражаться за нас в Палестине, а остальных надо ликвидировать как бесполезный мусор». Еще одна легенда, запущенная антисемитами, гласит, что еще на Первом сионистском конгрессе в Базеле некий еврей предупреждал, что нельзя утверждать Звезду Давида символом сионистского движения, ибо позднее за каждый из шести ее лучей еврейский народ поплатится большими жертвами.

Существуют и более тонкие объяснения связи Холокоста с созданием государства Израиль. К примеру, автор книги «Еврейский вопрос глазами американца» Дэвид Дюк, утверждает, что «создание Израиля являлось не столько последствием Ликвидации, сколько последствием истории о Холокосте» и что «реальность Холокоста не столь важна, сколь восприятие того, чем он был». «Мечта сионистов об Израиле нуждалась в Холокосте – самой чудовищной ликвидации, какую только можно вообразить – для осуществления своих целей. Современный Израиль не мог быть основан без истории «о шести миллионах».

Тем не менее, все эти умозаключения, построенные исключительно с целью нагнетания антисемитских настроений в мире, не имеют под собой никаких оснований. Появление Израиля на карте мира было подготовлено всем ходом мирового исторического процесса.

2

К началу прошлого века стало очевидным, что имперская форма государственного устройства уже не в состоянии обеспечить эффективность экономического развития современного общества, а религия перестает быть основным фактором, определяющим групповую принадлежность человека. Первым симптомом надвигающегося распада империй стал кризис и распад колониальной системы, а первым симптомом слабости религии как основного элемента консолидации народов стало появление на карте мира первых в ХХ веке мононациональных государств.

В 1902 г. в результате восстания и испано-американской войны (1898) провозгласила свою независимость и стала республикой Куба. В населенной испанцами и бывшими рабами – выходцами из «черной» Африки стране возник новый народ – кубинцы. Спустя год, отделившись от Колумбии, независимость провозгласила Панама, и в населенной, в основном, метисами и мулатами стране возник еще один новый народ – панамцы. Так проявилась одна из важнейших функций государства – нациообразующая. Правда, и Куба, и Панама тут же и надолго оказались в полуколониальной зависимости от США, но, как говорится, дело было сделано – параду суверенитетов в ХХ веке начало было положено. А в 1905 году шведский король Оскар II отрекся от норвежского престола, и на месте объединенного шведско-норвежского королевства, созданного еще в 1814 г., возникли два государства – Швеция и Норвегия. Так проявилась одна из важнейших функций нации – государствообразующая.

Национальный аспект значительно усилил борьбу народов за освобождение от колониальной зависимости. В 1905 году началась революция в Персии, которая до начала ХХ века находилась в зависимости от России и Великобритании. К 1911 году Персия уже имела конституцию и собственный парламент (с 1935 г. – Иран).

5 октября 1908 г. князь Фердинанд провозгласил полную независимость Болгарии от Османской империи и принял титул царя. Он же стал инициатором создания Балканского Союза, в который вошли Болгария, Сербия, Греция и Черногория. Первая Балканская война (1912-13) привела к полному освобождению Балканского полуострова от османского господства, и сразу несколько народов получили независимость: в 1908 г. – Болгария, в 1910 – Черногория, в 1912 – Албания. (Сербия и Греция обрели независимость еще в ХIХ веке).

Начались изменения на колониальных территориях: Испания и Португалия потеряли Марокко, над которым в марте 1912 г. был установлен французский протекторат; а слабеющая Османская империя сначала уступила Италии Ливию (1912), а потом передала под протекторат Великобритании Египет (1914). Позднее (уже по Версальскому договору) потеряла свои африканские колонии Германия.

Первая мировая война и последующие за ней революции потрясли мир: на политической карте планеты одно за другим стали появляться мононациональные государства. Октябрь 1917 года в России привел к тому, что народы бывшей российской империи сразу же, одна за другой, поспешили отгородиться от большевиков собственными государственными границами. В декабре 1917 г. независимость от России получила Финляндия, в октябре следующего года была восстановлена государственность Польши. Затем объявили о своей самостоятельности страны Прибалтики, Белоруссия, Украина, страны Кавказа и весь Туркестан.

В 1918 г. распалась Австро-Венгерская империя, на развалинах которой возникли сразу три государства: Австрия, Венгрия и Чехословакия. В том же году получила независимость Исландия, пять веков (с 1397 г.) входившая в состав Дании, а в1921 г. было провозглашено Ирландское свободное государство.

Наибольшие геополитические изменения произошли в Азии. Османская империя, воевавшая на стороне Германии, потеряла в 1918 г. огромные территории. Независимыми государствами стали Сирия (1920), Ливан (1920), Ирак (1921), Трансиордания (1921), Египет (1922), Хиджаз (1927, ныне – Саудовская Аравия). Некоторые из них еще долгое время были подмандатными территориями Англии и Франции, в том числе, Палестина – историческая родина евреев и предполагаемое место для создания еврейского государства, но в целом процесс суверенизации остановить уже было невозможно.

Правда, не все случаи объявления независимости завершались созданием суверенных государств: Афганистан (1919) был немедленно поглощен Англией, решение о создании Курдистана (1920) с приходом к власти в Турции Кемаля Ататюрка так и не было воплощено в жизнь, а Страна Басков, возникшая в 1936 г. в ходе Испанской революции, спустя три года была ликвидирована с установлением диктатуры Франко. Аналогичные процессы происходили и на территории бывшей Российской империи. К 1941 году СССР почти полностью восстановил ее территорию, поглотив в свои необъятные просторы все получившие независимость после событий 1917 г. страны, исключая Финляндию, оказавшую ожесточенное сопротивление во время зимней кампании 1940 года.

3

Трагические события Второй мировой войны и гибель десятков миллионов людей на время приостановили возникновение мононациональных государств, но гибель Третьего рейха, а спустя четыре с половиной десятилетия и распад СССР привели к обретению независимости и объявлению государственности двух десятков наций на почве консолидации их народов вокруг национальной идеи. Стало совершенно очевидно, что национальное самосознание превращается в движущую силу общества, не считаться с которой не только нельзя, но и преступно. Великодержавный шовинизм, служивший краеугольным камнем империй, стал их основным могильщиком.

В 1945 г. Нидерланды признают независимость Индонезии. В 1947 г. обретает независимость Индия, и возникают два суверенных государства: Индийский Союз (с преимущественно индуистским населением) и Пакистан (с преимущественно мусульманским населением). Начинают, наконец, получать независимость французские колонии и подмандатные территории: Ливан (1951), Мадагаскар (1960), Французская Экватриальная Африка (Конго, Габон – 1960), Алжир (1962)… Примеры можно продолжить…
И вот приходит день – 14 мая 1948 г., когда провозглашает независимость возникшее на месте древней Иудеи Государство Израиль, и евреи обретают утраченную два тысячелетия назад государственность. Решение о создании Израиля и Палестинского арабского государства на части территории подмандатной (с 1918 г.) Англии Палестины принимает 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН. Исправлена еще одна историческая несправедливость: возникшие за долгие века рассеяния многочисленные группы еврейского народа, разделенные культурными, религиозными и языковыми барьерами (наиболее крупные – ашкеназы и сефарды), получили возможность для консолидации на основе общности территории и реставрированного разговорного и литературного древнееврейского языка (иврита). Разрешилось противоречие, которое в соответствии с существующими в ХХ веке установками, не позволяло евреям быть самостоятельным народом. «Понятие народа предполагает известные условия, которых в данном случае нет налицо, – писал в свое время В.Ленин. – Народ должен иметь территорию, на которой он развивался, а затем в наше, по крайней мере, время… должен иметь общий язык. У евреев же нет ни территории, ни общего языка». С созданием собственного государства евреи приобрели и территорию, и общий язык.

Мощным парадом суверенитетов были отмечены 1990-е гг. На развалинах СССР возникло 15 суверенных государств. Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию. Не очень большая Югославия дала жизнь семи странам. Последние из них – Черногория и Косово – получили независимость (от Сербии) уже в 2006-2008 гг. Процесс этот не завершен и поныне. За право создать свое государство борются курды, несколько миллионов которых компактно проживают на территории, как минимум, пяти стран. С оружием в руках пытаются восстановить свою Страну баски. Существует проблема с международным признанием самопровозглашенной Приднепровской республики, с автономиями Крыма, Абхазии и Южной Осетии, с шестью округами Ольстера, которые под названием Северная Ирландия остались под юрисдикцией Великобритании. Борются за признание автономии от Испании каталонцы.

Проблемы осложняют религиозные и политические распри: воюют сунниты и шииты Ирака, протестанты и католики Ольстера. Свыше трехсот тысяч погибших и два с половиной миллиона беженцев стали в Судане жертвами двадцатилетней борьбы за независимость христианского «юга» от мусульманского «севера». Политическое противостояние разделяет Северную и Южную Кореи. С 1988 г. тлеет вооруженный армяно-азербайджанский конфликт по поводу статуса Нагорного Карабаха.

Глобальные изменения на геополитической карте мира привели к не менее глобальным изменениям в этническом сознании человечества. К примеру, к концу ХХ века уже как-то было не принято говорить об арабах «вообще». Сегодня большинство арабов живет в своих национальных квартирах, и сегодня это – египтяне, ливанцы, ливийцы, сирийцы, иракцы, иорданцы…

Возникновение мононациональных государств – объективный процесс, характерный для ХХ века. Конечно, обретение независимости – огромный, длящийся десятилетиями, порой связанный с огромными человеческими потерями процесс. И Израиль не смог бы возникнуть без халуцианского движения, без отрядов Хаганы, без Декларации Бальфура, без овладения сионистской идеей сотен тысяч евреев во всем мире и, в первую очередь, в России, без войн за независимость, без мощной поддержки международной общественности. Конечно, сыграли свою роль в этом процессе и многомиллионные потери в результате гитлеровского геноцида. Но все это не могло случиться во времена Герцля и Трумпельдора. Идея еврейской государственности должна была вызреть в недрах глобального исторического процесса – борьбы народов мира за собственное суверенное существование. Процесса, который еще далеко не завершен.
 

Оставить комментарий
назад        на главную