Катастрофа белорусского еврействаСуществует такая сентенция: история учит тому, что она еще никогда никого и ничему не научила. Возможно, в глобальном плане это и так, но история Холокоста, то есть уничтожения шести миллионов евреев только за то, что они евреи, сама по себе уникальна и потому поучительна. Именно это и заставляет вновь и вновь ворошить свою память и думать: как же мир мог настолько обезуметь, чтобы позволить себе такое чудовищное преступление?! 1 Десятками миллионов жертв заплатили в годы Второй мировой войны европейские страны за амбиции и заблуждения своих лидеров. Шесть миллионов из них уложил на алтарь человеческих страданий еврейский народ. Треть всего еврейского населения мира и десятая часть всех людских потерь в этой войне. Именно эту цифру закрепили приговор Нюрнбергского процесса главных военных преступников и решения Международного совещания по вопросам статистики Холокоста в Париже в1987 г. Тотальному уничтожению еврейского населения подверглась и Беларусь. Здесь, в самом центре Европы, было убито, замучено, сожжено, закопано живьем по разным данным от 800 тысяч до одного миллиона человек. Фактически каждый третий мирный житель нашей республики, погибший в годы оккупации, был евреем, и каждый седьмой еврей Европы был уничтожен на территории Беларуси. И это с учетом того, что до сих пор никто не знает, сколько сот тысяч евреев Западной Европы было депортировано для уничтожения в лагерь смерти «Малый Тростенец», в шести километрах от Минска. Нет сомнения, что в случае победы гитлеровской Германии эта же участь постигла бы и славянское население: согласно плану «Ост», на оккупированной территории не должно было остаться более 25% славян. Тем не менее, и без особого плана уничтожения славян, без славянских гетто, наподобие еврейских, без депортации в лагеря смерти ни в чем не повинных женщин, стариков и детей в Беларуси погибло более двух миллионов нееврейского мирного населения. Нет смысла выделять трагедию еврейского народа из общей трагедии народов Беларуси в годы Второй мировой войны, но и нельзя обойти вопрос Холокоста – специфического исторического и социального феномена ХХ века. Еврейское население практически во всех странах диаспоры было городским. Так сложилось исторически: пришлый люд никогда не получал от коренного населения не получал земельных наделов. Вот и в Беларуси евреи составляли от 40 до 85 процентов населения городов, а в результате Холокост привел к тому, что наши города в одночасье потеряли половину (а то и четыре пятых) своих жителей. В жизни каждого народа есть свои светлые и тёмные страницы. Летопись нашего народа – это летопись страданий и слез. Историческая память евреев хранит и кровавые погромы Богдана Хмельницкого, унесшие около 200 тысяч еврейских жизней, и погромы последней гражданской войны в России, унесшие почти столько же. Но все они кажутся просто идиллией по сравнению с Холокостом. Вряд ли найдется хоть одна семья, которая бы не пострадала в годы войны. И мы бередим свою память именами погибших – уничтоженных, подвергшихся насилию, ограбленных, доведенных до состояния рабочего скота, а затем все же расстрелянных, сожженных заживо, удушенных газом – и колокол истории начинает бить в наших сердцах. «Яры»… «Ямы»… «Овраги»… Да, фашисты не спешили делать себе лишнюю работу. Эта знаменитая немецкая деловитость, эта потрясающая методичность! В самом деле, зачем рыть огромные, вмещающие десятки тысяч тел, могилы, когда есть карьеры, балки, котлованы….?! Так на Украине появились оставшиеся в веках братскими могилами невинно убитых и замученных «яры», в России – «овраги», ну а в Белоруссии – «ямы». Спросите у местных жителей любого белорусского городка: где тут немцы убивали евреев? – и вам почти наверняка ответят: тут, на окраине, в Яме. Так Яма стала символом гибели сотен тысяч евреев. Есть Яма и в огромном, двухмиллионном Минске. Есть Яма и в маленьком городском поселке Мир Корелического района Гродненской области, разделившем судьбу сотен городов и местечек бывшей «черты оседлости». Когда-то здесь кипела еврейская жизнь: ходили продавцы в разнос, варили знаменитое кареличское пиво, устраивались знаменитые мирские ярмарки, на которых еврейское ремесленничество являло миру свои мастерство и изобретательность. А теперь в Мире нет ни одного еврея, и лишь камни величественного средневекового замка, превращенного фашистами в гетто, хранят память человеческого отчаяния и боли. Период с 1933 по 1945 гг. стал самым тяжелым, самым трагическим периодом в истории еврейского народа. Фашизм господствовал над большей частью Европы. Хорошо поработали фашисты – немцы, венгры, поляки, литовцы, украинцы, белорусы, русские! Совсем непросто «переработать» шесть миллионов иноверцев и инородцев! А ведь их мало было просто убить, а потом сжечь, закопать и т. д. Перед этим их надо было ограбить, избить, изнасиловать, унизить, заставить плясать или есть собственные испражнения. А после этого надо было рассортировать, запаковать и отправить в рейх награбленное – от детских тапочек до картин Шагала. Они переставали быть немцами, венграми, поляками, литовцами, украинцами… Они все становились убийцами. Немецкие фашисты или местные – неважно: преступность, как и все остальное мировое зло, не имеет национальной принадлежности. Трудно переоценить историческое значение постигшей евреев катастрофы. Одним ударом был уничтожен демографический и культурный центр мирового еврейства, который существовал в Европе последние тысячу лет. Неполных пять лет понадобилось, чтобы стереть с лица земли взлелеянную тысячелетием высокоразвитую культуру, основанную на языке идиш. И еще одна особенность характеризует происшедшую трагедию евреев с точки зрения развития мировой цивилизации: геноцид мог быть осуществлен только в современную эпоху и только в сплаве трех «китов, на которых держится современное тоталитарное государство – идеология, современная техника и государственная бюрократия. Именно это сочетание и делает трагедию еврейского народа уникальной страницей истории человеческого сообщества. Зловещей, трагической, не укладывающейся в сознании, но при этом уникальной. Но уникальной – еще не значит «неповторимой». Гитлеры, сталины, пол–поты, ахмадинежады – безумцы, для которых миллионы человеческих жизней – это лишь разменная монета в большой политике, всегда были и, к несчастью, еще будут. Поэтому не важно, кого уничтожают – евреев, цыган, коммунистов, «врагов народа», несчастных кхмеров – важно, что всегда найдется та горючая масса, которая запылает, освещая своим огнем идеи очередного безумца у власти и поглощая очередные миллионы людей. Поэтому мы должны знать: то, что сегодня убивают цыган, «врагов народа», католиков или «космополитов» – это историческая случайность. На их месте могли бы быть мы с вами. Известный польский поэт Юлиан Тувим в свое время написал статью «Мы – польские евреи». На вопрос, почему он причисляет себя к евреям, ответил: «Из-за крови». Это святое крещение – мучительное братство с евреями приняли тысячи людей, в том числе и те, кто сам по происхождению был еврей. Подчеркивая, что смысл жизни не в соблюдении традиций своего народа (хотя и это важно), а в твоей гражданской позиции, Илья Эренбург писал: «Меня связывает с евреями рвы, где гитлеровцы закапывали в землю старух и младенцев, в прошлом реки крови, в последующем злые сорняки, проросшие из расистских семян, живучесть предубеждений и предрассудков… Я всегда буду говорить, что я – еврей, пока будет существовать на свете хотя бы один антисемит». Война поставила на излом совесть и порядочность почти каждого взрослого человека. Оказалось, что мало принять духовное братство с евреями, надо еще своими поступками, с риском для жизни – своей и своих близких – доказывать (и в первую очередь, самому себе) на деле, что ты – Человек. Человек с большой буквы. 3 Нацизм утверждал, что между расами ведется непрерывная война, в которой высшие расы выступают в качестве физической и духовной элиты человечества, воплощая в себе творческие силы и героизм, а враждебные им низшие расы, представляют собой начала разрушительные и низменные. Антисемитизм стал официальной политикой Третьего рейха и правящей партии Германии. В выработке концепции «окончательного решения» еврейского вопроса принимали участие не только заправилы рейха, «вожди нации», но и те, кто относился к культурной элите государства – историки, юристы, политологи, экономисты. Решение уничтожить целый народ было хладнокровным и заранее обдуманным. В результате совершилось совершенно беспринципное преступление, подобно которому не знало человечество даже в самые темные эпохи своей истории – народоубийство. Появилось новое уголовное понятие – геноцид. И, что самое страшное, – случилось это в середине просвещенного XX века. И вот теперь, с высоты нашего исторического роста, изучив и проанализировав истоки трагедии, мы можем с уверенностью сказать: в этой безумной бойне у евреев практически не было шансов остаться в живых. С одной стороны были германские фашисты, у которых антисемитизм носил патологический характер. Они видели в евреях некий особый класс, который спровоцировал революцию в России, Венгрии и Германии и который являлся катализатором всех общественных беспорядков в Европе. Они были убеждены, что большевизм и еврейство – суть одно целое и что, уничтожив евреев, они подорвут основу всего советского строя, поставившего перед собой задачу захватить весь мир с помощью всемирной революции. А с другой стороны евреев окружал враждебный мир, который не только не успел за короткие два десятилетия советской власти излечиться от многовекового антисемитского прошлого, но который за эти же самые короткие два десятилетия успел подорвать основы еврейской культуры, уничтожив религию, закрыв все еврейские школы, техникумы и еврейские факультеты в вузах, уничтожив издательства, газеты, журналы, физическая расправившись над многими деятелями еврейской культуры. 5 Путаница происходит, главным образом, оттого, что в литературе постоянно путаются две основные дефиниции, касающиеся гибели миллионов мирного населения в годы войны. Вот эти дефиниции: ТЕРРОР и ГЕНОЦИД. Главный вопрос, который возникает обычно и не который пока официальная историография не дает ответа: почему нужно выделять трагедию евреев из общей трагедии народов? Морально ли делить жертвы по национальности? Напомним: всего в Беларуси в годы оккупации погибло более двух с половиной миллионов мирных граждан, из них около 800 тысяч евреев, то есть треть. Но даже сравнение относительных цифр уже убеждает: белорусского населения погибло около 20%, еврейского – более 80%. Дать ответ, почему это произошло, задача ученых. Дело в том, что многомиллионное население оккупированных стран нацисты превратили в заложников, проводя массовые казни с целью устрашения и подавления антигитлеровского сопротивления. Это была политика спланированного государственного ТЕРРОРА. Что же касается евреев, то их уничтожали просто за то, что они были евреями, и это уже была политика ГЕНОЦИДА – первый в истории случай тотального истребления людей по национальному и религиозному признаку, проводимому в порядке государственной программы. К сожалению, в современной Беларуси возобладала тенденция замалчивания истинного характера Холокоста, а это значит, население республики в массе своей так и не осознало, что же такое геноцид и чем он страшен. На наш взгляд, эта тенденция находится в одном ряду с замалчиванием геноцида отдельных слоев населения послереволюционной России большевиками по политическому и классовому признаку: офицеров царской армии, священнослужителей, зажиточного крестьянства. В отличие от Германии, которая перенесла шок ДЕНАЦИФИКАЦИИ, Россия и страны СНГ не провели в достаточной мере ДЕКОММУНИЗАЦИЮ. Болезнь, подлежащая радикальному лечению, перешла в хроническую стадию, и теперь симптомы ее нет-нет, да и дают себя почувствовать. Официальная белорусская историография чаще всего просто обходит Холокост молчанием и идет в этом отношении по пути, характерном для большинства пропагандистов стран Восточной Европы во главе с бывшим Советским Союзом. Советская пропаганда в силу царившего в течение нескольких десятилетий государственного антисемитизма замалчивала особый антиеврейский характер нацистской политики геноцида. Жертвы Холокоста повсеместно назывались «советскими гражданами» или просто «мирным населением». Сегодня такая политика наиболее отчетливо прослеживается при анализе учебной, справочной и энциклопедической литературы. В энциклопедической, справочной и учебной литературе практически не используется слово Холокост, не дается даже общего представления о геноциде евреев как о целенаправленном уничтожении нацистами одного отдельно взятого народа, почти нигде не приводятся даже приблизительного количества уничтоженных евреев, данных о числе жертв и даже о количестве гетто часто кардинально разнятся. В ведущих белорусских энциклопедиях теме Холокоста не уделено внимания даже в тех статьях, которые специально отражают судьбу еврейского народа. Так, в статье «Яўрэі» в Беларускай энцыклапедыі ему посвящена лишь одна фраза: «У Вялікую айчынную вайну яўрэйскае насельніцтва панесла вялікія страты з боку намецка-фашысцкіх захопнікаў» [4]. Не раскрывает темы и не называет цифр и аналогичная статья в «Энцыклапедыі гісторыі Беларусі», где по поводу уничтожения евреев в годы оккупации также помещена одна, ничего не говорящая фраза: « У час Вялікай Айчыннай вайны на акупіраваннай тэрыторыі Беларусі яўрэі падвергліся генацыду з боку нямецка-фашысцкіх захопнікаў» [5]. Что касается дефиниции Холокоста, то, по мнению авторов и редакторов Белорусской энциклопедии, это не сам факт уничтожения миллионов людей, а лишь «термин научной литературы, который применяется как синоним геноцида» [6], а также «термин историографии 20 века, в особенности еврейской» [7]. Точно такая же статья «Холокост» была пости одновременно размещена и в «энцыклапедыі гісторыі Беларусі» [8]. Думается, такое положение не может быть признано нормальным. P.S. Катастрофа изменила лицо мирового еврейства. И по сей день, дав жизнь трем поколениям, евреи не достигли довоенного уровня населения. Веками еврейский народ хранил память о своих мучениках. Многие кладбища и надгробия, сохранившиеся на древних еврейских кладбищах, и спустя века бросают вызов времени. Но от миллионов евреев, которые погибли во годы Второй мировой войны, от тех, чьи тела были сожжены в пламени крематориев, не осталось ни могилы, ни надгробия. И только сердца наши несут в себе тяжкий груз народной печали, которая никогда уже не исчезнет, ибо, как сказал пророк Исайя: «им дам Я в доме моем и в стенах моих память и имя…. которые не изгладятся». 1. Трагедия евреев Белоруссии (1941 – 1944 гг.). Сборник материалов и документов. Мн., 1997. – С. 99. |
Оставить комментарий |
назад на главную |