Лев Мучник

 

Записал Виктор Гин

 

 

Я прошёл огонь и воду,
Мне, конечно, повезло.
Пережил я Катастрофу,
Выжил я врагу назло!

В августе 1941 года мой город Брацлав Винницкой области был оккупирован немецкими войсками. И буквально в течение нескольких дней в городе было создано гетто. Нам, то есть, моей семье пришлось оставить дом и поселиться в комнате у чужих людей в районе, отведённом под гетто. Но даже в этих условиях жить пришлось недолго.

31 декабря 1941 года всех евреев нашего города (в том числе и меня) пешим строем отправили в концлагерь «Мёртвая петля» - район Печора Винницкой области. Уникальность этого лагеря в том, что там не кормили,  и не было создано никаких условий для проживания: в одной комнате без отопления и освещения на полу размещались по 30-40 человек. Естественно, люди умирали от голода и болезней, а на их место пригоняли новые партии евреев из других районов. Охрана лагеря осуществлялась румынскими солдатами и украинскими полицаями. Ежедневно умерших вывозили за территорию лагеря и сбрасывали в общую яму. По разным источникам в этом лагере погибли от 30 до 40 тысяч человек.

В 1942 году моего отца и старшую сестру расстреляли. Меньший брат умер от голода, ещё два брата погибли на фронте. Я в возрасте 10 лет стал «главой семьи». Я умудрялся удирать из лагеря и в ближайших сёлах выпрашивал еду и поддерживал мать.

С 16 марта 1944 года румыны и полицаи куда-то исчезли и  охрану лагеря приняли немцы. Мы поняли, что хотят убить оставшихся 260-300 человек и «замести следы» существования этого страшного лагеря. На следующий день ночью мне удалось вывести мать в ближайшее село Соколец. А утром в этом селе я встретил советские передовые части. Одна машина остановилась возле нас, и я им рассказал, что в трёх километрах отсюда находится концлагерь. На этой же машине мы с мамой въехали в этот покинутый немцами лагерь, но я знал, в каких комнатах ещё есть умирающие, ослабевшие люди. Я им с радостью сообщил, что они свободны. Словами трудно передать чувства этих людей…

С большими трудностями мы с матерью вернулись в наш город Брацлав. Наш дом был разрушен, и мы поселились в сарае у знакомых, переоборудовав его под жильё. Так как мать была больна,  и нужно было как-то выживать, я в 12 лет стал искать работу. Я был учеником сапожника, портного, а в 13 лет сдал экзамены на парикмахера. Таким образом, мне удалось поддержать мать.  Одновременно я  учился в школе, закончил её и получил аттестат зрелост

В 1994 году я со всей своей семьёй репатриировался в Израиль. У меня двое детей, трое внуков, три правнучки. Работают, учатся, ходят в детский сад…


Оставить комментарий
назад        на главную