Письма

 

Интервью с Элеонорой Гройсман в день памяти жертв Бабьего Яра

 

29 сентября Президент Украинского независимого совета еврейских женщин Элеонора Гройсман дала интервью теле- и радиожурналистам возле памятника жертвам Бабьего Яра и возле дома, в котором она родилась и из которого ушли на расстрел в Бабий Яр многие ее родные по маминой линии.

- Ежегодная траурно-торжественная церемония в Бабьем Яру для меня не просто долг перед невинно расстрелянными тысячами граждан. Это и моя личная боль. Я коренная киевлянка в тринадцатом поколении. Мой прадед по материнской линии вместе с братьями жили в большом двухэтажном частном доме на углу Андреевского спуска и Боричева тока. Когда началась война, часть моих родственников ушла на фронт, часть уехала на Урал собирать боеприпасы на военном заводе. В подольском доме остались женщины с детьми и стариками, они тоже могли уехать в эвакуацию. Но с маленькими детьми и немощными родителями, это было очень трудно. Представить же себе, что их всех могут зверски расстрелять, они не могли. Европейское еврейство с 1939 года ощутило на себе трагедию Холокоста. Но до Советского Союза эта информация практически не доходила. Да и мысль о том, что одни люди могут зверски массово уничтожать других, только за то, что они евреи, - тоже не могла уложиться в людских головах.

Все мои родственники, оставшиеся в Киеве, были убиты в Бабьем Яру. До войны в каждой из четырех квартир нашего частного дома жило около 20 человек. Семьи были большие и дружные. После войны в каждой квартире осталось вдвое меньше жильцов. Большинство погибших стали жертвами кровавой расправы над евреями в Бабьем Яру. Сегодня здесь в Бабьем Яру я кладу на могилу камни. По еврейской традиции к могилам приносят камни, а не цветы. Я также кладу камни от имени тех читателей газеты "Киев еврейский", которые сами не могут приехать в Бабий Яр и просили меня принести камни в память жертв к месту этой трагедии.

В августе в Киев приезжали на Марш Жизни немцы, потомки нацистов. Они просили прощения за деяния своих предков. Им было больно за то, что творили их родственники и они хотели снять непосильный груз со своих душ. Я прощаю их, ибо они не могут отвечать за поступки своих предков.

В то же время забывать Холокост нельзя, так как только память об этой трагедии может предотвратить подобные катастрофы в будущем.

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.

 

назад

на главную