Письма

 

 

О предложении С.Сушона

 

 Феликс Сорин

 

Поставленные в публикации вопросы актуальны и своевременны.
Приходится сожалеть, что до сих пор не определены статусы отдельных категорий людей, пострадавших в период Войны, и надеяться на быстрейшее решение этого вопроса.
На мой взгляд, следует отразить временной характер получения социальной надбавки, т. к. этот показатель может изменяться во времени.


 

 Александр Браверман


Мне кажется определение пострадавших в войне следует сформулировать "ПОСТРАДАВШИЕ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ". Необходимо также решить вопрос по делению бывших узников концлагерей и гетто на получающих соцнадбавку и не получающих ее. Ведь все они находились в годы Катастрофы в одинаковых условиях. Это деление наносит большой моральный, да и материальный вред.


 

 Наум Керпилевич

 

Только что прочёл на сайте статью д-ра Сергея Сушона "О некоторых важных определениях". Сказанное в

статье полностью соответствует моему личному мнению. Считаю в дальнейшем недопустимыми попытки уравнять понятия «жертвы Катастрофы», «уцелевшие в Катастрофе» и «Пострадавшие от войны» и всех считать пострадавшими в Катастрофе в равной степени. Этому способствуют ведущие журналисты русскоязычных СМИ, в частности ведущий 9-го канала г-н Кон, который додумался после решения правительства Израиля о некоторых материальных льготах для уцелевших в Катастрофе сказать в своей передаче, что правительство делит пострадавших в Катастрофе на низшую категорию (эвакуированных) и высшую категорию (узников), добавив при этом, что он и в дальнейшем продолжит заниматься этим вопросом. Так вот, чтобы помочь таким «специалистам», как г-н Кон, грамотно освещать ситуацию в СМИ, необходимо добиться в кратчайший срок реализации предложения д-ра Сергея Сушона.


Леонид Немировский

 

Прочел  статью док. Сергея Сушона "О некоторых важных определениях". Довел ее членам Совета нашей организации г.Ришон Ле-Циона. Мы все согласны с предложением С.Сушона. В русскоязычных СМИ все категории пострадавших неоднократно приравнивались к ЖЕРТВАМ КАТАСТРОФЫ, не вникая в сущность пережитого каждым отдельным человеком - в лагере и гетто или того, кто избежал этого. Доходит до того, что в некоторых организациях и землячествах руководители неправильно (некомпетентно) выносят этот вопрос на обсуждение членов организаций, из-за чего лишь появляются враждебные настроения одних к другим.

Срочно необходимо провести через СМИ, радио и телевиденье разъяснительную работу среди русскоязычного населения, довести все до руководителей всех общественных организаций, чтобы этот вопрос более не подымался и не обсуждался. Узаконить в стране статус ПЕРЕЖИВШЕГО КАТАСТРОФУ и выдать людям соответствующее удостоверение. Желательно наконец-то узнать достоверную цифру, сколько еще проживает в стране лиц разных категорий.



Григорий Пустильник

Председатель организации узников гетто г. Хайфы.

 

Эту статью мы обсуждали вчера в Хайфе на собрании бывших узников гетто, и все ёё одобряют. Жаль, что она не появилась в 1992 г. Ёе надо опубликовать в СМИ как русских, так и ивритских.
Только внедрить в практику эти термины будет чрезвычайно трудно. Даже название нашей организации не соответствует этим терминам.


Михаил Штейнман,
профессор

С большим вниманием прочитал опубликованную на сайте статью С.Сушона. Основная идея статьи – навести, наконец, порядок  в Израиле в определении понятийного аппарата жертв Холокоста. В противном случае появляются недобросовестные манипуляции с этими определениями и, в конечном итоге, вводится в заблуждение общественность, Кнессет и руководство  страны. ПОЛНОСТЬЮ поддерживаю стремление автора определиться с этими понятиями.

      Одновременно решил  высказать свою точку зрения по затрагиваемым вопросам.

1.  Относительно численности лиц, относимых к числу жертв Катастрофы. НИКТО (!) в Израиле то ли не хочет, то ли не знает, то ли не в состоянии сделать это. А это чревато не только моральными, но и материальными издержками.

2.  Кого считать «Жертвами Катастрофы»?  Полностью согласен с позицией автора. Это евреи, погибшие от рук нацистов и их пособников на оккупированных территориях во время Второй Мировой Войны: в акциях уничтожения, во время депортаций в лагеря и гетто, в гетто и лагерях, в убежищах, погибших во время вооруженного сопротивления в гетто, лагерях и партизанском движении, погибшие при попытке спастись на пути в эвакуацию (обстрелы, бомбежки и т.п.), а также неевреи, добровольно разделившие судьбу своих еврейских мужей и жен и погибшие с ними в перечисленных выше ситуациях.

     Поскольку в лингвистическом смысле жертвами Катастрофы в определенном смысле являются и бежавшие под натиском оккупантов,  более корректно было бы назвать  эту категорию лиц как  ПОГИБШИЕ В КАТАСТРОФЕ.

3.  Полностью поддерживаю точку зрения С.Сушона о том, что евреев, оставшихся в живых на оккупированных территориях после акций уничтожения, депортаций, пребывания в убежищах, гетто, концлагерях,  следует считать    как уцелевших в Катастрофе ( или уцелевших в концлагерях и гетто).

4. Беженцев и эвакуированных с оккупированных территорий, избежавших преследований нацистов, продолжавших в тылу трудиться, учиться, пользоваться всеми гражданскими свободами, нельзя относить ни к погибшим, ни к уцелевшим в Катастрофе. Они не были на оккупированных территориях, не подвергались преследованиям и опасности уничтожения со стороны нацистов из-за принадлежности к еврейскому народу. Эту категорию людей я бы назвал не  пострадавшие от войны, а пострадавшие от нацизма. Если речь идет о необходимости оказания им материальной помощи, то в этом сомневаться не приходится.


Григорий Эльпер

 
Предложение С.Сушона более чем своевременное. Терминология должна быть согласована с заинтересованными организациями и утверждена на государственном уровне. Это исключит в дальнейшем произвольное толкование терминов при принятии важных решений.


Борис Холондовский

Заместитель председателя

"Всеизраильского объединения беженцев-жертв катастрофы"

 

Предлагаемые Феликсом Сориным деление евреев на статусы отдельных категорий, пострадавших во время Второй мировой войны, вводит людей в заблуждение и не отражает фактическое положение дел.
Рассуждать следует так:
Если бы не было войны не было бы деления пострадавших на "жертв катастрофы"; "уцелевших в катастрофе"; "беженцев" и так далее. То есть, эти все три группы являются пострадавшими от войны. Поэтому, всех пострадавших следует  объединить в одну группу и  дать им  единственный официальный статус- ПОСТРАДАВШИЕ ОТ ВОЙНЫ. 
Вот именно эту ЕДИНСТВЕННУЮ группу по ТЯЖЕСТИ страданий - преступлений (а не по виду) следует разделить на три группы:
   1-я группа (коротко) - ЖЕРТВЫ КАТАСТРОФЫ....;
   2-я группа (коротко) - УЦЕЛЕВШИЕ В КАТАСТРОФЕ....;
   3-я группа (коротко) - БЕЖЕНЦЫ КАТАСТРОФЫ...  . 
Все эти три группы, следует отнести к жертвам и пострадавшим в ХОЛОКОСТЕ. 
ВЫВОДЫ:
Принятие такого решения будет грамотным, понятным, объединит, а не разъединит евреев, пострадавших от нацизма. Волноваться и переживать второй группе пострадавших по поводу того, что из-за 3-й группы пострадавших они материально могут пострадать, нет никаких оснований.
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ СИЛА.


 Эдуард


Я по этим определениям - беженец. И только? Судите сами. Мы (мать, бабушка и я), в августе 1941г. успели уехать в Казахстан, где до 1944г., жили в постоянном голоде. Мать рассказывала, что я, от слабости, почти не поднимался с постели. На фронте погибли отец и дед. Вернулись в Одессу - квартиру нам не вернули, много лет жили в развалюхе, в тех ещё условиях. Нищета не покидала нас, в 10 классе (1956г.) учительница даже сделала маме замечание, что я хожу в школу в ватнике. Кончил школу - пошел чернорабочим на завод, техникум, институт - вечерние. И так - лучшие годы жизни. Так я беженец (а таких как я много), или жертва?

Хватит дискуссий, нам жить осталось с "гулькин нос", а мы, не имея своей крыши над головой, выплачиваем более половины пособия за съём жилья. Нам не до дележа льгот, Но, пока мы живы, надо заставить правительство увеличить (хотя бы таким, как мы) пособие на съём до размера, позволяющего действительно снимать на него крышу над головой. Такие как я - все мы жертвы!


 Роман Йоффе
 

Как человек, переживший Минское гетто, а затем концлагерь Берген-Бельзен в Германии в возрасте от 4-х до 8 лет, а после войны до 16 лет состоящий на учете в туберкулезном диспансере, считаю, что объединение в одну группу уцелевших в Катастрофе и беженцев Катастрофы несправедливо и нелогично.
Для тех, кто это не может или не хочет понять, приведу более понятную аналогию: при автомобильной аварии есть те, кто погиб и те, кто остался на грани выживания, но помимо этого есть люди, которые из-за создавшейся пробки на дороге, вовремя не смогли попасть в пункт назначения (на работу, в аэропорт и другие важные для них места, иногда с детьми, которых не смогли во время покормить и пр.).
Эти люди тоже пострадали из-за переживаний и материальных потерь.
Но разве можно сравнить страдания людей изувеченных и свидетелей аварии?!


 Давид


Господа, о чем мы спорим, к чему все эти разговоры, что это вам даст? Вы же называете тех, кто погиб в Холокосте, жертвами войны. Поэтому перестаньте городить забор там, где он не нужен. Есть жертвы Катастрофы, есть спасшиеся в Катастрофе, должны быть беженцы Катастрофы. Поговорите с беженцами - узнаете, сколько лиха выпало на их долю. Будьте все здоровы!  


 Семен Шпунгин

По поводу письма "Дважды беженца Катастрофы"

До сих пор не утихают пересуды о том, кого считать пережившими Катастрофу. Хотя, казалось бы,  все настолько очевидно, что тут не может быть причины для споров. Сергей Сушон на страницах "Новостей недели" попытался внести ясность в бытующую терминологию, но в той же газете натолкнулся  на окрик. В номере за 10 сентября появилось адресованное ему письмо под заглавием "ИЗВИНИТЕ !" Его автор Вадим Теплицкий, именующий себя "дважды беженцем Катастрофы", впав в истерику, называет выступление С.Сушона "верхом предательства по отношению к тем, кто пережил Катастрофу и… уцелел". Достойно сожаления, что этот человек публично теряет над собою контроль и позволяет себе подобные выпады.

Некоторые из его сторонников, готовые поставить знак равенства между уцелевшими в Катастрофе и пережившими войну в эвакуации, выражают свое мнение в СМИ все более запальчиво, чтобы не сказать агрессивно. Во избежание кривотолков вернусь к тому, о чем я уже писал два года назад (статья "Суета вокруг Катастрофы", "Новости недели"). Конечно же, речь идет о людях нелегкой судьбы, о семьях, бросивших свои дома, о женщинах и детях, натерпевшихся в скитаниях по чужим и далеким городам и селам. В глубоком тылу беженцы умирали от голода, холода, болезней и прочих напастей. А многие погибли еще в пути под бомбами германских самолетов. Но у кого повернется язык сказать, что это – намеренный геноцид евреев, а не реальность самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества?! Разумеется, людей, которых постигла сия участь, государство обязано поддержать на старости лет. Они выстрадали право на такую поддержку!

Тем не менее, вещи надо называть своими именами. Отдельные журналисты, а вкупе с ними и политики, подчас не замечают разницы между евреями, попавшими в руки нацистов, и теми, кому удалось заблаговременно покинуть территории, захваченные вермахтом. Неловко пояснять, почему такая "уравниловка" выглядит кощунственно. Беженцы, к счастью, не видели своими глазами ужасающей бойни, не проходили селекций, не дышали гарью крематориев. При всех своих горестях они не были сломлены обреченностью смертников.

Мне, человеку, чьи свидетельские показания фигурировали на Нюрнбергском процессе, трудно согласиться с утверждениями, искажающими само понятие "ницулей а-Шоа"  - в дословном переводе "спасшиеся в Катастрофе".


 Лев Эпштейн

блокадник, член ашдодской организации "Беженцы катастрофы"

 

1.Слово ЖЕРТВА  по всем правилам русского языка  и юридическим нормам в равной степени относится как к павшим, так и к уцелевшим в Катастрофе. Это, кстати, подтверждается и использованием этого термина во всех материалах на сайте "Ассоциации уцелевших в концлагерях и гетто".  А термин "ПОСТРАДАВШИЙ В ВОЙНЕ"  никак не связывает человека с признанием его Германией в качестве жертвы преступлений нацистского режима против еврейского народа. Поэтому считаю абсолютно логичным  введение единого статуса  для всех выживших "УЦЕЛЕВШИЙ В КАТАСТРОФЕ" с  градациями "Уцелевшие в концлагерях и гетто" и "Беженцы и блокадники", определяющими, в частности, уровень материальной поддержки как со стороны Германии, так и со стороны  государства Израиль и еврейских организаций.  

 

2. Стремление отмежеваться от беженцев, блокадников и других жертв Катастрофы, признанных таковыми даже германской стороной, по-моему, выглядит просто неприлично, как попытка избавиться от "конкурентов" за мифический кусок пирога.

 

3. И совершенно непонятно, почему вопрос о статусе  "Уцелевших в катастрофе" связывается с получением соцнадбавки к пособию по старости от "Битуах леуми" - ведь эта надбавка зависит только от уровня материального благосостояния семьи.


 Наум Керпилевич

В последнее время, как и следовало ожидать, на сайте ассоциации и в газете «Новости недели» появились много откликов на предложение д-ра Сергея Сушона упорядочить определение лиц, погибших и уцелевших в Катастрофе. В большинстве откликов выражается правильное понимание данной проблемы, предлагается своё понимание и вносятся деловые предложения. Но удивляют некоторые отклики граждан, придумавших себе название «беженцы Катастрофы». Этими людьми руководит не здравый смысл, а совершенно необоснованная чёрная зависть к бывшим узникам концлагерей и гетто за некоторые получаемые ими материальные льготы. Весь сыр-бор начался с принятием Закона «Правительственная программа помощи пережившим Катастрофу и нуждающимся  пожилым гражданам» от 3-го марта 2008г., которым предусмотрены определённые материальные материальные льготы пережившим Катастрофу бывшим узникам концлагерей и гетто. Бывшие эвакуированные возымели желание также называться пережившими Катастрофу, ошибочно полагая, что если их так называть, они будутприсоединены к этим льготам.

Вышесказанное побудило меня второй раз дать свой отзыв. Во-первых, хочу подчеркнуть, что льготы по правительственной программе получают не все бывшие узники, а только те, кто относится к малообеспеченным слоям населения, живущие на пособие по старости с социальной надбавкой. Но есть значительное количество узников, не получающие социальную надбавку, т.к.заработали в Израиле пенсию, инвалиды войны и другие категории. Эти узники не получают льготы от Минфина Израиля.

Бывшие узники, выходцы из разных стран Европы, давно объединены в общественные организации, главной задачей которых является сохранение памяти родных и близких, погибших в концлагерях и гетто и доведение до всех об ужасах, пережитых в гетто и концлагерях. Практически с самого создания государства Израиль узниками, выходцами из Варшавского гетто, создан музей «Лохамей А-Гетаот». Затем был создан мемориальный комплекс «Яд Ва-Шэм» и ряд учебных центров по изучению Холокоста. В этом году исполнилось 15 лет Всеизраильской ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто», насчитывающей около 4000 членов и имеющей отделения в 29 городах Израиля.

Ассоциация входит в состав центральной организации (иргуна), объединяющей все организации узников, выходцев из разных стран Европы. Имеется Международный Союз  бывших узников фашизма, всостав которого входят орнизации узников стран СНГ, США, Германии и других стран. По инициативе Международного Союза в г. Одессе состоялась  Международная конференция, посвящённая 65-летию освобождения узников концлагерей и гетто на оккупированной фашистами территории. 24 сентября 2009г. в музее «Яд Ва-Шэм» состоялся траурный митинг «Пепел Бабъего Яра». Это только последние мероприятия, посвящённые памяти Холокоста, проведенные организациями узников. Хочу добавить, что работа ассоциации открыта и прозрачна. А вот о существовании каких-либо организаций эвакуированых до принятия закона от 03.08.2009 не было слышно вообще. Теперь появилась такая организация в г. Бат-Яме, которая берёт на себя даже функцию выдачи отличительного знака «Ницол А-Шоа», не имея для этого никаких прав или оснований. Такой знак может быть выдан только, если будет учреждён специальным аконом. Боритесь за свои права на материальные льготы, господа эвакуированные, если вы считаете, что они вам полагаются. Узники будут только рады и довольны, если ваши требования будут удовлетворены. При этом не идёт речь о дележе пирога. Льготы узников и льготы эвакуированных не могут зависеть друг от друга. И не надо завидовать узникам. Лучше посетите музей «Яд Ва-Шэм» и, может быть сумеете понять разницу. Кстати, были во время войны эвакуированные в организованном порядке на Восток страны вместе с предприятиями, на которых работали, а также семьи командиров и политработников Красной Армии и партийных и государственных работников, но были и те, что бежали самостоятельно. Немцы отказывали в одноразовой выплате организованной категории эвакуированных, и тогда все начали писать в своих анкетах, что бежали сами.

Считаю предложение д-ра Сергея Сушона актуальными и подлежащими скорейшей реализации. Этим будут устранены путаница и разночтения в средствах массовой информации и умах людей. Каждый участник событий второй мировой войны должен характеризоваться своим именем в соответствии с перенесенными потерями и страданиями.
 


Александр Горбонос

Я полностью согласен с предлагаемыми определениями. Путаница в определениях вредит правильному пониманию явления Катастрофы и может служить основой для злоупотреблений.
Необходимо довести этот материал до всех организаций, с которыми нам приходится контактировать, как мнение Ассоциации.


 Шулим Соболь

Вопрос поднят правильно и своевременно.
1. Пережившие концлагеря и гетто - безусловно уцелевшие в Катастрофе.
2. Погибшие от рук фашистов и их пособников, не участвовавшие в боевых действиях, - жертвы Катастрофы.
3. Эвакуировавшиеся с территории, впоследствии занятой врагом, оставившие свое имущество, дома и т.д. и впоследствии вернувшиеся назад или оставшиеся на новых местах жизни, должны быть разделены на две категории: 1) вернувшиеся в свои дома, квартиры, встретившие своих мужей - пострадавшие от войны и 2)оставшиеся без жилья или потерявшие своих мужей - жертвы войны.



 

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.


назад

на главную