Письма

 

От Редколлегии.

Это письмо принес Александр Браверман. Автор письма Елена Таенчук - сестра Валентины, одноклассницы Александра . "Письмо достойно нашего внимания", - сказал Саша. Мы же полагаем, что то, о чем в нем рассказано, надо знать всем. Может быть, кто-то устыдится.

 

... у нас короткая память...

Елена Таенчук

Саша, здравствуйте!

Сегодня Всемирный День памяти жертв Холокоста. Пишу об этом, потому что много лет мне не дает покоя эта память.

На Украине я не живу с 68 года, а моя мама оставалась там до 2003-го. Мы жили на станции Копай возле самого леса. До войны в этом лесу были воинские казармы (в 41-м их разбомбили немцы), и на этом месте во время войны сделали лагерь.

Охраняли его румыны, а немцы наезжали с проверками. Эти бедные люди сидели в голоде и холоде за колючей проволокой, но иногда кого-нибудь выпускали под залог других родственников выменять какие-нибудь вещи на еду, не знаю, что у них было - все ценное отняли сразу же. Однажды моя мама была свидетельницей того, как молодая беременная женщина шла по дороге от лагеря, а на танке ехали с проверкой немцы и специально на нее наехали.

Люди часто ходили к лагерю, пытаясь перебросить через проволоку какую-нибудь еду, ходила и мама. Но однажды охранник ее поймал и высек нагайкой так, что у нее остались рубцы.

Когда я еще училась в школе, строили здание конторы для лесхоза, и решили на месте лагеря раскопать блоки для фундамента. И оказалось, что там сплошные останки людей. После этого нашлись родственники, которые стали приезжать из разных мест, сделали как бы надгробие. А когда в последний раз я была в Копайгороде в 2003, все это уже разрушалось, люди разъехались кто куда и следить за этой братской могилой было некому. Может, у Вас в Копайгороде есть знакомые, которые смогли бы туда поехать и восстановить все?

Вообще, у нас короткая память. Еще я помню, что где-то в 50-е годы в лесу вдоль железной дороги были сплошные траншеи и могилы. Почему-то все помнили, что среди жителей были мародеры, которые раздевали убитых (один из них даже отсидел срок), но о том, чтобы перезахоронить солдат, никто даже не подумал. Когда я стала взрослой и до меня все это дошло, все эти бугорки от могил сравнялись с землей и в один из своих приездов в отпуск узнала, что только одного человека обнаружили и перезахоронили.

А их там была масса, так как для немцев железная дорога (она была стратегической: раньше через нашу станцию шли все поезда от границы - из Бреста, Будапешта, Бухареста, Софии и т.д.) имела большое значение, а наши солдаты похоже оборонялись до последнего.

У меня эти места постоянно перед глазами. В России поисковики хоть занимаются этим, а на Украине - не знаю.
Вот все, что хотела Вам рассказать, потому что не знаю, как быть с этой памятью.


 

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.

 

назад

на главную