РАССКАЗ БЫВШЕЙ УЗНИЦЫ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКОГО ГЕТТО

Роза Гаусман


Я родилась 20 июня 1929 года в г. Могилев-Подольск. К началу войны мой отец Наум Нахманович не был призван в армию по брони, так как он был рабочим на мукомольной мельнице. У меня была мама Белла Шмульевна 1903 г.р., сестра Поля 1930г.р., брат Миша 1935 г.р. и 2-х месячный братик.

В конце июня 1941 года началась бомбежка города и наша семья убежала в ближайшее село Озарницы. Во время одного из налетов была разрушена плотина, хлынувшая вода снесла наш домик и мы остались без одежды и необходимых для жизни вещей. В июле в Озарницах немцы провели облаву на евреев и захватили 28 мужчин, включая нашего отца, загнали их в синагогу и расстреляли за то, что они были евреями. Родные сами похоронили убитых. У матери пропало молоко и наш грудной братик умер от голода.

Мама одевала меня в порванную одежду и мазала сажей лицо, чтобы ко мне не приставали румыны, которые насиловали девочек, оставшихся без отцов. Нашему горю и отчаянию не было предела. В таком состоянии мы пешком возвратились в город голодные, без жилья и вещей. Нас приютили знакомые и мы стали выживать в одной комнате на 8 человек.

Когда в городе было создано гетто, мы постоянно голодали. Я знала место в колючей проволоке, через которое можно было выбраться из гетто просить еду у местного населения. У нас не было воды и мы страдали от вшей и болезней. От голодной смерти нас спасла семья украинцев Белинских. Они разрешили мне и маме работать в своем хозяйстве и давали еду и немного одежды. Когда была организована румынская комендатура, я там убирала и мыла полы. Нас не кормили, но нам удавалось набирать воду и приносить домой. У нас не было керосина, чтобы зажигать лампу. Вместо лампы мы вырезали углубление в картошке, наливали масло и вставляли в него фитиль из веревки.

Пока я буду жить, я не смогу забыть пережитое. Это было выживание без права на жизнь. Пусть будет благословенной память всех моих родных убитых фашистами или умерших от голода и болезней.

Теперь я живу в Афуле. Недавно упала и сломала ногу. Мне сделали операцию, и я хожу только в комнате с галихоном. Меня навещают дети и внуки, проявляют заботу члены нашего «Афульского отделения Узников гетто» и волонтеры из амуты «Сабра».
 

Оставить комментарий
назад        на главную