Это нужно живым!

(Казус Ванагайте)

 

Майя Мардер

 



Я получила в подарок от профессора Института Международных отношений города Кишинёва Сергея Михайловича Назария книгу «Холокост». Сергей Михайлович глубоко изучил события, происходившие во время войны в Молдавии, поднял массу архивов, правдиво описал и подтвердил документами Холокост в Молдавии. Из этой книги я узнала многое, чего никто и никогда за годы, прошедшие после войны, наверно, не знал.

Профессор Назария на основании архивных документов подтверждает, что в городе Фалешты к началу войны жило 3-4 тысячи евреев, и всё еврейское население города Фалешты было угнано в село Лимбены и уничтожено.
Я родилась в городе Фалешты в бывшей Бессарабии.

В Фалештах до войны жили мать моего отца – Сарнер Сима и три его сестры Хайя, Рива и Рахиль с семьями. Все они погибли.
А я с родителями, сестрой и братом к началу войны жили в Згурицах.
Сейчас в этих двух городах нет ни одного еврея, как, впрочем, и во многих других городах Молдавии.

Мои родители и я с сестрой и братом пережили шесть меяцев марша смерти. Затем четыре месяца мы были в лагере смерти. Я была выброшена к трупам умерших в глубокий снег при температуре минус 42 градуса. Меня почти мёртвую нашёл и спас отец. Как видно, для того. чтобы я, когда прийдёт время, обо всём рассказала. Мои воспоминания напечатаны в книге «Кто выживёт, расскажет».

Но не все воспоминания вошли в мой рассказ, напечатанный в книге.
Я помню ещё, что вышел приказ Антонеску переписать всех евреев перед расстрелом. Это было в лагере Выртюжаны. Нас всех построили в колонну. Недалеко было выставлено в ряд несколько длиных столов, за которыми сидели румынские офицеры. Мы проходила перед этими столами, и каждого из нас записывали в конторскую книгу. Объясняли – для возвращения домой. Записав, тут же одну семью направляли налево, другую – направо, в две разные стороны. Там нас уже ждали молдавские полицаи.

Левую колонну направили на Рыбницу. В ней было не меньше 500 человек. В эту колонну попали две сестры моей матери: Трахтман Сима и Геллер Ривка с их семьями - всего 11 человек. Во многих сёлах вокруг Рыбницы местным населением по требованию властей были выкопаны ямы в ожидании евреев для расстрела. Всю левую колонну расстреляли. Мне кажется, где-то должны быть эти книги с именами моих земляков, с именами тех, кого расстреляли.

Все годы мне не даёт покоя память о моих погибших родственниках.
Мне удалось связаться по телефону с председателем сельсовета села Новые Лимбены Анатолием Бузут. Он, оказывается, помнит и знает, где находятся места захоронения убитых евреев. Он рассказал мне, что в Лимбенах был лагерь для евреев, люди здесь «жили», умирали, и тут же их трупы забрасывали в огромную яму, вырытую молдаванами – жителями села. К осени всех оставшихся в живых угнали в близлежащий лес и расстреляли.

Знакомый, которого я попросила побывать в Лимбенах и который связал меня с председателем, рассказал, что на месте общей могилы земля ровная, пасутся коровы, играют дети. А из рассказа председателя я знаю теперь, что лес при советской власти вырубили, раздали участки земли населению села. Сельчане построили дома и весьма благополучно живут, топча ногами могилы погребенных людей.

В каждом селе Молдавии есть массовые захоронения евреев. И почти везде эти места даже не обозначены, не огорожены, как и в селе Лимбены, где смерть постигла моих родных.

Я просила председателя сельсовета хотя бы оградить место, где было общее захоронение его земляков, и поставить табличку.
Вразумительного ответа я не получила. Он ответил, что для этого нет денег. Тогда я написала ему письмо, где пыталась объяснить, что эти убиенные евреи заслужили памятники – не то что ограды! А средства надо взять из присвоенного и разграбленного еврейского имущества.

Грабёж происходил на моих глазах. К дому моих родителей подъехала подвода из соседнего молдавского села Макарешты, и я видела, как муж с женой выносят всё из нашего дома. Когда после освобождения мы вернулись в Згурицу, от нашего дома осталась только одна стена, а на ней ещё были видны гвоздики с петлями, на которых когда-то висел ковёр.

Те немногие люди, вернувшиеся в родные места Молдавии, выжили на оккупированных территориях Украины. Антонеску немного изменил свою политику по уничтожению евреев Транснистрии после того, как немецкие армии потерпели поражение под Сталинградом. Но в Модавии, не без помощи молдаван, насколько мне известно, все евреи погибли.

Я уверена, что эту часть истории Второй мировой войны в молдавских школах не изучают. Но факт остаётся фактом – Холокост в Молдавии был и останется несмываемым пятном в истории страны, если народ не позаботится о сохранении памяти невинно погибших земляков, не построит ограды вокруг безымяных могил, не повесит таблички.

И поставил бы памятники! А женщины посадили бы цветы.

Это нужно не мёртвым – это нужно живым!



Оставить комментарий
назад        на главную