Композитор Макс Авелевич Кюсс родился в 1874г.
В конце зимы 1942 г. был убит в Одесском гетто.
Написать биографию российского и советского композитора Макса Кюсса, автора вальса «Амурские волны» - задача дольно сложная, так как существуют две разные версии относительно даты и места его рождения, а точные обстоятельства и дата его смерти вообще не известны, и по этому поводу есть лишь предположения. Однако попробуем описать то, что нам известно об этом выдающемся музыканте.
Макс Авелевич Кюсс родился 20 марта 1874 года в Одессе Одесса в ту пору была не только самым большим южнороссийским городом, но и крупнейшим морским портом, через который проходило более 90% всего российского экспорта. Есть версия, что М.А. Кюсс родился в 1877 году в городе Шавельске (ныне г. Шяуляй в Литве), однако факты свидетельствуют о другом - согласно документам из личного дела военнослужащего Кюсса М.А., хранившимся в Центральном государственном архиве Советской Армии, родился он именно в Одессе, и именно в 1874 году.
Макс Кюсс родился в бедной еврейской семье. В конце XIX - начале XX вв. население Одессы на 50% состояло из евреев, говоривших в основном на русском языке, и по своему образу жизни и материальному положению практически не отличавшихся от одесситов христианского вероисповедания.
Макс Кюсс с раннего детства любил музыку, хотел научиться играть на музыкальных инструментах, однако бедность родителей не способствовала исполнению этого желания. Максу Кюссу пришлось работать учеником жестянщика, но больших денег эта работа не приносила. Однако ему всё же удалось накопить денег на уроки музыки, и он научился играть на кларнете.
Вскоре его жизнь переменилась по известному принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Макса Кюсса призвали в армию, и зачислили в «музыкантскую команду», как в ту пору назывался военный оркестр. Кстати, служили в армии по призыву тогда не один год, как сейчас, а целых пять лет. Тем не менее, армия дала возможность Максу Кюссу заниматься любимым делом - играть на музыкальных инструментах.
После окончания службы в военном оркестре Макс Кюсс поступил в Одесское музыкальное училище, а после его окончания в 1903 году снова вернулся в армию, но уже не призывником, а, как сейчас бы сказали, «контрактником». Было ему в это время 27 лет. Макс Кюсс получил назначение в 11-й Восточно-Сибирский пехотный полк, дислоцировавшийся во Владивостоке, на должность капельмейстера (дирижёра военного оркестра).
Уже через год, в 1904 году, началась Русско-японская война, продолжавшаяся до конца 1905 года, и Макс Кюсс вместе со своим полком был направлен на фронт, в Маньчжурию (Северный Китай), где развернулись боевые действия. Максу Кюссу повезло - он прошёл всю войну без единой царапины, и после заключения мира вернулся со своим полком во Владивосток.
Надо сказать, что Макс Кюсс был не просто дирижёром военного оркестра, но и композитором - он и сам активно сочинял музыку, и за свою жизнь создал более 300 (!) музыкальных произведений. Его полковой марш был даже удостоен высочайшей награды со стороны вдовствующей императрицы Марии Федоровны (вдовы бывшего императора Александра III, который, кстати, отличался каким-то зоологическим антисемитизмом, и, будь он жив, вряд ли бы одобрил супругу, отметившую заслуги еврея). Вдовствующая императрица наградила Макса Кюсса именными золотыми часами.
Однако самым известным произведением Макса Кюсса стала музыка сугубо гражданская - в 1909 году он написал знаменитый вальс «Амурские волны», и впоследствии он получил известность именно как автор этой замечательной музыки. Произошло это при следующих обстоятельствах*.
*Источник: https://www.zaxodi-v-internet.ru/maks-kuss.html
В полк был прислан из Санкт-Петербурга новый командир, полковник Кирилленко, служивший ранее в Генеральном штабе Русской императорской армии. Вряд ли он был обрадован путешествием из Санкт-Петербурга во Владивосток, но служба есть служба, и место её прохождения не выбирают. Вместе с новым командиром полка приехала и его жена, Вера Яковлевна Кирилленко, которая была на 25 лет моложе своего мужа.
Макс Кюсс влюбился
в неё с первого взгляда, но шансов у него, естественно, не было - унтер-офицер не мог конкурировать
с полковником, и полковничья жена никогда бы не ушла от мужа к «нижнему чину», а устраивать «адюльтеры»
в войсковой части, где все у всех на виду - дело довольно затруднительное, тем более, что начальник
мог за это подчинённого в порошок стереть.
Тем не менее, Макс Кюсс объяснился Вере Кирилленко в любви, и, как и следовало ожидать, получил отказ.
Под впечатлениями своей безнадёжной любви Макс Кюсс написал вальс, и назвал его «Амурские волны», причём
название было с двойным смыслом, ведь Амур - это не только дальневосточная река, Амур - это ещё и древнеримский
бог любви, и название «Амурские волны» символизировало несчастную любовь, уплывающую далеко по волнам…
Впервые вальс был исполнен в городском офицерском собрании, а на нотах было указано: «Посвящается
Вере Яковлевне Кирилленко». Если для всей остальной публики такое посвящение объяснялось тем, что Вера
Кирилленко была председательницей «Владивостокского общества помощи нижним чинам и их семьям», то и
сама Веря Яковлевна, и её муж абсолютно правильно поняли смысл этого вальса, и какие «амурские волны»
автор имел в виду. И хотя жена полковника Кирилленко не давал мужу никаких поводов для ревности, тем
не менее он возненавидел капельмейстера Кюсса лютой ненавистью, и стал пытаться «спихнуть» его в какую-нибудь
другую войсковую часть.
Однако удалось ему это сделать только через долгие 5 лет, в 1914 году, когда началась Первая мировая
война. Макса Кюсса отправили на фронт, капельмейстером 5-й Донской казачьей дивизии. Он уехал из Владивостока,
и больше никогда не видел женщину, вдохновившую его на написание вальса «Амурские волны»*.
* Источник: https://www.zaxodi-v-internet.ru/amurskie-volny.html
В Первую мировую войну 1914-1918 гг. Макс Кюсс служил капельмейстером в 5-й Донской казачьей дивизии, а после Октябрьской революции и победы большевиков Макс Кюсс продолжал службу капельмейстером уже в Красной Армии, в 416-м стрелковом полку, а затем дослужился до командира музыкального взвода Кремлёвского почётного караула.
Ушёл в отставку он в 1927 году, в возрасте 53-х лет, и вернулся из Москвы в Одессу. Кстати, не исключено,
что его отставка была вызвана не столько возрастом, сколько недостаточной преданностью Коммунистической
партии и коммунистической идеологии. Как было указано в аттестации, утверждённой его начальством, «Тов.
Кюсс … Политически отсталый и в этом отношении работает над собой недостаточно».
Видимо, не хотелось Максу Авелевичу на старости лет штудировать труды Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина.
А для Кремлёвского почётного караула это был серьёзный недостаток.
Вернувшись в Одессу, Макс Кюсс работал преподавателем в Военно-музыкальной школе - это был аналог Суворовского училища, только специально для будущих военных музыкантов, и туда набирали в основном бывших детдомовцев.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, Одесса была захвачена немцами, и первое, что они делали на оккупированных советских территориях - загоняли евреев, не успевших эвакуироваться на Восток, в специально созданные гетто, а затем их расстреливали. Уничтожение евреев Западной Европы началось значительно позднее, только в 1943 году.
Макс Кюсс эвакуироваться из Одессы не успел, и вместе с другими евреями 67-летний композитор попал в Одесское гетто.
Иллюстрация Wariag |
Так погиб выдающийся музыкант и композитор, написавший одну из красивейших инструментальных мелодий начала XX века*.
*Источник: https://www.zaxodi-v-internet.ru/maks-kuss.html
Оставить комментарий