Против ложной справедливости*

В.А.

Уточняйте значения слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений.
Рене Декарт

Емким словом Катастрофа практически весь мир называет целенаправленное уничтожение евреев в годы Второй мировой войны. Там, где осуществлялось такое уничтожение, евреи автоматически становились либо жертвами Катастрофы, либо - если чудом уцелели - выжившими в ней. Никто другой - по определению - обладать этим статусом не вправе.

Но вот уже ряд лет в Израиле представители тех евреев, которые в годы войны эвакуировались в тыл (далее в тексте - "беженцы") упорно претендуют на статус "беженцы - жертвы Катастрофы", потому что беженцы якобы страдали не меньше узников фашистских лагерей смерти и гетто.

Все затеяно, разумеется, "с благими намерениями", которые и на этот раз "ведут в ад". Дело в том, что Катастрофа - событие мирового масштаба, и Государство Израиль неправомочно вносить существенные изменения в признанное всем миром понятие. Тем более ради интересов локальной группы. Это неизбежно приведет к скандалу и теоретическим дискуссиям, причем тоже мирового масштаба. Таковы вполне вероятные последствия принятия требований интересантов.

Очередную попытку обратить беженцев в жертв Катастрофы делает Эсфирь Гуревич (далее в тексте - "ЭГ") в статье "За справедливость" ("НН" от 17 января).

Бедствий и страданий беженцев никто не отрицал и не отрицает. Но они не связаны с Катастрофой (в упомянутом общепринятом смысле). Да, бежали, спасаясь от возможной гибели, как в любой другой войне. Но бежали не в качестве особо преследуемых лиц (евреев), а в качестве советских граждан, национальность которых не имела значения. Возможно, среди беженцев процент евреев был наивысшим, но когда эшелон бомбили, смерть не выбирала евреев, а настигала любого. В этом принципиальное отличие беженцев (погибших, пострадавших, уцелевших) от узников гетто и лагерей смерти.

"Непростительной ошибкой, - пишет она, - было <....> деление в 2007 году экс-президентом Эхудом Ольмертом на категории всех пострадавших в Катастрофе".

Но позиция Ольмерта базируется именно на признанном всем мировым сообществом понимании Катастрофы европейского еврейства. Ольмерт ясно объяснил, что беженцам финансовая поддержка будет оказана не как жертвам Холокоста, а "в рамках улучшения качества жизни всех пенсионеров, живущих ниже черты бедности".

По моим грубым прикидкам из каждых ста узников гетто выжили не более 5-10, а из ста беженцев добрались в тыл живыми не менее 80 (потом смертность среди них была сопоставима со смертностью тыловиков).

ЭГ не оставила без внимания и весьма деликатный вопрос о детях войны. Но лучше бы она воздержалась от этого. По ее мнению, "вообще нет никакой разницы между детьми беженцев и детьми узников гетто. И те и другие, одинаково страдали от невзгод, лишились детства, и зачастую, потеряв матерей, не сумевших пережить нечеловеческие условия жизни, скитались потом по детским домам..."

На деле в гетто у еврейского ребенка вообще не было шанса дожить до следующего дня. А большинство детей-беженцев все-таки доживали до Победы либо в тылу, либо в родных местах, освобожденных от немцев.

"Нечеловеческие условия жизни", "лишившиеся детства" - громкие, но некорректные фразы. Это в гетто - нечеловеческие. А в тылу условия, какими бы они ни были, тогда считались нормальными.

"Уравняв" страдания узников гетто и беженцев, ЭГ берется за тыловиков, хотя сравнение тыловых страданий излишне: беженцам - не поможет, местным - ни к чему (они компенсации не просят)

Если верить ЭГ, то и работали в тылу по-разному: местные - на своих хороших рабочих местах, а беженцы (между строк читается) - где попало. Тоже не совсем так. Ведь пока беженцы добирались до места назначения, местные строили убежища, укрепления, заводские цеха, вкалывали там, куда пошлют. Только потом подключались к ним беженцы, по мере прибытия в тыл. Работы и лишений хватало на всех.

Разумеется, я описываю то, что происходило на моих глазах. Реальные условия жизни беженцев были где-то и в чём-то хуже, а где-то лучше.

Замечу, кстати, что в тот отрезок времени, когда поезда с беженцами подвергались бомбежкам, множество тыловых населённых пунктов в полосе шириной, примерно, до 500 км от линии фронта, тоже бомбили. И были среди тамошних жителей погибшие, раненые, лишившиеся жилья и имущества...

Критикуя "Клаймс конференц" за мизерность выплат беженцам, ЭГ пишет: "Сам факт выплаты компенсации говорит о признании беженцев жертвами Катастрофы, что сразу приняло мировое сообщество". Спорное утверждение. Во-первых, выплата компенсации скорее всего говорит лишь о признании беженцев пострадавшими от фашистского нашествия. Во-вторых, правительство Израиля не лишало беженцев "возможности получать помощь от Германии", но отвергло их необоснованные претензии на помощь в качестве жертв Катастрофы. Это разны вещи.

По моему глубокому убеждению, Всеизраильскому объединению беженцев не стоит "дразнить гусей" упоминанием жертв Катастрофы в своём официальном названии и тенденциозным принижением реальных страданий подлинных жертв Катастрофы. Спекуляции на страданиях беженцев ради "компенсаций" аморальны, они разжигают зависть и злобу.

Беженцам надо бы помнить о главном. Они щедро вознаграждены за все былые бедствия, тем, что мясорубка войны не перемолола их, что множатся их потомки.

Здесь, в Израиле мы все (за редким исключением) живем на скромные государственные пособия, с трудом сводя концы с концами. Государство должно улучшать качество жизни всех репатриантов, за плечами которых война, тяжелейшие послевоенные годы. И мы надеемся, что любое правительство будет изыскивать возможности для улучшения житья-бытья каждого из нас. При этом предназначенный нам "пирог государственных возможностей" целесообразно делить на всех поровну, с поправкой на нуждаемость (с учетом возраста, состояния здоровья и иных значимых факторов, по узаконенной методике), не формируя каких-либо особо привилегированных категорий.

Компенсационные выплаты беженцам из Германии правомерны, поскольку именно она была виновна в их бедах и свою вину признает. Государство Израиль, будучи непричастным к тяготам беженцев во время войны, не должно ни сейчас, ни впредь брать на себя бремя выплат и льгот в качестве компенсации упомянутых бед.


*НОВОСТИ НЕДЕЛИ 21.02.2013, рубрике «ГАЙД-ПАРК»


Связанные материалы:

 

Роман Иоффе. За справедливость с чистой совестью.
 

Оставить комментарий
назад        на главную