Яков Этингер
Трагедия лета 1941 года в маленьком польском городке близ восточной границы Польши Едвабне весной 2001 года взбудоражила всю Польшу, напомнив о черной странице ее истории. Это связано с тем, что в 2000 году польский историк Ян Томаш Гросс, живущий в Нью-Йорке опубликовал очерк «Лето 1941-го в Едвабне», в котором со слов очевидца рассказал об уничтожении поляками евреев этого городка, затем вышла его книга «Соседи» с подробным описанием этого преступления.
До войны в Едвабне проживало 1600 евреев – это было 60 процентов населения городка. В начале войны, в понедельник 23 июня 1941 года, в городок вошли немецкие войска, а 25 июня поляки приступили к еврейским погромам. Они убивали своих соседей топорами, протыкали вилами, вырезали им языки, выкалывали глаза, топили в пруду, рубили головы. Простые обыватели играли в футбол отрезанной головой учителя иврита.
Местный ксендз отказался остановить кровопролитие, потому что считал всех евреев коммунистами. Было и негласное одобрение местных поляков, «согласовавших» погром с немцами.
10 июля гитлеровцы отдали приказ об уничтожении всех оставшихся в живых евреев, и исполнителями этого приказа стали поляки. Они согнали евреев на центральную площадь, а затем повели их в сарай на окраине городка, куда раньше уже побросали тела растерзанных жертв. Там и сожгли всех вместе, живых и мертвых. По дороге к месту сожжения поляки постарались сделать шествие евреев шутовским. Их построили в колонны по четыре во главе с девяностолетним раввином, которого заставили нести красное знамя, принудили играть оркестр, заглушавший крики жертв... Местная жительница Антонина Выжиковская спрятала семерых евреев от расправы. Позднее ей пришлось скрываться, опасаясь мести своих земляков, после того, как они избили ее за сострадание к евреям. И все это сделали не нацистские захватчики, а самые обычные жители, многие годы мирно сосуществовавшие со своими еврейскими соседями.
Поляки искали виноватых в советской оккупации в 1939 году, которая повлекла за собой аресты поляков органами НКВД. До недавнего времени на месте захоронения евреев стоял памятник, надпись на котором сообщала о зверском акте гитлеровцев. Сейчас установлен новый памятник с надписью: «Памяти евреев, убитых и сожженных 10 июля 1941 года».
Следует, однако, отметить, что спустя четыре года после войны, в мае 49-го года, в Ломже состоялся процесс, в результате которого большая часть обвиняемых получила от 8 до 15 лет тюрьмы, а один был приговорен к расстрелу, но позднее приговор заменили 15 годами лишения свободы. Сам процесс прошел без огласки, в печати о нем ничего не сообщалось, и в стране об этом практически никто не знал.
Расправа в Едвабне не была единичным случаем. Польская газета «Жечпосполита» писала 5 мая 2000 года, что истребление еврейского населения руками местных поляков проводилась также в Радзивиллове, где было убито 650 евреев, и в Вонсоши, и в Визне. Численность уничтоженных в последних двух местечках газета не приводила.
Поляки расправлялись с евреями и в других местах. Об одном из них – Рожанах – рассказал известный публицист и писатель Матвей Гейзер, узнав об этом из беседы с выдающимся политическим деятелем Израиля, бывшим премьер-министром Ицхаком Шамиром.
В ноябре 2000 года был арестован по обвинению в соучастии в геноциде евреев 77-летний житель Щецина – единственный из восьми поляков, которые вместе с немцами входили в команду лагеря массового уничтожения евреев в Хелмно-на-Нере. Там были удушены газом и сожжены свыше 300 тысяч человек. Дело расследовалось дважды, в 1945 и в 1963 годах, но оба раза было закрыто.
Антисемитские настроения в Польше оставались и после Второй мировой войны. 4 июля 1946 года в городе Кельцы произошел погром со многими жертвами. В 1952 году, находясь в сталинском лагере на севере страны, я познакомился с одним пожилым евреем, который был свидетелем этого погрома, а затем спустя несколько лет каким-то образом оказался в руках советских органов безопасности. Он рассказывал мне о диких бесчинствах поляков в Кельцах в отношении местных евреев, чудом уцелевших в годы оккупации.
Нельзя не признать, что антисемитские настроения в Польше подогревал тот факт, что в состав польского руководства входили несколько евреев – Якуб Берман и Хиляри Минц. Кроме того, несколько евреев было в органах безопасности на ответственных постах, и это обстоятельство ловко использовалось антисемитскими элементами.
В середине 60-х в Польше была развязана злобная антисемитская кампания по инициативе партийного руководства во главе с тогдашним первым секретарем Центрального Комитета Польской объединенной рабочей партии Владиславом Гомулкой. Многие оставшиеся в живых евреи, в основном представители интеллигенции, вынуждены были покинуть Польшу. По всей стране проходили массовые митинги, организованные властями, на которых раздавались призывы «очистить Польшу от евреев-сионистов». Мне довелось в это время быть в научной командировке в Варшаве, так что я сам был свидетелем этой позорной антисемитской вакханалии. В отдельных местах с евреями расправлялись физически.
Новый всплеск антисемитской кампании произошел в 70-е годы. Входивщая в состав руководства Польской объединенной рабочей партии группа так называемых «партизан» во главе с генералом Мечиславом Мочаром стала всячески раздувать ненависть к евреям, хотя их в то время оставалось в стране всего несколько десятков тысяч, и они практически не играли никакой роли в политической жизни. Именно тогда мировая печать заговорила о специфическом польском феномене – «антисемитизме без евреев».
После падения коммунистического режима были преданы огласке многие факты о роли некоторых нынешних польских политических деятелей в раздувании антисемитской кампании 60-х – 70-х годов. Весной 2001 года «Газета Польска» сообщала, что Анджей Майковский, министр канцелярии нынешнего президента Александра Квасьневского, отвечающий за его международные контакты, был организатором гонений на евреев в высших учебных заведениях Варшавы в марте 1968 года. Так, в своем докладе на заседании актива Союза социалистической молодежи его тогдашний генеральный секретарь Анджей Майковский призвал к «очищению партии и государственного аппарата от сионистов и ревизионистов». После публикации он вынужден был признаться, что «дал себя использовать в развернутой тогда кампании». Депутаты сейма от «Солидарности» потребовали отставки Майковского, но он заявил, что не собирается уходить со своего поста, а его доклад более чем тридцатилетней давности является «ошибкой молодости».
Советнику президента по делам национальных меньшинств Казимежу Моравскому припомнили статью, написанную в 1968 году, в которой он «представил причины, цели и методы антипольской кампании, ведущейся мировыми сионистскими центрами». Он вынужден был подать в отставку.
Советник по международным делам, бывший член политбюро ЦК ПОРП Станислав Чосек, семь лет проработавший в 90-х годах послом в Москве, оказался автором письма Главного совета Союза польских студентов, вице-президентом которого он был, Владиславу Гомулке, в котором выражалось «осуждение развязанной силами сионизма... кампании против Польши». В письме студенты обещали не допустить, чтобы «враги Польши – реакция, сионизм и империализм – нарушали спокойствие, так необходимое в созидательном труде». Чосек не стал отпираться, предоставив президенту право решать судьбу его дальнейшей карьеры. Он заявил, что публикацию «Газеты Польской» в отношении него «стоит читать в контексте тогдашних реалий, а не сегодняшнего дня».
Антисемитская пропаганда, которая велась в Польше на официальном уровне в течение многих лет, уже к 2001 году дала свои «плоды». 49,2 процента поляков считали: хорошо, что ныне в Польше меньше евреев, чем было когда-то. Противоположного мнения придерживались 11,6 процента.
47,2 процента согласились с тем, что у евреев в Польше слишком большое влияние, не согласились с этим мнением 36,2. 72,4 процента против того, чтобы просить прощения у еврейского народа; 12,8 процента сочли, что это надо сделать.
Неудивительно, что антисемитские эксцессы в Польше имели продолжение. Так, 11 ноября 2000 года, в день Независимости страны, в нескольких городах прошли демонстрации скинхедов, националистов и неонацистов, которые по сложившейся традиции выкрикивали: «Евреи, вон из Польши!» – и сжигали флаги Израиля. Как и каждый год, главари экстремистских группировок в очередной раз известили местные власти о планируемых демонстрациях, а чиновники, как всегда, не нашли основания их запретить. Так же традиционно не реагировала на фашистские выходки полиция, не получившая никаких приказаний от начальства, которое утверждало, как обычно, что раз демонстрация легальная, прерывать ее нельзя. Однако, как тогда отметила газета «Впрост», 90 процентов поляков все же против разрешения подобных демонстраций, а 85 – за то, чтобы наказывать распространение высказываний фашистского толка.
Жертвой антисемитских эксцессов стал Марек Эдельман – последний оставшийся в живых член штаба восстания в Варшавском гетто весной 1943 года.
В этих условиях опубликование книги Яна Томаша Гросса вызвало колоссальный шок среди польской и международной общественности. Трудно было представить, что поляки, так пострадавшие в годы нацистской оккупации – погибло почти 3 миллиона человек – участвовали в уничтожении евреев. «В нашей истории тоже есть темные пятна, и мы не можем их дальше замалчивать, как бы это ни было для нас больно, – заявил в начале апреля 2001 года президент Польши Александр Квасьневский израильской газете “Едиот Ахронот”. - Евреи должны услышать из наших уст, из уст поляков, просьбу о прощении». Квасьневский признался в этом интервью, что не мог осилить более двух страниц в день, когда читал книгу «Соседи», – до такой степени его шокировали подробности погрома.
Ян Новак-Езеранский, один из героев антинацистского сопротивления, солдат Армии Крайовой, знаменитый связной между польским подпольем и польским правительством в изгнании, писал: «Неопровержим факт, что стариков и детей, мужчин и женщин в Едвабне с невероятной жестокостью убивали поляки... Если мы ждем от других удовлетворения за преступления против Польши и поляков, мы должны и сами проявить готовность дать удовлетворение за зло, причиненное ближним... Если мы добивались от России признания в Катыньском преступлении, оглашения имен виновников и обстоятельств уничтожения безоружных польских военнопленных в Катыньском лесу и других местах, то мы не можем выдвигать претензии к автору книги “Соседи” за то, что 60 лет спустя он установил и подтвердил документами массовое убийство, совершенное поляками в Едвабне, убийство, о котором мы предпочитали бы не помнить и не знать».
Не могла не отреагировать на книгу и польская католическая церковь. 27 мая 2001 года высший клир во главе с главой католической церкви кардиналом Йозефом Глемпом на специальной церемонии извинился перед еврейской общиной Польши «за преступления, которые имели место в июне 1941 года в Едвабне и других местах». Кардинал отдельно извинился за терпимость церкви в отношении Холокоста.
Многие иностранные наблюдатели выразили мнение, что важнейшую роль в решении польской католической церкви сыграл бывший кардинал Кароль Войтыла, ныне Папа Римский Иоанн Павел II, публично извинившийся за антисемитизм перед евреями от имени всех католиков.
Следует однако отметить, что не все иерархи польской католической церкви выразили солидарность с Йозефом Глемпом. Так, епископ Ломжи Станислав Стефанек обвинил евреев в попытке извлечь материальную выгоду их тех далеких событий и назвал сведения о погроме «тщательно подготовленной провокацией». А польская националистическая экстремистская группа – «Ассоциация противодействия антипольской деятельности» подала апелляцию на решение прокуратуры страны отказаться от расследования обвинений, выдвинутых против поляков в публикациях во многих мировых и польских СМИ, посвященных зверским расправам над евреями в 1941 году, поскольку прокуратура считает, что нет предмета для расследования, так как убийства евреев не вызывают сомнений.
Новый общественный Институт национальной памяти провел опрос свидетелей по факту массового уничтожения еврейского населения в Едвабне.
10 июля 2001 года на траурной церемонии в Едвабне, посвященной 60-летию погрома, при большом стечении людей президент Польши Александр Квасьневский от себя лично и от имени тех поляков, которые переживают боль и стыд за эту трагедию, попросил прощения у еврейского народа. Он подчеркнул, что это самый трудный шаг за годы его президентства.
Но заявления только о том, что какая-то часть поляков виновна в истреблении евреев в Польше в годы войны, это не вся правда о польско-еврейских отношениях. Польша была первой страной в Европе, оказавшей вооруженное сопротивление гитлеровской агрессии. Ни одно воинское подразделение под польским флагом не сражалось на стороне Германии. Польша была единственной оккупированной нацистами европейской страной, в которой не было марионеточного правительства. Поляки сражались в армиях антигитлеровской коалиции, а в самой стране существовало широкое движение сопротивления, активно действовало вооруженное подполье. Все польские политические силы – от правых до левых – вели упорную борьбу против нацистов. Польские правые организации, в отличие от большинства стран Европы, не встали на путь сотрудничества с нацистами, несмотря на существование в Польше довольно стойкой антиеврейской традиции.
«Польские антисемиты сражались против Гитлера, а некоторые из них даже участвовали в акциях спасения евреев, хотя за это им грозила смерть, – подчеркнул известный польский публицист и политолог еврейского происхождения Адам Михник, – так возник специфический польский парадокс: на оккупированной польской земле можно было одновременно быть антисемитом, героем антигитлеровского сопротивления и участником операций по спасению евреев». Адам Михник пишет, что несколько лет назад известный польский интеллектуал Ян Блоньский опубликовал эссе именно об этом парадоксе. Он напомнил о громком воззвании католического фронта возрождения Польши, написанном католической писательницей Зофией Коссак-Шчуцкой. В этом воззвании, прозвучавшем в августе 1942 года, говорилось: «В Варшавском гетто, отделенном стеной от мира, несколько сот тысяч смертников ждут смерти. У них нет надежды на спасение. К ним никто не придет на помощь. Количество убитых евреев перевалило за миллион, и эта цифра увеличивается с каждым днем. Гибнут все. Богатые и бедные, старцы, женщины, мужчины, молодежь, грудные дети... Они виновны лишь в том, что родились евреями, приговоренными Гитлером к уничтожению. Мир глядит на эти преступления, самые страшные из всех, что видела история, и молчит... Дальше нельзя терпеть. Тот, кто молчит перед фактом убийства, тот сам становится пособником убийцы. Кто не осуждает – тот разрешает. Поэтому поднимем голос мы, поляки-католики».
Но далее польская писательница заявляет: «Наши чувства в отношении евреев не изменятся. Мы по-прежнему считаем их политическими, экономическими и идейными врагами Польши. Более того, мы отдаем себе отчет в том, что они ненавидят нас больше, чем немцев, что возлагают на нас вину за свое несчастье. Почему, на каком основании, – это остается тайной еврейской души, неустанно подтверждаемой фактами. Осознание этих чувств не освобождает нас от обязанности осудить преступления... В упорном молчании международного еврейского сообщества, в увертках немецкой пропаганды, стремящейся сбросить вину за резню евреев на литовцев и поляков, мы чувствуем враждебную для нас акцию».
Адам Михник подчеркивает, что «это воззвание иллюстрирует парадокс польского отношения к погибающим евреям». мНо поляки, спасавшие евреев, меньше всего исходили из концепции Зофии Коссак-Шчуцкой. Среди Праведников народов мира – это почетное звание присваивается Национальным институтом памяти Катастрофы и Героизма Яд-Вашем в Иерусалиме лицам, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации, – поляки занимают первое место.
Среди тех, кто оказывал помощь в спасении евреев, была семья нынешнего Папы Иоанна Павла II. Владислав Бартошевский, выдающийся государственный деятель современной Польши, писатель, узник Освенцима и сталинизма, активный участник Варшавского восстания в 1944 году, в годы оккупации был одним из организаторов «Комитета помощи для спасения евреев». В Израиле он удостоен звания Праведника народов мира. Другой известный польский политический деятель и дипломат – Ян Карский, участник движения сопротивления, неоднократно проникал в Варшавское гетто, где собирал информацию об истреблении нацистами евреев, которую затем передавал польскому правительству в Лондоне и союзникам. Он писал: «Тысячи и тысячи евреев участвовали в подпольном сопротивлении,.. но они скрывали свое еврейское происхождение, чтобы не подвергать себя двойному риску. После войны я узнал, что мой непосредственный начальник, Ежи Маковецкий – еврейского происхождения. Я нередко с ним виделся... Он не хотел, чтобы даже я знал о том, что он как-то связан с евреями. Это было вдвойне опасно».
Замечания Яна Карского подтверждают слова Адама Михника, что участники антигитлеровского сопротивления часто были антисемитами, и евреи, боровшиеся в подполье против нацистов, вынуждены были скрывать свою национальность. Ян Карский настаивал на более активных действиях против нацистов, в частности на «бомбардировках возмездия», призывал союзников разбомбить железнодорожные пути, ведущие к Освенциму, а также газовые камеры и крематории. Как отмечал заместитель директора Королевского колледжа в Лондоне И.Д. Гейсфорд, «влиятельным людям, близким к президенту Рузвельту и премьер-министру Черчиллю, трудно было понять, что отчеты Карского – не преувеличение, и они отказались ему верить».
После войны Ян Карский поселился в США, он стал одним из выдающихся ученых, специалистом по Восточной Европе и международным отношениям. За свои заслуги перед еврейским народом он удостоен звания Праведник народов мира.
Помощь, оказанная польскими антифашистами евреям в годы войны, – одна из светлых страниц в истории Польши. И нельзя не согласиться со словами Адама Михника, что «тот, кто пытается вырвать преступление в Едвабне из контекста эпохи и построить на нем некое обобщение, тот, кто утверждает, что так вели себя только поляки и все поляки, – тот насаждает ложь такую же мерзкую, как многолетнее вранье о преступлении в Едвабне».
* Лехаим
16-03-2005