Спасенные в Холокосте болгарские евреи

 
Профессор Е.Г.Гологорский,
Президент МСЕБУФ

 

Одной из малоизвестных страниц Второй мировой войны является спасение болгарских евреев, решающую роль в которой сыграли влиятельные политические круги страны, руководители православной церкви и других конфессий, профсоюзные лидеры, деятели науки и искусства. Есть все основания считать, что спасению евреев активно способствовал и болгарский царь Борис Ш.

Накануне Второй мировой войны, в конце 30-ых годов, когда тогдашнее болгарское правительство во главе с профессором Богданом Филовым стало вовлекать Болгария в орбиту политики нацисткой Германии, был принят Закон о защите нации, носивший явно антисемитский характер.

1марта 1941 года Б.Филов подписал в Вене протокол о присоединении Болгарии к пакту трех держав (Германия, Италия, Япония) и одновременно дал согласие на ввод в Болгарию немецких войск. Использовав стратегическое положение Болгарии, Германия в апреле 1941 года напала с фронта и тыла на Югославию и Грецию и сумела в короткий срок захватить их. В «благодарность» Берлин позволил Болгарии оккупировать захваченные еще до этого немецкими войсками часть Югославии – Македонию, а также греческую Западную Фракию.

София согласилась выдать нацистам 11 тысяч евреев из оккупированных ею югославской Македонии и греческой Фракии. В конце 1942 года Берлин усилил требования о проведении более жесткого антиеврейского курса. Жизнью болгарских граждан еврейского происхождения решено было пожертвовать ради достижения более высокой цели – уверить Гитлера в лояльности болгарского режима. В самой Болгарии 22 августа 1942 года был создан комиссариат по еврейским вопросам во главе с активистом болгарской фашисткой организацией «Ратник» Белевым. Комиссариат сразу же приступил к работе. Для евреев был введен комендантский час - до 21 часов. До 10 часов утра им запрещалось делать покупки. В ряде городов они могли свободно выходить из дома только на два часа в сутки. В еврейских домах конфисковали радиоприемники, телефоны, пишущие машинки. Евреям запретили заниматься интеллектуальным трудом. В банках были блокированы счета еврейских вкладчиков. Ночью группы фашиствующих молодчиков устраивали погромы и грабежи. Были введены знаки – шестиконечная звезда на лацкане верхней одежды, таблички «еврейское жилье» на дверях, а на зданиях общественных учреждений – евреям вход воспрещен.

Правительство Болгарии 2 марта 1942 года утвердило соглашение об отправке первой партии евреев – 20 тысяч человек – в газовые камеры. И они уже фигурировали в отчетах гестапо. Решение премьер – министра Филова отправить евреев в лагеря смерти вызвало бурю негодования в стране. Просочившееся сведения о том, что готовится депортация евреев, вызвали сопротивление даже в правительственном большинстве парламента. 17 марта 1943 правительству была вручена петиция против депортации, подписанная вице-председателем парламента Димитром Пешевым и 42 депутатами. Премьер – министр Богдан Филов стал оказывать давление депутатов, требуя от них снять свои подписи.

Вот почему, вероятно, акция Пешева была согласована с царем Борисом Ш. И это хорошо понимали болгарские евреи. В 1996 году болгары, живущие в Израиле, в память о событиях 1943 года посадили в одном из живописных районов страны «Лес болгарского народа» и установили на его территории памятник Димитру Пешеву и царю Борису Ш и его жене – представительнице итальянского королевского рода – царице Джулиане.

Гитлеровцы разгадали маневры царя стремившегося вывести свою страну из-под контроля Берлина.
Глава болгарской православной церкви софийский митрополит Стефан, узнав от председателя столичной еврейской общины, о том что “Комиссариатом по еврейским вопросам» уже подготовлены первые списки видных евреев, подлежащих высылке в гитлеровские лагеря смерти, открыто заявил: «Я укрою всех евреев в церквях и монастырях, но не выдам их на расправу». Он лично направил требования Филову с просьбой отменить аресты евреев в ряде городов страны. Митрополит также направил письмо царю, в котором писал: «Давайте не делать мерзостей, за которые нашему добродушному народу придется испытать стыд, а может быть и другие невзгоды». По воспоминаниям очевидцев он предупредил местные полицейские власти, что заявил евреям одного из беднейших кварталов города. «Я предоставляю Вам свой дом. Посмотрим, удастся ли им выдворить вас оттуда». А в письме к Филову заявил, что с крестом в руках пойдет в лагерь смерти в Польше впереди конвоя с евреями. Такая позиция была неслучайна. Еще 15 сентября 1940 года священный Синод болгарской православной церкви принял декларацию протеста против Комиссариата по еврейским вопросам, которую подписали заместители председателя Синода Видин Неофит и все тогдашние болгарские митрополиты, всего семь высших иерархов православной церкви.

Болгарская православная церковь своей бескомпромиссной позицией в отношении планов депортации евреев до конца оставалась неколебимой и сыграла огромную роль в их спасении. Протестовали и болгарские писатели. Были приняты заявления протеста, в котором говорилось: «Мы крайне удивлены и даже смущены тем, что в Болгарии дело дошло до «Закона о защите нации», на которую никто не нападал и которой никто не грозил. Мы считаем такой закон неприемлемым. В нашем законодательстве не должно быть закона, порабощающего хотя бы часть болгарских подданных, в противном случае в новейшую историю отечества будет вписана черная страница. В историческом прошлом болгарские племена преследовали и унижали.
Заявление подписали 22 крупнейших деятеля болгарской литературы, в том числе широко известные за пределами Болгарии писатели Елин Пелин, Людмил Стоянов, Элисавета Багряна…

С протестом выступили также и руководители профсоюзов, представители различных обществ и отдельные группы простых граждан.

Несмотря на решение царя отказаться от депортации евреев, действия местных нацистов, направленные против них не прекращались. В Софии в то время проживало около 25 тысяч евреев. Данеккер и Белев поспешили взять реванш. В изданном ими предписании говорилось о том, что к 30 сентября 1943 года еврейский вопрос следует решить. Был составлен план, по которому каждый месяц намечалось вывозить из страны в лагеря смерти 16 тысяч евреев. В конце мая 1943 года под сильнейшим нажимом Германии болгарское правительство приказало евреям Софии покинуть столицу. Этим дело и ограничилось. После смерти царя Бориса Ш новое правительство во главе с Д. Божиловым пришло к выводу, что необходимо смягчить отношение к евреям с целью продемонстрировать державам антигитлеровской коалиции готовность Болгарии проводить более независимую политику.

22 августа 1944 правительство И. Багрянова, пришедшее к власти, начало переговоры с Англией и США с целью вывода Болгарии из состояния войны, отменила все антиеврейские законы.

За спасение десятков тысяч евреев Болгария представлена на Нобелевскую премию мира.

 

Оставить комментарий
назад        на главную