Первые 70 лет Израиля удивили мир*

 

Даниэль Гордис

 

Остаются или возвращаются некоторые проблемы такие, как военные угрозы в регионе и напряженность в отношениях с американскими евреями.


19 апреля 2018 г.

В ноябре 1947 года, за день до ожидаемого голосования Организации Объединенных Наций по разделению Палестины на еврейское и арабское государства, ЦРУ призвало президента Гарри Трумэна не настаивать на этой идее. Америка должна была защищать новое еврейское государство, когда оно дрогнуло, предупреждал секретный меморандум ЦРУ, добавив, что «евреи смогут продержаться не более двух лет».

Несколько месяцев спустя Дэвид Бен-Гурион собрался объявить о создании Государства Израиль. Сидя среди дюжины людей, которые определяли судьбу будущего государства, он повернулся к одному из своих главных военачальников Йигаэлю Ядину и спросил, не думает ли он, что новое еврейское государство переживет военный натиск, ведь арабы неизбежно восстанут. Ядин, который позже стал начальником штаба израильских сил обороны, ответил, что, по его мнению, у еврейского государства будет 50-50 шансов.

Сегодня эти мрачные оценки напоминают древнюю историю. Поскольку современное израильское государство празднует 70 лет, преобладающее чувство является одним из необычайных достижений. Американские еврейские лидеры были возмущены в 1948 году, когда Бен-Гурион приехал в США и рассказыал о неоперившемся государстве как о новом центре еврейского мира; сегодня этот статус нигде не вызывает сомнений.

В 1948 году в Израиле было около 650 000 евреев, которые составляли около 5 процентов евреев мира. Сегодня еврейское население Израиля выросло в десять раз и составляет около 6,8 миллиона человек. Около 43% евреев мира живут в Израиле; это население обогнало американских евреев несколько лет назад и в настоящее время является крупнейшей еврейской общиной в мире. Рождаемость Израиля, даже среди светских евреев, выше, чем у любой другой страны ОЭСР, и значительно выше, чем у американских евреев (на долю которых сейчас приходится около 34 процентов евреев по всему миру).

Помимо простого выживания, другим вызовом, с которым сталкивалось молодое еврейское государство, было накопление и содержание сотен тысяч евреев, которые стекались в свои границы. Временами финансовый крах казался неизбежным. Продовольствие было нормировано, а черные рынки развивались. У Израиля практически не было тяжелой техники для создания инфраструктуры, в которой он остро нуждался. До тех пор, пока Германия не начала платить репарации Холокоста, финансовое состояние молодого государства было опасным.

Сегодня это беспокойство также похоже на реликвию из другого времени. Израиль - это не только значительная военная мощь (и в регионе, сверхдержава), но и грозная экономическая машина. Всемирный центр технологий, в котором компаний, перечисленных на Nasdaq, больше, чем в любой другой стране, кроме США, экономика Израиля почти не вышла из употребления в 2008 году. Шекель, его валюта, силен. Как и в других странах, у Израиля есть опасный разрыв в доходах между богатыми и бедными, но опасения по поводу экономического краха исчезли.

Израиль стал важным культурным центром, в значительной степени непропорционально для страны, население которой приближается к численности населения Нью-Йорка. Когда в прошлом году были объявлены пять финалистов литературной премии Man Booker, двое были израильтянами, которые пишут на иврите: Дэвид Гроссман и Амос Оз. Гроссман победил. С тех пор, как С.Ю. Аньон получил Нобелевскую премию по литературе в 1966 году, израильская литературная сцена прибавила гораздо больше своего веса.

Когда было основано государство, Бен-Гурион пытался заблокировать телевидение вообще; он считал, что это будет иметь пагубное влияние на израильское образование и культуру. Он потерпел неудачу в этой попытке, но на протяжении десятилетий у Израиля был только один телевизионный канал. Сегодня американцы и европейцы жадно ждут новых эпизодов израильских шоу, таких как «Фауда», в то время как другие (такие как «Родина» и «Слово») были переделаны в американскую и британскую серии.

По случаю Дня независимости израильтяне полностью осознают и глубоко гордятся тем фактом, что их страна превысила амбиции мужчин и женщин, которые основали ее семь десятилетий назад.

Однако некоторые из первых забот и проблем тех ранних лет сохраняются. В военном отношении надвигающийся враг - это не палестинцы (мир с которыми остается совершенно неуловимым), но и Иран. Израильские военные готовятся к возможной иранской ракетной или беспилотной атаке. Международная поддержка Израиля по-прежнему вызывает озабоченность: в 1948 году многие американские евреи были глубоко в конфликте с созданием еврейского государства. Солидарность в конечном итоге росла - но сегодня отношения становятся все более чреватыми.

На этой неделе израильтяне получили наглядное напоминание о том, что некоторые социальные проблемы, от которых эта страна долгое время страдает, сохраняются. Несколько дней назад газета «Гаарец», израильская «газета записей», спросила своих авторов, какую израильскую песню они больше всего презирают. Когда кто-то ответил, что ненавидит национальный гимн, началась яростная дискуссия в Twitter. В какой-то момент женщина была раздражена  тем, что ее понимание безопасности оспаривалось редакторами газеты «Гаарец»  в Твиттере: «Благодаря моей идеологии вы живете, как король в этой стране, и можете писать и распространять свою абсурдную газету без каких-либо препятствий». Амос Шокен, редактор «Гаарец» и сын предыдущего редактора, дал ответ в Твиттере ( который он впоследствии удалил): «Ты наглая женщина. Моя семья была лидером сионизма, когда вы все еще лазали по деревьям. В течение 83 лет Haaretz был в семье Шокен; мы отлично справились с вашей идеологией и продолжим в том же духе». Через семьдесят лет после своего основания некогда правящая лейбористская партия Израиля практически потеряло политическое влияние. Этому есть много причин, но ее репутация элитарного, естественного клана европейских интеллектуалов является главной среди них. Ни толпа, читающая Haaretz, ни израильское неевропейское большинство, скорее всего, не изменят свои взгляды. Несмотря на многочисленные вопросы, связанные с еврейским государством, когда оно входит в восьмое десятилетие, кажется почти несомненным, что это будет не Лейбористская партия Бен-Гуриона, а некогда маргинальное и теперь мощное политическое направление вправо, которое будет управлять этой еще молодой и увлекательной нацией в обозримом будущем.

* Оригинал: Israel's First 70 Years Have Surprised the World


Оставить комментарий
назад        на главную