Никто не забыт и ничто не забыто

Вспоминает Ефим Горин, узник лагеря с. Кияновка Барского района Винницкой области,

ныне живущий в Ашкелоне.

 

Для тех, кто будет читать эту статью о моем славном городе Хотине, Черновицкой области, Украина предлагаю вернуться немного назад в историю.

Город Хотин основан в 1005 году. В 2005 году праздновали 1000–летие города. Он расположен на правобережье реки Днестр. Начиная с 1918 года по 28 июня 1940 года на всей территории Северной Буковины, куда входил и город Хотин, была установлена румынская власть. Население города составляли 15 тысяч евреев и 20 тысяч украинцев и русских ( староверов). Большая еврейская община города имела 15 синагог и рабанут. В городе в основном жили и работали ремесленники - портные, сапожники, столяры и краснодеревщики. Была небольшая прослойка еврейской интеллигенции: врачи, адвокаты, инженеры и учителя.

22 июня 1941 года город подвергся сильной бомбардировке. В основном бомбили еврейские кварталы. Город стоял на границе, с одной стороны (левобережье Днестра) была Украина, а с другой стороны - Польша. Когда   в город вошли румынские и немецкие войска, евреи сразу почувствовали военный порядок румынских властей. 9 июля 1941 года румыны и немцы арестовали 80 человек из числа интеллигенции города. Всех их забрали в сигуранцу (румынская контрразведка), где построили и повели в сопровождении солдат и офицеров за город. Привели их на бывшее озеро, которое со временем почти высохло, загнали в болото и в упор из винтовок и пулеметов расстреляли. Затем солдаты и офицеры мародерничали. Расстрелянные остались лежать в болоте и лишь через сутки разрешено было их похоронить. Евреи в конце города на поле выкопали братскую могилу, на подводах перевезли убитых и все 80 человек были похоронены.

После войны люди, которые вернулись из лагерей и с фронтов ВОВ, построили на месте братской могилы памятник с выбитыми фамилиями и именами расстрелянных. Так была восстановлена справедливость для всех оставшихся в живых и для потомков. Каждый год после Дня Победы евреи города, которым была дорога память о жертвах фашизма, приходят на братскую могилу и читают Кадиш и Мале Рахамим (заупокойную молитву). Даже сейчас, когда в городе осталось 14 человек евреев.

Очень трогательно проходят встречи хотинского землячества здесь в Израиле. Собираются в день 14–го Тамуза в Тель Авиве в одной из синагог, вспоминают всех расстрелянных, читают молитвы. Это еще раз напоминает нам, всем оставшимся в живых, что НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. Прилагаю фотографии, которые я сделал в 2008 году, будучи в Украине. В этот траурный день, 14-й день месяца Тамуза, вместе с оставшимися евреями города я посетил Братскую могилу.

 

***

Рассказывает  Мария Зерман,  бывшая узница гетто в Джурине в 1941 – 1944 гг. ,
ныне проживает в Ришон Ле-Ционе

Из разговора с моим земляком из Хотина, Черновицкой области Ефимом Гориным я узнала, что он готовит статью о евреях Хотина, которые были расстреляны румынами 9 июля 1941 г. Как выяснилось, не все тогда погибли. Я хочу дополнить его статью своим рассказом о нашем родственнике по фамилии Розенберг. Он был в числе тех 80-ти человек из элиты города, которых вывели на окраину города и на бывшем озере расстреляли. Его забрали вместе с отцом и еще одним братом. Эту страшную историю я знала еще с детства.

По прошествии многих лет, когда я была уже взрослой и у меня уже была своя семья, к нам в гости приехал наш родственник Розенберг Мортхе-Эли и рассказал страшную историю того дня 9 июля 1941 года. Когда начали расстреливать людей на озере, стало уже темно. Все время строчил пулемет и тогда этот парень упал вниз раньше, чем пули попали в него. Сколько прошло времени от начала расстрела он не знал, но  почувствовал, что он жив и придавлен телами убитых. Будучи молодым, он с трудом выкарабкался из-под убитых. Он был весь в крови. Вдруг он заметил, что шевелится еще одна девушка. Он помог ей выбраться, а затем они побежали полем и забежали в лес. Оттуда они добрались до села Рукшин и постучали в крайнюю избу. Вышла женщина, дала им воды помыться и помогла переодеться в свою старую одежду. Они сердечно поблагодарили ее и снова через лес добрались в Хотин домой. Вот тогда и дал себе слово Мортхе–Эли, что, если даст Бог он останется в живых, то обязательно построит памятник жертвам расстрела. Осенью 1941 года он был угнан в гетто с оставшимися евреями города. Весной 1944 года он освободился из лагеря, но в Хотин не вернулся, проживал в городе Садгора вблизи Черновц. Он создал свою семью, у него было два сына.

Когда-то обещанное слово о соэдании памятника жертвам он не забыл и принял активное участие в строительстве памятника. Этот страшный рассказ он поведал у меня дома летом 1957 г. В 1970 году он со своей семьей эмигрировал в Америку. Дальнейшую судьбу его я не знаю.

Вот так неожиданно я вношу свою лепту в написание книги памяти в амуте "Зихрон га Шоа" в Ашкелоне.

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.

 

назад

на главную