Суд поставил Израиль лицом к лицу со своей
ультраортодоксальной проблемой*

Прекращение освобождения от военной службы является лишь одним шагом многих, необходимых для лучшей интеграции этого религиозного сообщества.

 

Даниэль Гордис




Когда на этой неделе Верховный суд Израиля постановил, что закон, освобождающий ультраортодоксальных молодых людей от военной службы, является неконституционным, он сделал больше, чем представлял собой еще один политический вызов премьер-министру Биньямину Нетаньяху, которому отчаянно нужны ультраортодоксальные партии для поддержания своей коалиции. Суд также напомнил израильтянам, что вопрос о том, как интегрировать эту религиозную общину, является более чем вопросом государственной политики - он ставит под вопрос, какой страной должно быть еврейское государство.

В основе создания Израиля была вера в то, что для того, чтобы выжить в современном мире, его гражданам необходимо было создать «нового еврея». Вместо пресловутого бледного человека, сгорбившегося над священным текстом в темной и сырой ешиве, Сионисты сказали, что новый еврей будет работать на полях, бронзовых и самодостаточных. Слабые евреи уступили место мускулистым евреям, вновь способным защитить себя. Израиль должен был стать этапом, на котором разворачивается это переосмысление еврейства.

Однако у харедимского (ультраортодоксального) мира уже давно существует стратегия выживания евреев, которая в корне противоречила почти всем ветвям сионизма. Если сионизм был основан на стирании пассивности еврейского диаспоры и взятии бразды правления истории в руки евреев, мир Хареди считал, что именно в диаспоре еврейская жизнь достигла своего чистого состояния. Если сионисты хотели создать нового еврея, Харедим стремились сохранить блеск старого «подлинного» еврея и восстановить первенство еврейской религиозной жизни, даже если это означало принуждение неверующих израильтян. Если сионизм считал, что могущественный еврей может поставить нееврейский мир в равное себе положение, то мир Хареди смотрел на языческий мир с подозрением и страхом. Они хотели остаться один. Чем меньше контактов с еврейским государством и с остальным миром, тем лучше.

В первые годы Израиля Дэвид Бен-Гурион, основатель и премьер-министр, решил предоставить военные льготы 400 студентам ешив, считая, что сообщество Хареди и его мировоззрение были последним остатком иудаизма диаспоры, который вскоре исчезнет. Зачем рисковать политической битвой с сообществом, которое скоро уже не будет существовать? Но Бен-Гурион грубо просчитался. К 2010 году число Харедим, освобожденных от военной службы по той же договоренности, достигло 62500 человек - в 150 раз больше, в то время, как население Израиля выросло всего в 12 раз.

К 1963 году Бен-Гурион понял, что он ошибался, освобождая студентов Хареди от военных обязательств. Он написал Леви Эшколу, тогдашнему премьер-министру: «Я отпустил учеников иешивы из армии. Я сделал это, когда их число было небольшим, но теперь они растут. Когда они избегают службы в армии, они представляют опасность для чести государства».

Бен-Гурион, однако, не смог признать всю серьезность своей глупости. К 2014 году Харедим составили около 15 процентов еврейского населения Израиля и продолжали рост. Средний коэффициент рождаемости для женщин Хареди составлял 6,2 ребенка, тогда как для еврейского населения, не являющегося хареди, это было 2,4. Поскольку подавляющее большинство молодых людей Хареди прекращают свое светское образование в возрасте 14 лет, они гораздо менее подготовлены к рынку труда и все больше зависят от правительства. В 2010 году всемирно любимый и восхищающий президент Банка Израиля Стэнли Фишер предупредил, что без значительных изменений в политике процветание Израиля в свете количества Харедим просто «неустойчиво».

Вопрос военной службы,о которой суд Вынес постановление на этой неделе, является, таким образом, лишь частью более крупной проблемы, с которой Израиль должен в конечном итоге сразиться. Реальная проблема заключается не в том, будут ли ультраортодоксальные юноши служить в вооруженных силах, но может ли экономика Израиля продолжать поддерживать растущую часть своего населения, которая в большинстве своем является антисовременной, зачастую эффективно подопечной государства и, возможно, наиболее зловеще, в корне противоречит центральному видению, которое породило государство Израиль.

Суд дал правительству год на разрешение юридического вопроса, связанного с военной воинской повинностью, поэтому по израильским стандартам нет необходимости в решении суда. И премьер-министр Нетаньяху, непревзойденный политический выживала, скорее всего, ударит по тропе в течение как можно дольше.

Однако в какой-то момент израильтяне должны будут спросить себя, как они будут справляться с тем, что все чаще становится пятой колонной в жизни Израиля. Опыт показал, что морковь гораздо более эффективна, чем палочки. Харедим лучше реагирует на финансовые и трудовые стимулы, чем на угрозы ареста за уклонение от проекта. Альянсы должны строиться с более открытыми лидерами Харедим, которые хотят помочь своему сообществу избежать бедности, в которой оно давно живет. То, что сейчас нужно Израилю, - это социальный инженер с долгосрочным видением и доверием в обеих общинах, которые могут помочь Израилю избежать потенциально пагубного внутреннего конфликта.

Перевод


* Оригинал

Оставить комментарий
назад        на главную