Мера справедливости 

 

Сусанна Лангман

  

На протяжении шести десятилетий наша миссия состояла в том, чтобы обеспечить меру справедливости для евреев, пострадавших в Холокосте, и позаботиться о них наилучшим образом. Мы обязаны сделать все возможное, чтобы будущие поколения усвоили уроки Холокоста, должны сохранить память о тех, кто перенес столь чудовищные страдания, и о тех, кто погиб.                                                                                                           Комиссия по еврейским материальным искам к Германии (Клеймс Конференс) *

   
                         
«Большое счаcтье и большая удача»
                              
С начала 90-х годов из бывшего СССР в ФРГ, переселилось 230 тысяч евреев.
Сегодня, когда с начала эмиграции прошло более четверти века, можно сказать, что усилия, предпринятые  г-ном Хайнцом Галинским (1912-1992г.г.) - президентом Центрального совета евреев в Германии - по привлечению в Германию советских евреев, дали свои плоды.
Вырос имидж Германии на международном уровне. Возродилась еврейская жизнь. Религия и особенно культура, носителями которой стали русскоязычные евреи, заняли в жизни общин достойное место.  
В октябре 2012 года в мюнхенском издательстве «Кёзель» вышла книга  г-на Дитера Граумана, в то время - президента Центрального совета евреев в Германии: «Второе поколение – жизнь в тени катастрофы?»
(«Nachgeboren – vorbelastet?» - немецкое название книги). Автор справедливо утверждает, что будущее евреев в Германии зависит от детей и внуков иммигрантов. Вот как он, надо полагать искренне, пишет об этом в предисловии к своей книге: «Наши новые члены, которые сегодня составляют порядка 90 процентов еврейского сообщества, - это для нас действительно большое счастье и большая удача. Мы бесконечно благодарны за это. Они укрепляют и обогащают нас...»**
** Zukunft»  («Будущее») -  Информационная газета Центрального совета евреев в Германии на немецком и русском языках; №10; 31 октября 2012 г.

 

10-летие создания Всегерманской Ассоциации «Феникс из пепла»       

Среди 230 тысяч евреев, переселившихся из бывшего СССР в ФРГ, насчитывалось не более 600 человек, выживших в годы войны на оккупированных гитлеровцами советских территориях и признанных организацией Кляймс Конференс жертвами гитлеровского геноцида.   Совсем непросто было этим людям  оказаться  в государстве, допустившем почти  «окончательное решение еврейского вопроса» в Европе. Но,  уступая настоянию детей, и не в последнюю очередь, сравнивая свой материальный уровень жизни с прежним, а также понимая необходимость своего присутствия здесь для подтверждения доверия советских евреев к современной Германии, они стали лояльными гражданами этой страны
Прожив в Германии некоторое время, новые иммигранты убедились, что послевоенные поколения немцев достаточно хорошо знают о депортации евреев из Германии на восток и об уничтожении  их в лагерях смерти .
Наслышаны они также и о расправах с еврейским населением Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии.
А вот о беспримерном до тех пор в истории человечества геноциде евреев на оккупированных территориях СССР  им почти ничего не известно. Советские газеты и журналы ничего не писали об этом.

С созданием в 2006-м году Всегерманской Ассоциации переживших Холокост иммигрантов из постсоветских государств -  «Феникс из пепла» - стало, наконец, возможным бывшим узникам заявить о себе в стране, поднявшей свой авторитет в мире благодаря их согласию поселиться здесь.
10-летнюю годовщину своего создания «Феникс из пепла» отметил с некотором опозданием в Берлине 22-25 апреля 2017 года. Конференция была приурочена ко Дню памяти жертв Холокоста – 24-му апреля, отмечаемому в честь героев восстания Варшавского гетто.

Открывая конференцию, президент Ассоциации д-р Алексей Хействер тепло поблагодарил немецкие общественные организации, без которых невозможно было бы подготовить и провести это мероприятие, и  одновременно посетовал на то, что почти все официальные руководители еврейских организаций откликнулись на приглашение вежливой благодарностью и ... не приехали.

Подводя итоги десятилетней деятельности Ассоциации, её президент Алексей Хействер перечислил достигнутые успехи, среди которых главный – издание книги воспоминаний «Кто выживет, расскажет».
Пережившие «восточный Холокост» Давид Розенфельд и Майя Мардер (Бессарабия), Иосиф Крейман (Молдавия), Ольга Барац и Михаил Гройсман (Украина), Маргарита Белая (Белоруссия), Сима Замураева (Литва) и другие свидетельствуют, что оккупанты так спешили до зимы закончить свой блицкриг, что им некогда было создавать места содержания, строить крематории и заниматься депортацией евреев -  их стали уничтожать немедленно. Благо в добровольных помощниках недостатка не было.

Президент ассоциации д-р Хействер вынужден был с горечью констатировать, что хотя организация Кляймс Конференс и признала евреев, выживших на оккупированной гитлеровцами территории СССР, жертвами «неправоправных действий» и выплатила им положенную компенсацию, эти бывшие узники нацизма (даже те, кто законно получил немецкое гражданство) до сих пор – уже больше 25-ти лет – не уравнены в правовом и социальном положении со своими товарищами по несчастью, – евреями из западной и центральной Европы.  Оказывая бывшим узникам нацизма материальную поддержку, Кляймс Конференсе, очевидно, считает, что этим её предназначение выполнено и «мера справедивости» обеспечена.

Долгое отсутствие достаточной и достоверной информации привело к  появлению в некоторых европейских государствах так называемых «учёных» - отрицателей Холокоста. В доказательство своей правоты эти претенденты на знание истории приводят протоколы Ванзейской конференции, которая ровно 75 лет назад, лицемерно употреблебляя слова «эвакуация» и «естественная убыль», создала план по истреблению всех 11-ти миллионов европейских евреев.
Ассоциация «Феникс из пепла» уже самим своим существованием, а также и общественной работой среди своих теперешних сограждан разоблачает этих лжеучёных-антисемитов.

Ничуть не умаляя страданий евреев Западной Европы,  нельзя допустить умолчание беспрецедентного по жестокости, немедленного и тотального уничтожения советских евреев. Особенно  прискорбно, когда это допускают еврейские организации, когда на сайте Кляймс Конференс появляются публикации с сочувствием описывающие мучения евреев западной и центральной Европы, прятавшихся «в потайных местах и питавшихся впроголодь», когда всем известно, что во время войны всё население – не только евреи -  пряталось от бомбёжек и голодало.  Такие публикации только добавляют уверенности  отрицателям Холокоста.


Вопреки ванзейским протоколам

Ко Дню памяти жертв Холокоста 27 января 2017 года (дата освобождения Советскими войсками Освенцима) Кляймс Конференс во Франкфурте-на- Майне в церкви Санкт-Пауль, которая является местом проведения важных городских мероприятий, провела выставку «Дети, пережившие Холокост». Там были размещены плакаты о страданиях детей, выживших в ужасных условиях оккупации, и рассказаны отдельные личные  истории, в том числе – истории  двух женщин, пережившими  Холокост в западной и центральной Европе.


Жизнь в укрытии Авивы Гольдшмидт   

Авива Гольдшмидт поведала свою историю ученикам средней школы, побывавшим  на выставке в церкви Санкт-Пауль. А сайт Кляймс Конференсе поведал её всем своим читателям, в том числе, и бывшим узникам фашизма из постсоветских республик.

Авива Гольдшмидт на вытавке «Дети, пережившие Холокост»
«Очень важно, чтобы люди, особенно молодежь, услышали рассказы таких людей, как Авива. Шесть миллионов – это огромное число, зачастую, труднодоступное для понимания. Но история маленькой еврейской девочки, запуганной, вынужденной говорить только шепотом, и говорившей шепотом даже спустя годы после войны, остается в памяти людей, которые ее услышали.» - пишет Кляймс Конференсе на своём сайте 17 февраля 2017 года.

Авива Туч родилась в 1938 году в Бориславе Польша (сегодня – Украина). Семья жила в достатке. Но благополучное детство Авивы закончилось с нацистским вторжением в июне 1941 г. Отец был депортирован в трудовой лагерь. Позже стало известно, что он был расстрелян. Авива и её брат Йозеф вместе с матерью тоже оказались в трудовом лагере. Им удалось бежать. До освобождения они жили, прячась в потайных местах в Бориславе. 
В последние дни оккупации брат Авивы, Йозеф, был застрелен немецкими солдатами. Ему было 20 лет. Авиве навсегда врезались в память наказы матери: никогда не издавать ни звука, Любой звук, шорох, произнесенное вслух слово или плач могли выдать их и привести к неминуемой гибели. Предостережения матери так сильно подействовали на маленькую Авиву, что даже спустя многие годы после Холокоста она могла говорить только шепотом. Как следует из информации сайта Кляймс Конференсе, в Германию Авива Гольдшмидт переехала жить в 1950-е годы. Преследования и страдания, пережитые Авивой в детстве, были признаны, и она получает выплаты из фонда Article 2 Fund, и получила разовую компенсацию из Фонда для детей, переживших Холокост –   Child Survivor Fund.  Авива Гольдшмидт – многолетний член Совета еврейской общины Франкфурта -успешно трудится даже после выхода на заслуженный отдых.

                                                                                                            
Жизнь в укрытии Луции Трейслер

Десятилетия (с 1953 года) длилась юридическая борьба с правительством и представителями промышленных предприятий Австрии о выплате компенсаций и о возвращении имущества (реституции) евреям  этой  страны, выжившим при нацистском режиме. Интенсивные усилия Клеймс Конференс, направленные на то, чтобы вынудить Австрию признать свою роль в преследовании еврейской общины этой страны во время войны, завершились заключенным в 2001 году соглашением в пользу переживших Холокост.                                                                                                                           
9 марта 2017 года сайт Кляймс Коференс опубликовал историю австрийской еврейки Луции Трейслер (цитата точно по тексту): «Луция Трейстер родилась в 1929 году в Вене. Мать, еврейка Регина Трейстер, была химиком, отец, Рудольф Краус, не был евреем. Отец работал инженером на предприятии «Сименс». Он эмигрировал в Иран в надежде вывезти Луцию и ее мать из Австрии, но было слишком поздно.  Когда началась война, его классифицировали как враждебный элемент и депортировали (из Ирана) в Австралию».

Луция Трейстер рассказывает школьникам о пережитом в годы войны

Рейнольд Душка, лучший друг отца Луции, владелец слесарной мастерской, прятал Луцию с матерью в своей мастерской четыре с половиной года. Питаясь впроголодь, девочка с матерью жили в постоянном cтрахе. После войны Луция прожила год в Австралии с отцом, но вернулась в Вену. Она стала врачом, вышла замуж,  родила двух дочерей.   В последние годы Луция посещает школы по всей Австрии и рассказывает ученикам о том, что ей пришлось пережить во время Холокоста. Луция получает ежемесячные выплаты от Клеймс Конференс –  из фонда Article 2 Fund, поскольку перенесенные ею страдания и преследования, которым она подвергалась, были официально признаны.


 

Марш смерти Майи Мардер

Ещё за полгода до Ваннзее-совещания, едва ступив на советскую территорию, немецкие захватчики стали расправляться с мирным еврейским населением. 
Свидетельствует  Майя Ефимовна Мардер (1930 г.р. Бессарабия) – (книга «Кто выживет, расскажет»):              
«Мне врезался в память первый день войны – 22 июня 1941 года.Это было в небольшом молдавском городке Згурица. Мне шёл 11-й год. Обычное летнее утро – ясное, тихое. Вдруг надвинудись тучи, но ливня не было. Вмеcто него с горы двинулось бесчисленное множество немецких и румынских солдат и артиллерии, поднявших огромные облака пыли». Евреев из их домов выгнали, не разрешив ничего взять с собой. Местное молдавское население разграбило дома, а немцы проехали вдоль улиц, бросая из машин в каждый дом зажигательные бомбы. Густой чёрный дым поднялся над городом. Людей окружили солдаты с овчарками. Переночевали на голой земле.» На следующий день расстреляли 10 чедовек – старейшин еврейской общины. Остальных построили в колонну и погнали в сторону села Макарешты.Начался марш смерти. Люди шли по дорогам Молдавии и Украины, к колонне присоединялись евреи, выгнанные из своих городов и местечек.

Далее по тексту воспоминаний:
«В дороге нас били, отстающих добивали прикладами, расстреливали больных и детей. Гнали, гнали, гнали...долго. Где нас настигала ночь,  там мы, уставшие, измождённые, падади на землю и засыпали. Разбуженные побоями, насильно поднятые шли дальше. Я не могу перечислить все просёлочные дороги, пройденные нами, все сёла, где были оставлены тысячи трупов евреев, погибших от голода и издевательств. Я помню и никогда не забуду, как вдоль дороги на обочине по-немецки аккуратно в ряд были  выложены трупы евреев. Их было много. Очень много. Мы понимали, что нас ждёт...»

Из описаний расстрелов в Касауцком лесу:
«По рассказом взрослых очевидцев, здесь расстреляно не менее 10 тысяч  человек. Мы оставались в этом лесу 3-4 недели. На голой земле, без верхней одежды, без еды, без воды. Началась дизентерия. Люди умирали.
Этот марш смерти длился 4 месяца до глубокой осени».
Майя Мардер рассказывает с ужасающими подробностями о дальнейшем после марша пребывании в лагере смерти. Описывает, как зимой в 40-градусный мороз она оказалась под снегом в яме с трупами, и её, почти мёртвую, нашёл и вытащил из ямы отец.  «Наверно, для того, чтобы я выжила и всё рассказала»,- добавляет Майя.

19 марта 1944 года Майю с родителями Советская армия освободила из гетто города Бершадь. Семья вернулась в городок Згурица, откуда была изгнана оккупантами. Майя Мардер поимённо перечисляет близких родственников, которые в родные места не вернулись. Это более 20 человек, погибших в Молдавии и Украине от рук оккупантов и их приспешников.
К началу учебного года девочка не решалась пойти в школу, так как она уже два года не разговаривала. И когда вдруг она произнесла пару слов, мама заплакала – она думала, что её ребёнок никогда уже больше не будет говорить.

Майя Ефимовна прожида нелёгкую жизнь на родине в бывшем Советском Союзе. Здоровье было серьёзно подорвано травмами, полученными в детстве. Нужна была большая сила воли, чтобы отстранившись от всех ужасов, строить свою жизнь, создать семью, вырастить детей. Майя закончила школу, получила высшее образование и трудилась до пенсии в городе Черновцы (западная Украина).

Майя Ефимовна Мардер после смерти мужа живёт с 1992 года. в Германии во Франкфурте-на-Майне, где живут и успешно трудятся её взрослые дети – дочь и сын. Дочь работает в банке, сын преподаёт в гимназии.

Майя Мардер с другими членами Ассоциации бывших узников нацизма участвует в конференциях, выступает с воспоминаниями перед школьниками и студентами, требует от Молдавских властей, чтобы о погибших в Холокосте  была сохранена память, - хотя бы были ограждены и обозначены табличкой места массовых убийств.

                                 
 «А напоследок я скажу...»

Пересказывая истории трёх еврейских женщин, пострадавших от гитлеровского беспредела, я ни в коем случае не хочу спрашивать, уподобляясь автору некой публикации в «Еврейской газете», кто страдал больше – каждый испил свою чашу страданий! Но читая на сайте Кляймс Конференсе (от 9 марта 2017 года):  «Сегодня  в мире живут около 10 000 выживших австрийских евреев. Из  них в Австрии проживают 450 человек. ...мы по-прежнему ведём переговоры с Австрией. Спустя 79 лет после аншлюса мы продолжаем свою работу. Мы хотим добиться хотя бы малой толики справедливости для тех австрийских евреев, которым удалось выжить.», – невольно хочется спросить: неужели цель этих публикаций только в том, чтобы только к нескольким сотням забытых жертв нацизма из западной Европы привлечь внимание и осчастливить их выплатой компенсаций? Разве евреи из бывшего СССР меньше австрийских заслуживают «хотя бы малой толики» внимания? Но о них сайт почему-то не рассказывает.   

Организация Кляймс Конферес признала Майю Ефимовну Мардер имеющей право на компенсационные выплаты бывшим узникам нацизма.  Но удостоверения, подтверждающего её статус, она  до сих пор она не имеет. Как не имеют его и все бывшие узники нацизма из постсоветских республик. Эти люди, в довольно преклонном возрасте переехавшие в Германию и вынужденные жить на иждивении этого государства, не жалуются на своё материальное положение и благодарны Кляймс Конференс за дополнительную помощь. Но, как известно, не хлебом единым жив человек. Оставаясь в Германии в статусе, отличном от статуса своих теперешних сограждан, также пострадавших от нацизма, бывшие узники из постсоветских республик считают, что по отношению к ним «мера справедливости», о которой так заботится Кляймс Конфкренс, не обеспечена полностью.

Мая Мардер в зале, где проходила конференция
Наболевший за 25 лет вопрос о статусе бывших узников нацизма уже в который раз подымается на конференциях, организуемых Ассоциацией «Феникс из пепла». Сотни страниц обращений в разные организации! Даже принятое Бундесратом 23.03.2014 года положительное решение по этому вопросу не может сдвинуть его с мёртвой точки! Вице-президент Ассоциации д-р Александр Попов и все выступавшие по этому вопросу делегаты подчёркивали, что речь идёт не о деньгах, а о достоинстве людей и об устранении ограничений прав и свобод для этой  особой категории лиц – признанных жертв геноцида на постсоветских территориях, которые вот-вот сойдут со сцены жизни. От присутствующих на конференции представителя организации Кляймс Конференс г-на Рюдигера Мало (Rüdiger Mahlo) и от руководителя Берлинского отделения ZWST (Благотворительная организация) г-на Гюнтера Йек ( Günter Jek) вразумительного ответа никто не услышал. Спасибо, что они хоть пожелали приехать и выслушать вопросы участников конференции.  

И напоследок  ещё одно утверждение Кляймс Конференс: «Мы знаем, что ужасы Холокоста непоправимы, и никогда не   должны быть забыты. И считаем, что те, кто остался в живых после Холокоста, заслуживают признания своих страданий, заслуживают того, чтобы достойно жить на склоне лет».

Оставить комментарий

назад        на главную