Еврейский гений средневековья   
Иосиф Соломон  Дельмедиго

 

 

   Сусанна Лангман      

Русскоязычным евреям и их детям ещё до переезда в Германию были известны понятия, без которых передать историю еврейского народа от мрачного средневековья до наших дней невозможно: инквизиция, аутодафе, принудительное крещение, антисемитизм, погром, изгнание и, наконец, Холокост.

Но, чтобы не зацикливаться только на статусе «жертв», а, наоборот, гордиться своим происхождением, очень важно знать как можно больше о своих знаменитых соплеменниках, о том, какой вклад евреи внесли в каждую сферу человеческой деятельности: в развитие науки и культуры, музыки и литературы, искусства и архитектуры, работы банков и торговли.
Немецкий город Франкфурт-на-Майне, расположенный «в центре Центра» Западной Германии, прошёл длинный путь от впервые упомянутого «франконского брода» до теперешнего Майнхэттэна. Центральное положение в Европе обусловило особенности в развитии города. В исторических «Хрониках раввинов Франкфурта» Пауля Ансберга и в книгах других историков раскрывается долгая и тяжёлая история евреев города и их авторитетных раввинов.

Во Франкфурте-на-Майне провёл около 20 лет своей жизни (1629-1648)  Йозеф (Иосиф) Соломон Дельмедиго  – человек  разностороннего интеллекта: философ и врач, астроном и математик, теоретик музыки и писатель, знаток естественных наук, но прежде всего раввин - толкователь Торы и каббалы.

Пока я не знала биографии этого человека, мне было удивительно, что мои знакомые пожилые жители Франкфурта, и не только евреи, когда речь заходила о здоровье, упоминали имя врача, который жил в их городе около 400 лет назад!
Иосиф Соломон Дельмедиго родился 16 июня 1591 года в Кандии на Крите, в семье учёных и образованных людей, которые и сыну дали хорошее еврейское и общее образование, в том числе, знания древнегреческого и латинского языков.
В 15 лет он поступил в университет города Падуи, где учил философию, медицину, математику. В книге «Эйлим» («Пальмы») Дельмедиго взволнованно вспоминает, как он целый учебный год 1609-1610 учил астрономию у Галилея, и как Галилей разрешил ему делать наблюдения из своего знаменитого телескопа. Как лучшего из учителей, Дельмедиго даже называет его «Рабби Галилей».

Иосиф Соломон Дельмедиго
(Из Википедии, свободной энциклопедии)


После окончания в 1613 году университета в Падуе он переехал в Венецию и провел год в обществе   венецианского раввина Леона де Модены, который оказал на него большое влияние. Затем Иосиф Соломон Дельмедиго возвращается на Крит в Кандию. Он работает врачом и собирает материал для своей Энциклопедии Ya’ar ha-Lebanon. Вольные мысли Дельмедиго и его предпочтения светским исследованиям вскоре сделали его проживание в Кандии почти невозможным. В 1616 году он навсегда покидает Крит, оставляя при этом женщину, недавно ставшую его женой.
Жажда знаний, желание осмыслить происходящее и разрешить появляющиеся сомнения убеждают его в необходимости посетить еврейские общины различных стран, узнать над чем работают учёные, каких добились результатов и где можно приложить собственные силы.

Несмотря на враждебность окружения, еврейские общины сохранились до XVI - XVII веков почти повсюду там, куда их забросила судьба: на пространстве от Кавказа на востоке и до Атлантического океана на западе. Поголовная грамотность, благодаря обязательному изучению Торы и Талмуда, и наличие общего языка (а то – и двух!) позволяли веками оставаться единым народом.

Поэтому неудивительно, что такой неутомимый и всесторонне образованный человек как Иосиф Дельмедиго мог много лет вести странствующий образ жизни, побывать в городах Ближнего Востока, Египта, Европы и находить общий язык не только с соплеменниками. Он везде мог встретить людей, готовых делиться с ним знаниями и учиться у него.

Вначале, покинув Крит, он отправляется в Каир в поисках новых книг для своей богатой библиотеки. В Каире Дельмедиго одерживает победу в публичных дебатах по математике над неким мусульманским профессором. Там же в Каире он знакомится с караимскими учёными (караимы – евреи, которые считают священным писанием только Ветхий завет) и по их просьбе пишет несколько работ по механике. Из Египта переезжает в Стамбул, где наблюдает комету 1619 года, изучает каббалу. Посетив уже известным медиком Польшу и Литву, он практикует как врач в Вильно и по приглашениям выступает в синагогах в качестве проповедника.  Появление в Вильно человека с таким разносторонним интеллектом было редким событием. В 1620-м году в Вильно его назначают врачом самого принца Радзивилла.
Среди его учеников были одарённые и любознательные люди, которые обращались к Дельмедиго с вопросами по научным темам, ответы на которые позже составили его самую известную книгу «Эйлим».

Название книги «Эйлим» («Пальмы») – намёк на известный стих Торы: «И пришли они в Эйлим…, потому что там было 12 колен и семьдесят пальм». Книга состоит из многих частей, посвященных разным наукам: математике, астрономии, естествознанию и метафизике. Дельмедиго - автор многочисленных научных работ, в которых он следует лекциям Галилея и поддерживает систему Коперника.  

Из Речи Посполитой учёный переехал в Гамбург. Здесь он исполняет обязанности раввина, выступает с речами в сефардской синагоге, по просьбе общины пишет книгу («Очищающий серебро»), в которой доказывает истинность каббалы.     
В 1623 году Иосиф Соломон Дельмедиго отправился в Амстердам, где также несколько лет исполнял обязанности раввина, а затем и официально принял пост раввина. 

К этому времени в городах Нидерландов -- Амстердаме, Антверпене, Гааге и других – значительно выросли еврейские общины за счёт притока евреев из Испании и Португалии.

В Амстердаме Дельмедиго встретился и провёл некоторое время в общении с марраном (марраны – принудительно крещённые евреи Испании) Габриэлем да Коста, бежавшим из Португалии и поменявшим после возвращения в иудейскую веру имя на Уриэль Акоста. (Уриэль Ако́ста (Uriel Acosta; настоящее имя Габриэль да Коста  Gabriel da Costa; род. в 1595 г. в Опорто, Португалия – ум.1640 г. в Амстердаме — голландский философ, предшественник Баруха Спинозы).

Эпоха, озарённая гением Галилея, спешила на смену мрачному средневековью. Критическое отношение к средневековым установкам, влюблённость в науку, чистота помыслов, одинаковое толкование истоков морали – всё это вызывало чувство уважения друг к другу и сближало этих двух людей.  Однако сан раввина не позволял Дельмедиго углубляться в дебри идеологических воззрений Акосты, хотя фраза о том, что лучше быть смелым, чем осторожным, была ему по душе.

В 1629-м году Дельмедиго возвращается в Германию. Он приезжает во Франкфурт-на-Майне – бывшем тогда городом с самой большой в Германии еврейской общиной. Это было его самое продолжительное и спокойное местопребывание после того, как он покинул Крит. Вначале он зарабатывал себе на жизнь во Франкфурте как коммунальный врач и учитель, хотя к тому времени он уже был известным учёным-медиком. Позже его официально назначили главным врачом еврейской общины Франкфурта и эту миссию он выполнял до самого своего отъезда в Прагу.  

 Последние годы его жизни известны мало. Иосиф Соломон Дельмедиго умер 16 октября 1655 года и похоронен на Старом еврейском кладбище в Праге.

У нас, живущих в XXI-м веке и пользующихся современными достижениями науки и техники, не ослабевает интерес к людям, стоявшим у самых истоков этих достижений.


Оставить комментарий
назад        на главную