Героизм против истребления.
Дерзский побег 64 заключенных из девятого форта в Каунасе

Лазарь Любарский

По сути дела, это рассказ о завершающей стадии уничтожения литовского еврейства, а точнее о заметании следов этого зловещего преступления во время Второй мировой войны: в течение 1941-1943 годов гитлеровцы уничтожили 94% литовских евреев. Массовый расстрел евреев производился в основном в девятом форте, расположенный на шестом километре шоссе Каунас – Клайпеда. Там также были убиты евреи из Франции, Австрии, Германии...

По приказу Гиммлера, все гетто Остланда (административно-территориальное образование нацистской Германии в Восточной Европе, включающее страны Прибалтики и Западную Белоруссию) были ликвидированы и на их месте созданы концлагеря… В сентябре-октябре 1943 года Каунасское гетто переходит под власть СС и сюда свозят евреев из всех близлежащих гетто. В предверии отступления, в конце 1943го года, немцы предприняли попытку уничтожить останки расстрелянных людей сжиганием трупов. С тех пор девятый форт известен как «форт Смерти».

Еврейские гетто на территории Литвы, как и во вех западных областях Советского Союза начали возникать в первые дни после их оккупации Фашистской Германией во Второй мировой войне. Немцы вступили в Каунас на третий день войны 24 июня 1941г. и уже в ночь на 26 июня 1941г. в каунасском предместьи Вилиямполе было убито около тысячи евреев. Многим из них злодеи вырезали языки, выкалывали глаза. После «стихийного» погрома немцы стали вводить «порядок», «систему», - в деле полного уничтожения евреев. В Каунасское гетто, расположенное в пригороде Каунаса Вилиямполе (ранее — Слободка), было загнано 30 тыс. евреев. Партиями их отсюда гнали в близлежащий IX форт (ранее — филиал каунасской каторжной тюрьмы), где их расстреливали. Лишь 28 октября было расстреляно 10 тысяч.

Из истории каунасских фортов.

В конце 19го и в начале 20го столетия вокруг Каунаса (тогда Царская Россия) была возведена система укреплений – восемь фортов с девятью артиллерийскими батареями. Начало строительства девятого форта, также называемого «Большой форт» было начато в 1902 году и окончилось в начале Первой мировой войны: это были наземные блоки – гнёзда для пулеметов и пушек, подземные казематы для войск, высокие насыпи, глубокие рвы и заграждения из колючей проволоки. После Первой мировой войны, IX форт служил тюрьмой МВД Литвы, а потом НКВД СССР. Сейчас в этом месте основан музей в память о жертвах.

IX Форт в 1914
и 2006 году

С 1924 года IX форт был передан Министерству внутренних дел Литовской республики и использовался как филиал Каунасской тюрьмы, однако его оборонительное значение на случай войны сохранялось. В 1940—1941 гг. девятый форт использовал НКВД СССР для временного размещения политзаключённых по пути в лагеря ГУЛАГа.

Во времена нацистской оккупации девятый форт использовался как место массовых расстрелов людей. Сюда приводили евреев без различия пола и возраста из переполненной каунасской тюрьмы и других мест, беженцев, пытавшихся эвакуироваться в начале войны и схваченных по дороге фашистами,.. Их держали в казематах – без пищи, без воды. Их не выпускали на волю даже для отправления естественных нужд. Смертность в казематах была велика, хоронить покойников не разрешали. Мужчин и подростков держали под открытым небом, в глубоких рвах, отделявших казематы от внешних стен фортов. Вдоль рвов, на насыпях и на внешних стенах были выставлены сторожевые псы. Охранники грабили, раздевали, а затем расстреливали. Основным местом концентрации евреев перед расстрелом стал девятый форт. Детский дом и обитателей богадельни в Каунасе отвезли на грузовиках, больницу гетто с больными, врачами и медицинским персоналом немцы подожгли и уничтожили.

Не будет преувеличением заявить, что партизанское движение в СССР начали литовские евреи уже в первые дни войны. Это были недавние еще «халуцим» (пионеры), проходившие «ахшару»,- подготовку к выезду в Израиль, в надежде на скорое возрождение страны согласно декларации Бальфура, но не успевшие это сделать из-за «насильственной и незаконной инкорпорации и аннексии прибалтийских государств в состав СССР в сентябре 1939 года». Довоенные группы евреев, участвующие в еврейском движении, в Каунасском гетто объединились для борьбы за выживание. Из гетто смогли вырваться более 500 евреев, которые присоединились к советским партизанам или стали впоследствии бойцами прославленной 16й Литовской дивизии, в составе которой воевал большой процент евреев. Т В сентябре-октябре 1943 года Каунасское гетто переходит под власть СС и сюда свозят евреев из всех близлежащих гетто. Начинается массовое уничтожение заключенных..., из всего сорокатысячного еврейского населения Каунаса в живых осталось около двух тыс. человек. Выжили еще около 700 человек, которые были с советскими партизанами.

Для скрытия своего преступления немецкое командование, организовало вскрытие всех ям, где похоронены жертвы расстрелов и приступило к сжиганию этих трупов. Для производства этих работ гестапо к концу октября и началу ноября собрала в IX форте 72 человека из них: 34 военпленных еврея, 14 партизан, 3 русских, 4 женщин, 17 евреев из гетто. Производство работ было, организовано таким образом, чтобы никто из окружающего населения и вообще никто не узнали, какая работа производится на территории IX форта, для чего в радиусе 2-х км были установлены афиши, запрещающие приближение к форту под страхом расстрела. Место работ на территории 2-3 га было обтянуто полотном. Люди, выполнявшие, эту работу не должны были выйти из форта. Один еврей из гетто заболевший аппендицитом и 7 военпленных старшего возраста и инвалидов были расстреляны 13-го ноября, таким образом на работе осталось 64 человека.

За время производства работ, т.е. с 1-го ноября по 25-го декабря с.г. (день побега) были вскрыты 6,5 ям, каждая длиною 100-120, шириною 3 метра и глубиною 1,5 метра, из коих были извлечены трупы 12000 мужчин, женщин и детей. Эти трупы складывались в штабеля по 300 человек в каждом и сжигались. Останки костров (угли и кости) растирались трамбовками в порошок и перемешивались с землёй, таким образом, чтобы не оставалось никаких следов.

Во избежание случаев побега на время производства работ, работающие заковывались в цепи. Была установлена вышка с ручным пулемётом, а охрана была вооружена автоматами и пистолетами.
Среди 12000 трупов было 5000 евреев, привезённых из Вены, Франкфурта-на-Майне, Дюссельдорфа, Гамбурга, Мюнхена, Франции (Дранси) и др., небольшое количество 120-150 евреев военнопленных и около 7000 евреев из Каунаса. Евреи из Германии были расстреляны и похоронены в одежде, а остальные перед расстрелом были раздеты до белья.
Положение трупов в ямах говорило за то, что они группами загонялись в ямы, их заставляли ложиться, а потом по ним стреляли, что приводило к тому, что многие закапывались будучи только ранены или вовсе не затронутые пулей. За это говорит тот факт, что на многих трупах не обнаружено пулевых ран.

Легендарный побег 64 заключенных из девятого форта

25го декабря 1943го года, этой группе смертников (60 из них были евреями) удалось совершить побег из девятого форта Каунасской крепости, зашифрованного фашистами как «предприятие №1005-Б».

Подготовка побега.
Обречённые на смерть узники начали готовить побег. Подготовка велась длительное время на всех участках пути предстоящего побега из подземных казематов. Ключи к дверям этих камер были изготовлены Пинхусом Кракиновским и Альтером Файтельсоном. Они были слесарями, поэтому надсмотрщики их часто оставляли в казематах для выполнения различных работ; будучи закованными в цепи, они все же имели возможность в течении дня перемещаться по казематам.
Прежде всего надо было иметь возможность выбраться в коридор из одной камеры, чтобы открыть двери остальных помещений. Для этой цели Кракиновский освободил в своей камере заклепку железной штанги, отодвинув которую, можно было выбраться в коридор и открыть все камеры. Далее планировалось пройти по не просматриваемому охраной коридору, затем подняться по железной лестнице наверх в заваленное старым барахлом помещение, где была наружная железная дверь, выходившая на поверхность земли. Эта дверь также была подготовлена для побега. Была организована система, чтобы охрана не могла услышать шум, создаваемый при работе инструмента по металлу. Днем, когда один из слесарей вел работы по подготовке бегства, другой узник сидел в коридоре у печи и сушил портянки. Если в каземате появлялся немец, оставшийся начинал громко кашлять или петь, что служило сигналом для работающего. Вечером, по возвращении заключенных в каземат, работа продолжалась. Чтобы заглушить скрежет сверла или пилы, заключенные в камерах пели и плясали. Охрана этому не препятствовала — немцы считали это признаком хорошего настроения узников. Для того, чтобы беглецы в темной одежде не бросались в глаза на фоне белого снега хорошо просматриваемого участка, была приготовлена маскировка. Из нижнего белья были сшиты четыре маскировочных халата и два белых полотнища. Столяр М. Хас, работавший в столярной мастерской, приготовил три двухметровых лестницы, из которых в процессе побега могла быть быстро смонтирована шестиметровая лестница, для преодоления наружной стены. Были приготовлены несколько ножей, которые, при необходимости, могли быть использованы в качестве холодного оружия.

Побег.
В ночь с 25 на 26 декабря 1943 года один из заключенных, отодвинув штангу двери (что было заранее подготовлено), выбрался из камеры в тюремный коридор и, предварительно изготовленными ключами, открыл двери всех камер.

Как было заранее договорено, узники покинули камеры и вышли в тюремный коридор. Далее, освещая дорогу зажигалками и спичками, беглецы поднялись на второй этаж по железной лестнице, которую накрыли одеялами, чтобы заглушить шум шагов; через подготовленный проход вышли в туннель. Просматриваемый охраной участок пути был быстро замаскирован: четверо беглецов, в загодя сшитых маскировочных костюмах, развернули наперед приготовленные белые полотнища, что позволило остаться незамеченными. Затем по склону группами по 8 человек спустились вниз.

Девятый форт. Тюремный коридор
Склон и бетонная стена форта

Шестиметровую бетонную стену беглецы преодолели при помощи заранее изготовленной деревянной лестницы. Колючая проволока наверху стены была перерезана специально приготовленными щипцами. Группа заключенных численностью свыше шестидесяти человек сумела совершить побег, не будучи замеченной охранниками. Бегство узников охрана обнаружила лишь через четыре часа после побега. На поимку беглецов были брошены воинские подразделения и местная полиция. Однако, усилия гитлеровцев и их местных пособников оказались безрезультатными. Некоторым бежавшим удалось добраться до партизанских отрядов — многие по пути погибли от рук немцев и их местных пособников; некоторые беглецы присоединились к подпольщикам Каунаса.


Участники побега
. Побег совершила группа из 62 человек (по некоторым данным 64) под руководством Алекса Файтельсона, по другим источникам — капитана советской армии И. Весельницкого (Вишницкого).

Фото 1945 года
Акт, 1-я страница
Акт, 5-я страница

Сохранились отрывочные сведения лишь о некоторых участниках побега. В частности, фотография группы участников побега. Слева направо: Пинхас Каркиновский, Дов Белсберг, Меир Левин, передавший эту фотографию в музей Яд Вашем (партизан, в побеге не участвовал), на заднем плане, четвертый слева — Цви Кадушин (Джордж Кадиш), рав Эфраим Ошри, Израиль Гитлин, Владислав Блюм, Берл Гампель. Сохранился акт (см. ниже) с подписями одиннадцати человек, совершивших побег. Известны имена еще трех участников побега: Саша Подольский, Меир Шер, Роман Шацков.

 

Свидетельские показания участников побега. Мы, нижеподписавшиеся группа заключённых форта 9 Ковно, бежавших из заключения в ночь с 25-го на 26 декабря 1943г. в составе Весельницкого И.Л.(Василенко ИЛ.), Дисканта А. (Виленский), Файтельсона А., Кракиновского П., Дейча М., Виленчука А., Гельбтрунка М., Пиловника А., Гемпеля Б., Эйдельсона С., Манейского А. составили настоящий акт о следующем:

Акт (первая и пятая страницы):
1. В период 1941-42 года территория форта была использована немецким командованием для производства массовых расстрелов.
1. Для скрытия этого преступления немецкое командование в лице руководителей ковенского гестапо организовало вскрытие всех ям, где похоронены жертвы этих расстрелов и приступило к сжиганию трупов.
2. Для производства этих работ гестапо к концу октября и началу ноября м-ца с. г. собрала в IX форт 72 человека из них: 34 военпленных (евреи), 14 партизан, 3 русских, 4 женщины, 17 из гетто.
3. Производство работ было, организовано таким образом, чтобы никто из окружающего населения и вообще никто не узнали, какая работа производится, на территории IX форта, для чего в радиусе 2-х км были установлены афиши, запрещающие приближение к форту под страхом расстрела. Место работ на территории 2-3 га было обтянуто полотном. Люди, выполнявшие, эту работу не должны были выйти из форта, чему служит доказательством тот факт, что один евреи из гетто заболевший апендицитом, был расстрелян 5 ноября и 7 военплен. старшего возраста и инвалидов были расстреляны 13-го ноября с.г., таким образом на работе осталось 64 человека.
4. За время производства работ, т.е. с 1-го ноября по 25-го декабря с.г. (день побега) были вскрыты 6,5 ям, каждая длиною 100-120 п.м шириною 3 метра и глубиною 1,5 метра, из коих были извлечены трупы 12000 мужчин, женщин и детей. Эти трупы складывались в штабеля по 300 человек в каждом и сжигались. Останки костров (угли и кости) растирались трамбовками в порошок и перемешивались с землёй, таким образом, чтобы не оставалось никаких следов.
5. Во избежание случаев побега на время производства работ, работающие заковывались в цепи. Была установлена вышка с ручным пулемётом, а охрана была вооружена автоматами и пистолетами.
6. Среди 12000 сожжённых трупов было 5000 евреев, привезённых из Вены, Франкфурта-на-Майне, Дюссельдорфа, Гамбурга и др. городов Германии, небольшое количество 120-150 человек евреев воен.плен., частью расстрелянных, частью отравленных, и около 7000 евреев из Ковно. Евреи из Германии были расстреляны и похоронены в одежде, а остальные перед расстрелом были раздеты до белья.
7. Положение трупов в ямах говорило за то, что они группами загонялись в ямы, их заставляли ложиться, а потом по ним стреляли, что приводило к тому, что многие закапывались будучи только ранены или вовсе не затронутые пулей. За это говорит тот факт, что на многих трупах не обнаружено пулевых ран.
8. Ко дню побега остались не вскрытыми 7,5 ям. Руководители гестапо рассчитывали закончить работу к 1 февраля1944года.
9. Исходя из того, что из первых 6,5 ям было извлечено 12000 трупов, а осталось невскрытых 7,5 ям можно допустит, что на территории IX форта похоронены 25-30 тысяч жертв зверской расправы германских властей над гражданским населением. Количество жертв в 25-30 тысяч человек подтверждается также разговорами представителей гестапо, руководивших работой по скрытию следов этого зверского преступления.
Подписи…


Этот акт писала под диктовку участников побега Сарра Закова (Герберг) участница подпольной организации Каунасского гетто, которая репатриировалась в Израиль.
(После освобождения Каунаса Государственная Комиссия по расследованию преступлений фашистов установила, что в 1941-1944 годах в 9-ом форте уничтожено свыше 70 тысяч людей (Сейчас считается, что в 9-ом форте погибло около 80000 человек).
Впоследствии часть бежавших переехали в Израиль; первым в 1948 году приехал Михаэль Гелтрунк (Ицхаки), а в 1971 году — Алекс (Алтер-Ханох) Файтельсон (1923 года рождения); он скончался в 2010 году в Гиватаиме.

А. Файтельсон
Хаим Бартман у памятной плиты.

Он был последним из оставшихся в живых участников героического побега. С августа 1941 года узник Каунасского гетто. С момента создания в гетто Каунаса подпольной антифашистской Боевой Организации "АКО" – стал ее активным членом. 28 октября 1943 Алекс был задержан литовскими полицаями вместе с группой бойцов "АКО", которые под его руководством шли выполнять задание с целью создать партизанскую базу в Августовских лесах в районе города Гродно на границе между Литвой и Беларусью. После допросов в гестапо, 18 ноября 1943 года был отправлен на IX-ый Форт. Вместе с несколькими членами своей подпольной группы был присоединен к еврейским военнопленным, которые в рамках программы 1005/Б раскапывали ямы с закопанными в них евреями, убитыми нацистами, и сжигали трупы. Алекс, которому было всего лишь 20 лет, был одним из организаторов и 25 декабря 1943 года успешно осуществился побег всех 64 заключенных Форта смерти. Часть беглецов проникло в Каунасское гетто, где были скрыты членами "АКО", а затем, 6 января 1944 года, переправлены к партизанам в Рудницкие леса. Большинство других беглецов, в основном военнопленных, которые не хотели идти в гетто, и предпочли самостоятельно искать дорогу к партизанам, были схвачены немцами и расстреляны.

Профессор истории Израиль Гутман в своей книге "Героизм еврейского народа во Второй мировой войне" писал, что: "Побег из IX-го форта по инициативе членов подпольной ячейки был одной из самых отважных и наиболее выделяющихся операций бойцов Каунасского гетто.

После присоединения его партизанского отряда к Красной Армии, Файтельсон участвовал в боях за освобождение Минска, столицы Беларуси, и продолжал участвовать в боях в рядах армии до конца войны, которую закончил под Кенигсбергом. После окончания войны заочно закончил среднее, а затем и высшее образование, получив степень по экономике в Вильнюсском университете. Занимал различные руководящие должности в Каунасе и Вильнюсе. Одновременно, в течении многих лет активно занимался увековечиванием памяти жертв Холокоста, выступал перед различными аудиториями с лекциями о борьбе против нацистов и об истории побега из IX-го форта – «Форта смерти». 26-го апреля Файтельсон 1971 года репатриировался с семьей в Израиль и, до выхода на пенсию в 1988 году, работал ревизором Первого Международного банка. В 1993 году в Вильнюсе была опубликована на языке идиш его первая книга "Ин штурм ун герангел" ("В буре и борьбе"), в которой рассказывалось об истории евреев Литвы и каунасского гетто в период нацистской оккупации и о побеге из IX-го форта.

Бывший президент Литвы Альгирдас Бразаускас в своем письме Алексу Файтельсону от 22 сентября 1993 года писал: "В трагические годы Второй мировой войны Вы подняли оружие против фашистских оккупантов, которые осуществляли массовое уничтожение евреев. Ваша смелая борьба показала миру, что и страшный террор не подавил героические традиции еврейского народа. Литва высоко оценивает и никогда не забудет Вашего подвига". В 1994 году в Израиле была опубликована расширенная версия книги на иврите. Эта книга получила литературную премию имени Ицхака Зандмана, присужденная Организацией солдат и партизан–инвалидов войны с нацистами. В решении Комиссии по премиям было сказано следующее: Книга" В буре и борьбе" представляет собой увлекательный и важный документ по истории и историографии для изучения трагедии и борьбы литовских евреев во время Холокоста и поэтому она заслуживает премии Ицхака Зандмана".

Журналист Аба Гроссман писал Алексу Файтельсону: "Такую книгу о Холокосте, я еще не читал, а я читаю на многих языках. Это не книга, а монументальный труд. Литовское еврейство в большом долгу перед тобой ... Я представляю себе сколько здоровья ты вложил в сбор материалов и написание этой душераздирающей истории. Ты сделал для литовского еврейства то, что Солженицын сделал для русского народа".

Такова исория системы девяти фортов Ковно (сегодня Каунаса), история, продиктованная внутренней и внешней политической ситуацией Российской Империи конца 19го века, но простирающейся на весь 20й век, с роковыми катаклизмами для нашего народа. Вот некоторые звенья этой истории: это внутреннее брожение в царской России; это чужеродная Литва в составе Империи, с большой еврейской прослойкой (обретающее силу еврейское рабочее движение, Гирш Леккерт, который возглавил нападение 500 евреев-рабочих на полицейский участок в Вильне, освободил арестованных товарищей, стрелял и ранил губернатора В.В. фон Валя и был повешен в 1902г.); это сложная политическая ситуация в Европе, приведшая вскоре к Первой Мировой войне, распаду Российской Империи и образованию Независимой Литвы…(другие звенья этой истории, это уже другая тема).
Такова история девятого форта и дерзского побега 64 заключенных- смертников из ада этой «Крепости смерти» в Каунасе.
Такова завершающая стадия уничтожения литовского еврейства и попытка заметания следов этого зловещего преступления во время Второй мировой войны. Таков трагический Апофеоз многовекового Литовского еврейства, духовный центр которого нарекли когда-то емким названием Иерушалаим - де - Литэ.

После войны форт несколько лет использовался как место заключения, а затем им пользовались сельскохозяйственные организации.
В 1958 году в IX форте начали основывать музей. В 1959 г. в четырёх камерах была подготовлена первая экспозиция, о гитлеровских преступлениях на территории Литвы. В 1960 году начаты исследования мест массовых убийств, были собраны экспонаты, которые пополнили музей. При этом слово "еврей" в экспозиции не упоминалось.
В 1962 году на экраны вышел литовский фильм "Шаги в ночи", посвященный реальному событию - побегу узников из Девятого форта. Из 64 участников побега 60 были евреи. Но поскольку в СССР нельзя было упоминать о героизме евреев и вообще о еврейском характере Катастрофы, в фильме героями стали коммунисты.. 11 апреля 2011 музей был осквернен антисемитами. Мемориальные надгробия были разбиты, были нарисованы свастика и слова "Juden raus" Этот музей нарекли по «советской диалектике», (т.е. «по закону движения и развития природы советского человеческого общества»), - названием «Музея гитлеровских преступлениях в Литве». Таким я его видел во время моего посещения Каунаса в 2004 году. Но и сегодня, много лет после того, как советская, репрессивная система изжила себя, - для примирения прошлого с настоящим и ослабления боли и стыда, - недостает способности поворошить памятью у одних и признать вину – у других.

Музей Каунаского гетто это музей о зверствах нацистов, о трагедии и гибели целой культуры: в довоенной Литве проживали 168 тыс. евреев, после войны от них осталось лишь 6%, т.е. 143 тысяч сгинули в лагерях, в газовых камерах, в гетто. В Панериайе, местечке в 8 километрах от Вильнюса, расстреляли 70 тыс., здесь, в Девятом форте — 30 тыс., из них 9200 — из гетто Каунаса, остальных свозили из разных мест: кроме самой Литвы, из Франции, Австрии, Германии… Расстреляны они были в том числе и руками литовцев-коллаборационистов. Упоминания слова «евреи» в экспозиции музея, в 2004 году, я не нашел.

В память о погибших евреях на холме Девятого форта в 1984 году воздвигли памятник высотой 32 метра работы скульптора А. Амбразиунаса. В проекте на стеле должна была быть позолоченная звезда Давида , но от нее отказались, как отказались и от упоминания слова «евреи». Надпись была восстановлена в оригинальной форме лишь в 1991 году, уже в независимой Литве. Восставшеее и павшее Каунаское гетто обессмертил в своем романе «Ничья длится мгновение» Ицхокас Мерас: книга по недосмотру вышла на русском в начале 1970-х, и ее тут же изъяли из всех библиотек, — по всей Литве. В Понарах тоже есть обелиск, большой, видный со всех сторон и надпись также на трех языках, - идише, иврите и литовском : «Это место, где нацисты и их помощники убили более 30 тыс. евреев из Литвы и других европейских стран». Надпись в таком виде была выгравирована уже в 1991 году, когда страна обрела независимость: в информационной брошюре специально указано, что во времена СССР слова «евреи» на памятнике не было — «всех назвали общим именем — советские люди». Холокост плохо вписывался в советскую историографию, а первый музей Катастрофы в Москве появился только в начале 1990-х.

В Литве ты явственно чувствуешь: гитлеровское «окончательное решение еврейского вопроса» здесь было реализовано на все сто — и не только тем, что в Литве убили 94% евреев, но и тем, как старательно это вымарали из памяти. Нюрнберг был судом победителей справедливым потому, что были названы виновные в Германии, с конкретными именами и фамилиями. Но Литва, как и другие страны своих нюрнбергов не провели…

У ворот Каунасского гетто, где собирали евреев и увозили в девятый форт, где их расстреляли, теперь здесь стоит обелиск «Павшим за независимость Литвы» — памятник в том числе и тем, кто боролся за эту независимость в составе вермахта и дивизий СС. «В расстреле гетто участвовали 20 местных парней», — рассказал единственный оставшийся в живых еврей Исаак Мендельсон из дома престарелых в Вильнюсе…

Семидесятилетие этого побега было отмечено в Израиле необыкновенно эмоционально 26го декабря 2013 года в «Доме Шалом Алейхема». Большой зал, включая все проходы этого, наиболее престижного в Израиле «Идишского дома», хранящего архив и память всемирно известного корифея художественной литературы, едва сумел вместить всех, кому это событие и язык «Идиш» символизизируют тысячелетнюю борьбу за самосохранение евреев в Европе во имя неукоснительного, грядущего возрождения своего родного очага. Это конечно осколки Катастрофы европейского еврейства и их отпрыски, для которых Катастрофа осталась неизгладимой памятью и болью навсегда и таковой останется на веки-вечные и для их потомства. Этот особенный день, по праву названный днем «Героизма против истребления», был отмечен «Музыкально-литературной композицией» на реальном материале о легендарном побеге 64 заключенных из ада «Крепости смерти» - девятого форта в Каунасе».
Двухчасовая «Музыкально-литературная композиция» была исполненна коллективом студии и мастеркласса «Легенды песни на идиш 20го века Нехамы Лифшиц» и выдающегося концертмейстера, аранжировщика, режиссера и музыкального руководителя студии - Регины Дрикер.
Кстати, Нехама родилась в Каунасе, жила и сформировалась в Иерушалаим-де-Литэ (Вильнюсе) и история евреев Литвы с её Фортами, - это её история.

Одна из картин композиции

Действующие лица: Яарит Глезер, Уди Давидзон (бессменный ведущий концертов и исполнитель), Рут Ги Давидзон, Ада Пашаева, Роза Кляйн, Диана Шапиро, Жанна Янковская, Лев Фридман, Максим Левинский, Видеоряд- Григорий Столович. Автор проекта- Регина Дрикер.
На сцене разворачивается самая крупная в истории человечества катастрофа, - Катастрофа европейского еврейства, на примере истории катастрофы литовского еврейства с ее фокусом в девятом форте. Более двух часов чередуются сцены, картины, эпизоды, проникновенные тексты, стихи и песни. Исполнители выходят непрерывно одним за другим, восстанавливая сцены тревожной жизни гетто под неусыпным взором карателей, творящих «окончательное решение еврейского вопроса»…! Но евреи не теряют человеческий облик, мужества и надежды, в гетто царит дух взаимной выручки, забота о здоровье, воспитании и учебе детей, о больных, работают школа, детский сад, театр, в котором происходит интенсивное творчество… но действует и суд и система наказания нарушителей законов гетто…; крепнет готовность и решимость бороться, мстить, искать пути к партизанам, чтобы включиться в вооруженную борьбу или добраться до Красной Армии, ускорить победу над фашизмом, в которой никто не сомневался…

Как и на протяжении всей истории своего двухтысячелетнего рассеяния, евреям гетто были свойственны две формы сопротивления: духовная и физическая. Духовная, - чтобы утвердить и отстоять и свою веру в единого Творца, и свою национальную самобытность. Для этого, при всей сложности будней, соблюдались обычаи, разговаривали на идише, воспитывали детей, выпускали газеты, устраивали концерты, вели дневники, писали стихи, рассказы и свидетельства для будущих поколений, о страданиях, о злодеяниях нацистов, местных фашистов и предателях. Физическая – чтобы выработать готовность к вооруженной борьбе против нацистов. Вот воззвание молодежной организации Вильнюсского гетто от первого января 1942 г.:
«Нас не поведут, как овец, на бойню! Еврейская молодежь, не давай сбить себя с пути. Из 80000 евреев Вильнюса, Литовского Иерусалима, осталось всего 20000. На наших глазах отняли наших родителей, братьев и сестер. Где люди, которых забрали на работу? Где раздетые догола женщины и дети, которых увели в страшную «ночь провокации»? …Все, кого увели из гетто, никогда больше не вернутся. Все дороги гестапо вели в Понары! А Понары – это смерть! …Гитлер намерен убить всех евреев Европы. Евреям Литвы суждено стать первыми на этом пути. Не будем овцами, покорно идущим на убой!...Лучше погибнуть свободными борцами, чем выжить по милости убийц. Сопротивляйтесь! До последнего вздоха!».

Гетто боролись, несмотря на опасность: приобреталось оружие у населения или похищалось у немцев, производились самодельные гранаты…,уничтожались ценности…Об этом свидетельствуют воспоминания уцелевших, дневники, завещания погибших, документы нацистских властей...Летом 1942г. начали выходить в каунасском подполье газета «Искра», а в гетто Вильно еженедельник «Новости гетто». Поэт, писатель и партизан Суцкевер описывает положение в гетто, об ужасе и надежде…; исполняется песня Унтер дайне вайсе штерн ( «Под твоими белыми звездами») на слова Суцкевера…; исполняются песни «Зол зайн» (Иосифа Паперникова), «Штил ди нахт», «Штилер, Штилер», «Майн клейнер мартирер» (песня сочинена в гетто Моше Дискантом, песня Гирша Глика «Зог нит кайн мол, аз ду гейст дем лецтн вег» - Не говори никогда, что ты проходишь последний путь» - песня, ставшая гимном еврейских партизан…

Все это отображено в сценарии «композиции» и воплощено на сцене…, звучат имена авторов и вдохновителей, которые обессмертили себя: 21 января 42г., на чердаке дома по улице Броданицкий 6 учрежден партизанский отряд гетто; избраны: Ицик Виттенберг – командир, Абба Ковнер и Иосиф Глазман – члены штаба; задача отряда, - подготовка вооруженного сопротивления немцам, оберегать честь евреев, добиваться межпартийного единства, объединения партизан (FPO – Фарейникте партизанер), создание боевых ударных групп саперов, гранатометчиков, минеров, разведчиков…; юденрат заботится об обучении детей и открытии библиотеки, во главе с Германом Круком и облегчить тяжелые условия; звучат сломанные замки, скрип дверей, топоры, стучат, рвут, сквозь щель луч от свечи, окрик надзирателя, плач младенца, мать кладет ему в ротик кусочек сахара; звучат песни сочиненные в гетто, имена тех, кто в гетто поддерживал моральный дух: раввина Шмуклера, доктора Алекса, Менделя Лейбовича, Анатолия Фрида, Яаков Генса…И конечно-же имена тех кто стоял в центре основных событий: военнопленных Саши Подольского из Ленинграда, Романа Шахова из Пятигорска, Владимира Санкина, Израиля Весельницкого, Аббы Дисканта, Моше Зимелевича, Алтера Файтельсона, Тувия Фридмана, Пинхаса Каркиновского и других. Таковы, далеко не все, контуры этого незабываемого события, посвященного 70 летию беспримерного побега, из 9го форта.

Думается, не лишне напомнить, что побег из девятото форта совпал во времени с другим легендарным событием, - «Победным восстанием евреев в лагере смерти Собибор» под руководством Александра Ароновича Печерского, происшедшем два месяца раньше, 14.10.1943 г.

"9й форт" это летопись зверского уничтожения процветавшего еврейства Прибалтики, но вместе с тем и жертвенного вклада в победу человечества над мракобесием, страшной ценой Катасрофы европейского еврейства; 9й форт это урок мужества и испытаний, борьбы и выживания против Амалеков и Гитлеров, подобных идей, которые и сегодня гнездятся в некоторых умах; 9й форт это сохранение человеческого в себе, в соплеменниках и единоверцах, в друзьях и доброжелателях, в слабых, больных, голодных и униженных…
9й форт это собирательный вклад сотен тысяч еврейских бойцов, героически отдавших свою жизнь в армиях Союзников и партизанских отрядах во имя Победы добра над злом, жизни над смертью, факта обретения независимости нашего народа в своем исконном, национальном очаге.

Никто из 60 еврее , участников побега из 9го форта, не дожил до отмеченного 70летия. Но были родственники безвинных жертв, уничтоженных фашистами и их приспешниками на земле литовской - евреев Литвы и ряда европейских стран; были и те, для которых Катастрофа является вечной личной болью. Они пришли, как писал выдающийся идишский поэт Перец Маркиш в своей поэме «Михоэлсу неугасимымый светильник», чтобы сказать: «Вас почтить встают из рвов и смрадных ям шесть миллионов жертв, запытанных, невинных».

И как не адресовать и самому Перецу Маркишу строчку из этой-же поэмы, о постигшей его девять лет после побега из 9го форта аналогичной судьбы, но на этот раз от антисемита Сталина: «Ты тоже их почтил, как жертва пав за них…».

Тел: 054- 3078071; Email: lazar18@bezeqint.net

Ваши комментарии
назад        на главную