Научная
истина
Владимир Матлин
Дождливым осенним вечером 1941 года в дверь каморки в
полуподвале дома номер восемь по Шорной улице громко постучали. Еще недавно
здесь жил дворник, но с 16 июля, когда по приказу германских властей евреи
оккупированного Минска были переселены в специально отведенный для них
район, в каморке оказался профессор Иоффе с женой.
Громкий стук в дверь обычно не сулил обитателям гетто ничего хорошего...
Профессор переглянулся с женой и приблизился к двери. Прихожей не было,
дверь открывалась прямо на улицу.
- Кто там? - спросил профессор, на всякий случай по-немецки.
Вежливый голос ответил на безукоризненном немецком:
- Могу ли я поговорить с господином профессором Иоффе?
Профессор с трудом отодвинул засов, явно рассчитанный на силу дворника,
приоткрыл дверь, пропуская в комнату высокую фигуру в мокром черном плаще.
Вошедший стянул с головы капюшон, пригладил ладонями растрепавшиеся волосы и
посмотрел на профессора. Его молодое румяное лицо со светлыми глазами
кого-то напоминало.
- Чем могу быть полезен? - спросил профессор по-немецки и поклонился - такой
вопрос следовало задавать с поклоном, он усвоил это в юности, в Берлинском
университете.
Молодой человек развел руками и сказал по-русски:
- Неужели я так здорово изменился? Семен Евсеевич, это же я, Раухе, не
узнаете?
- Господи! - скорбно выдохнул профессор. - Алик! Ну как я мог не узнать вас
сразу? Входите, входите!
Входить было некуда, Раухе и так был в комнате. Он снял мокрый плащ и,
свернув, положил его на пол у двери. Рядом с плащом он поставил толстый
портфель.
- Позвольте представить вас моей супруге. Ева, это Алик Раухе, ты слышала о
нем тысячу раз. Ну, диссертация по хазарам... Помнишь, его статья в
«Вестнике» наделала шуму?
Раухе покраснел и замотал головой:
- Что вы, Семен Евсеевич!..
Представляясь Еве Исаевне, он шаркнул ногой:
- Альберт Раухе. Очень приятно.
Его отглаженный костюм странно контрастировал со всей обстановкой.
Ева Исаевна освободила для него единственный табурет, а сама села на
кровать, покрытую стеганым одеялом.
- Садитесь, прошу. Видите, как живем?..
Она повела рукой, словно приглашая осмотреть закопченные стены, расшатанный
деревянный стол, железную печурку в углу.
- Это не самое страшное, - сказал профессор, присаживаясь на кровать рядом с
женой. Он сильно похудел за то время, что Раухе его не видел, лицо
потемнело, но длинные седые волосы не поредели, и голубые глаза все так же
ясно смотрели из-под густых бровей.
- А что самое страшное? Каждый день ждешь... - ее голос прервался, она
плотно сжала губы и закрыла глаза.
- Ладно, Ева, - профессор дотронулся до ее руки. - Не надо опять об этом...
Давай лучше послушаем Алика.
Он повернулся к Раухе:
- Как вы очутились здесь? Вы ведь в гетто не живете, верно?
- Нет, нет, я живу в Берлине. Собственно, вся моя семья живет в Берлине: мой
отец получил назначение на довольно большую должность.
- В Берлине? - переспросила Ева Исаевна.
- Да в Берлине. Я служу в Министерстве по делам восточных территорий. Мы
переехали еще в начале августа... - Он смущенно улыбнулся. - И знаете, с тех
пор я ни разу не говорил по-русски.
- Значит, в министерстве? - перебил его профессор.
Раухе пожал плечами:
- Я научный консультант по истории и этнографии южной России - это,
собственно, и есть моя специальность. Люди в министерстве, между нами
говоря, не особенно разбираются во всем этом. - Он вдруг рассмеялся. -
Простите, я вспомнил, как один коллега на днях перепутал грузин с гуннами, а
другой всерьез утверждал, что цыгане - потомки скифов. Так что, видите, с
какой публикой приходится иметь дело.
- Вижу, - неопределенно отозвался Семен Евсеевич.
- Я это рассказываю не без умысла. Я ведь к вам по делу: как раз с одним из
вопросов.
- Насчет грузин и гуннов?
Раухе вежливо улыбнулся шутке профессора:
- Нет, гораздо хуже - насчет караимов. Вы не представляете, что творится в
министерстве из-за этих караимов. Прямо война междоусобная...
Раухе встал с табуретки и попытался пройтись по комнате, но тут же
натолкнулся на стену и сел на место:
- Они просто одержимы хазарской теорией! Столько серьезных работ написано -
взять хоть ваши! Казалось бы, камня на камне не осталось от этих выдумок, ан
нет - поговорите с моими коллегами, они вам скажут, что это точно: караимы
происходят от хазар.
А какие доказательства? А вот, караимы говорят на тюркском языке. Простите,
я им возражаю, восточноевропейские евреи говорят на идиш, то есть на
германском диалекте. Но не станете же вы утверждать, что они произошли от
немцев?
Раухе сокрушенно всплеснул руками.
- Знаете, Семен Евсеевич, по-моему, хазарская теория сродни мифотворчеству.
Жили когда-то хазары... Пушкин их упомянул... А тут вдруг перед тобой -
живой потомок хазар.
Романтично, что ли? А последователь еврейской секты - не романтично.
- Да нет, Алик, - профессор Иоффе вздохнул. - Я думаю, все гораздо проще:
сами караимы в России настаивали на этой теории... правильнее сказать -
гипотезе. Соображения у них были сугубо практические: отмежеваться от
еврейства, чтобы к ним не применяли антиеврейских законов. Все это носило
чисто конъюнктурный характер поначалу. А потом - пожалуйста - «теория»... В
других странах, в Египте, скажем, тамошним караимам и в голову не приходило
отмежевываться от еврейского происхождения. Наоборот, на каждом углу
кричали, что они-то и есть подлинные евреи!
- Господи, да я все эти доводы тысячу раз... - Раухе вскочил, схватил с пола
свой портфель, открыл его и начал копаться в бумагах. Потом махнул рукой: -
Я вам лучше так все расскажу, без этих докладных.
Он сделал паузу и продолжил:
- Не знаю, каким образом, но еще до войны, в циркуляре от второго января
тридцать девятого года было записано, что караимы произошли от хазар и
потому в расовом отношении ничего общего с евреями не имеют. Затем
начинается война, наши вступают в Польшу, Литву; на восточных территориях
оказываются тысячи караимов - и никто их евреями не считает. Наконец, наши
приходят в Крым, и вот там начинается!.. Кто такие крымчаки? Евреи? Но они
неотличимы от караимов! Значит, и караимы - евреи? И вот уже в Киеве
каких-то караимов хватают как евреев. А из Трокая, от главы караимов идут
отчаянные жалобы. Появляются ходатаи: караимы-де - не евреи. К этому времени
я уже работал в министерстве, и мне предложили написать объяснительную
записку. Я пишу как есть: что крымчаки - евреи, что караимы - тоже евреи, но
имеют некоторые религиозные отличия: не признают Талмуд, не верят в приход
Мессии, не едят горячей пищи по субботам... Ну, вы знаете. И вот эта записка
с сопроводительным письмом моего непосредственного начальника попадает к
самому министру, к Розенбергу... Все это строго между нами, Семен Евсеевич,
вы должны понять...
Раухе понизил голос:
- Тот, говорят, прямо рассвирепел. Что же получается? Циркуляр от тридцать
девятого года неверен - и вся политика в этом вопросе ошибочная? А люди,
которые все это делали, они здесь, в министерстве, и они, конечно, насмерть
бьются за свою правоту. Ох, Семен Евсеевич, если бы вы только знали! До
научной истины никому дела нет - у каждого своя чиновничья амбиция. Ну и
пошло! Пишут опровержения на мою докладную, цитируют Фирковича, вытащили
книжки советских ученых. Хазары - и все тут!..
Раухе перевел дух. Иоффе тоже молчал. Ева Исаевна сидела сосредоточенная, с
закрытыми глазами, и невозможно было понять, слушает ли она разговор или
прислушивается к звукам, доносящимся снаружи.
- Вот тогда я и придумал ход.
Раухе торжествующе посмотрел на супругов:
- Я сказал им: давайте проведем экспертизу. Давайте выслушаем мнение по
этому вопросу крупных еврейских историков. Кто же может знать предмет лучше?
- Еврейских историков? - переспросил профессор. - Это, собственно, как
понимать? Имеются в виду историки - евреи по национальности или специалисты
по истории евреев?
- Ну, это значит: евреи - специалисты в данном вопросе. Там, в министерстве,
меня отлично поняли. И согласились! Можете себе представить?
- Согласились, - проговорил профессор. - Ну, и кто же эти «еврейские
историки»?
Раухе хлопнул себя ладонями по коленям:
- А уж кандидатуры подсказал я... Вы знаете, откуда я сейчас приехал?
- Из Берлина. По-моему, вы сказали - из Берлина.
- Я живу в Берлине. А сюда я приехал непосредственно из Варшавы. А там я
виделся... догадайтесь, с кем? С профессором Балабаном!
- С Меиром? - оживился Семен Евсеевич. - Как он там?
Раухе покачал головой:
- Нельзя сказать, что хорошо... В общем, так же, как вы.
- В гетто?
- Да, но... Я сказал профессору Балабану, кое-что можно изменить... в
известных пределах, конечно. Я никакой административной власти не имею, но я
получил заверения своего непосредственного начальника, а он человек
влиятельный и очень заинтересован в результатах этой экспертизы. В двух
словах я могу объяснить ситуацию. Он в министерстве человек новый, и с
большим будущим, как все говорят. Он не связан ошибками прошлого руководства
и сразу поддержал мою докладную. Для меня это вопрос научной истины, а для
него - карьеры...
- Если я догадался правильно, меня тоже привлекают для экспертизы?
- Конечно! Господи, разве я до сих пор этого не сказал? Вот же, вот же...
Он опять схватил свой портфель и извлек плотную коричневую папку. Из нее он
бережно вынул документ на бланке, украшенном орлом со свастикой в когтях.
- Вот, пожалуйста, официальная рекомендация привлечь вас в качестве
эксперта.
Он положил бумагу на одеяло рядом с профессором. Тот, не притрагиваясь,
разглядывал ее с интересом. Через некоторое время он проговорил без всякого
выражения:
- Чуть ли не все мои работы перечислены...
- А как же, - с гордостью отозвался Раухе, - я целый день провел в
библиотеке. Это было не просто: в общем фонде их нет. Ну, вы знаете
государственную политику в отношении неарийских ученых... Но в специальном
хранилище я разыскал. Да! Можете себе представить, я держал в руках даже
рукопись вашей диссертации! С вашими поправками - можете представить?..
Это замечание не произвело на Иоффе впечатления. Все тем же бесцветным
голосом он сказал:
- Вы говорите - научная истина. А привлекли для экспертизы только
противников хазарской теории: Балабана, меня... кого еще?
- И что из того? - Раухе искренне недоумевал. - Вы же сами говорите, что это
никакая не теория, а просто политическая спекуляция...
- Да они их убьют! Они их будут убивать, как нас, ты что - не понимаешь? -
вдруг прокричала срывающимся голосом Ева Исаевна. Лицо ее стало пунцовым. -
Этих людей надо спасти, слышишь, Семен? Иначе их будут убивать, как евреев!
- Ева, ради Бога, успокойся! - Иоффе взял жену за руку. - Почему ты кричишь?
Мы же только обсуждаем...
- Как ты можешь это обсуждать? Он предлагает уничтожить еще один народ - ты
это будешь обсуждать?
- Почему же уничтожить? - запротестовал Раухе. - Караимы - евреи и должны
разделять судьбу всего еврейского народа.
- Это значит - погибнуть! Вы, молодой человек, не знаете, что происходит?
Нас заперли в гетто, сказали - чтобы охранить от толпы, но людей все время
убивают. Уже два раза были погромы - власти ничего не сделали. На прошлой
неделе опять расстреляли заложников... Люди мрут на этих принудительных
работах... Неужели не ясно, чем это кончится?
- Ева, зачем ты все это говоришь?
- Как это «зачем»? Он приезжает из Берлина, от тех, кто все это сделал, и
рассуждает с тобой о научной истине... А на самом деле они - убийцы, а он -
с ними!..
Табуретка с грохотом отлетела в сторону. Раухе вскочил на ноги, лицо его
было искажено. Он пытался что-то сказать, но не мог. Иоффе сжал руку Евы
Исаевны, и она замолчала.
Тяжелая пауза длилась несколько секунд; наконец Раухе произнес:
- Я должен был... мне с самого начала следовало... - Он перевел дух. - Я
вполне понимаю ваше положение, оно, действительно ужасно. Наверное, я должен
был начать с того, что не одобряю многого... Зачем нужно запирать в гетто
таких людей, как вы? Или профессор Балабан? Все эти жестокости мне
неприятны. Но от меня ничего не зависит. Мое дело - история, а этим
занимаются другие люди. Если бы вы знали - какие... Но все же решения
принимают не эти люди, они лишь исполнители. А такого решения - намеренно
истребить целый народ - не существует. Я это могу сказать определенно, я бы
сказал, если бы такое решение где-то приняли. - Голос его окреп, он говорил
уже спокойно. - А что касается караимов, то, Ева Исаевна, стоит ли за них
так беспокоиться? Вы знаете, сколько они причинили вреда остальным евреям?
Сколько гадостей о евреях написали караимские хахамы? Один Фиркович чего
стоит! Это он в 1859 году написал в Петербург, в сенат: «Караимам не присущи
те пороки, которыми обладают евреи». Потому что-де, когда евреи распяли
Христа, караимы жили в Крыму. А караимы как еврейская секта только появились
через восемь веков после Христа... И вот эту чушь надо терпеть? Семен
Евсеевич, неужели истории больше не существует?
Ева Исаевна хотела что-то сказать, но профессор опять сжал ее руку - она
только покачала головой.
- Не знаю, Алик, что случилось с историей, - проговорил Иоффе. - Я больше
ничего не понимаю...
- Но мы говорим о происхождении караимов, о том, что к хазарам они отношения
не имеют. Хотя бы потому, что хазары исповедовали иудаизм в его обычном виде
- с Талмудом, Мессией, раввинами, а караимы - нет! Это же исторические
факты!
Профессор Иоффе покосился на лежавший рядом с ним на кровати документ -
имперский орел со свастикой в когтях хищно смотрел по сторонам.
- Не знаю, Алик. Все это совсем не просто...
- Но позвольте! Не согласитесь же вы с хазарской теорией?
- А почему нет? - сказал профессор, твердо глядя в глаза Раухе. - Вполне
возможно... Караимы говорят по-тюрк¬ски, как хазары...
Раухе дернулся, как от удара. Он хотел что-то сказать, затем резко
повернулся к стенке, схватил с пола свой плащ и начал его надевать. Рука
застряла в рукаве. Он высвободил руку, бросил плащ на пол. Затем повернулся
к профессору:
- Как вы можете, Семен Евсеевич?! Слышать такое от вас... от вас! Вы для
меня были всегда воплощением ученого... если угодно - идеалом. - На глазах у
Раухе выступили слезы. - Господи, вы, наверное, и не помните... Однажды на
семинаре по скифам... вы еще, помню, запоздали. И вдруг заговорили не о
скифах, а о науке - о ее великой истине, которая выше всякой конъюнктуры.
Это ваши слова! Вы очень горячо говорили, и тогда, в тридцать седьмом году,
они звучали потрясающе... Я нашел в них опору, смысл своей жизни. Посудите:
в университете мне вбивали в голову, что главное - интересы пролетарской
революции; дома отец шепотом объяснял историческую роль германской расы. А я
знал, что на свете есть одна истина - наука! Как вы можете, Семен
Евсеевич!..
Профессор тяжело вздохнул:
- Семинар по скифам? Я очень хорошо помню тот день. Это было девятнадцатого
февраля, в тот день арестовали Якова, моего брата. И то, что я говорил вам,
предназначалось не вам, студентам, а ему... Это были мои последние слова в
нашем долгом споре. Он был младшим, я его очень любил, но мы спорили... Он
был предан им, как... Он был героем Гражданской войны, командовал округом.
Даже перед расстрелом - нам потом сказали - он кричал «Да здравствует
Сталин!». Когда я говорил об исторической правде, он смеялся. Он повторял,
что правда - это то, что в интересах партии. Я его очень любил. Меня не
радовало, что в нашем споре я оказался прав. Я, в самом деле, был тогда
убежден, что выше науки правды быть не может.
- Тогда?.. А теперь?
Профессор покачал головой:
- Не знаю, Алик, это очень сложно... - Он подумал и, показав на документ,
сказал уже другим тоном:
- Хорошо, я принимаю предложение. Свое заключение я отправлю по почте.
Ничего, если оно будет написано от руки? У меня нет машинки.
Раухе поклонился и надел плащ. Застегивая пуговицы, он сказал:
- Если вам безразлична наука, подумайте о жене.
Когда он распахнул дверь, Семен Евсеевич окликнул:
- Постойте! Я хочу вам объяснить. Я искренне так считал - тогда. Но с тех
пор я многое понял...
Раухе стоял, придерживая дверь, и вопросительно смотрел на профессора, но
тот больше ничего не сказал - он опустил голову и задумался. Тяжелые седые
пряди закрывали его лицо.
Раухе пожал плечами и вышел.
В основе этого рассказа
лежит исторический факт: три
историка-еврея по запросу германского
министерства дали заключение о
происхождении караимов от хазар. Имена
этих историков известны:
Зелиг Калманович,
Меир Балабан и Ицхак Шипер - никто из
них до тех пор не был приверженцем
хазарской теории, скорее наоборот:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18085/
.
Эти же фамилии упоминаются в
еврейской энциклопедии:
http://www.eleven.co.il/article/11972
...
Считают, что благодаря этим трем
заключениям караимы были объявлены
неевреями и уцелели. Все три историка
погибли в гетто.
|