Еврейское антинацистское сопротивление в Белоруссии

Давид Мельцер
(Нью-Йорк)


В героической летописи истории Второй мировой войны остается немало слабо исследованных или искаженных советской историографией проблем. Горько осознавать, что долгие годы сталинской тирании и порожденного ею государственного антисемитизма упорно замалчивалось или даже отрицалось антинацистское Сопротивление евреев на оккупированной территории. В многочисленных трудах историков, посвященных Белоруссии в годы войны, принесшей республике славу "партизанской республики", даже в Энциклопедическом однотомнике "Беларусь в Великой Отечественной войне (1941-1945)", изданном в посткоммунистическое время, читатель не может найти сведений ни о героическом сопротивлении узников в гетто, ни о еврейских партизанских отрядах, ни о смелости и мужестве евреев в общей борьбе с оккупантами. Еще недавно можно было слышать вопрос: "Разве были евреи-партизаны?" Газета "Белоруссия", к примеру, в редакционной статье, посвященной очередной годовщине освобождения республики от гитлеровцев, писала: "Мы за глубокое осмысление и... белорусская земля обильно полита кровью русских и украинцев, молдаван и армян, азербайджанцев и грузин..." А где же, позволительно спросить, евреи, более шести веков жившие на белорусской земле и вместе с представителями других национальностей боровшиеся с врагом?

Между тем, как свидетельствуют материалы Национального архива Республики Беларусь, еврейское сопротивление возникло в первые же дни оккупации республики. Почти не было гетто, где бы не действовала подпольная организация. Многие узники хорошо понимали, что они могут положиться только на себя, что пассивное ожидание смерти ведет к бесславной гибели. В 100-тысячном Минском гетто под руководством Исая Казинца и Михаила Гебелева активно действовали 22 подпольные группы, объединявшие более трехсот человек. На их боевом счету диверсионные акты и саботаж на немецких предприятиях и железнодорожном узле, тысячи людей, выведенных из гетто в партизанские отряды.

Восстали и героически сражались с карателями узники гетто Белостока, Несвижа, Клецка, Лахвы, Деречина. Примером неустрашимого мужества и отваги стало вооруженное восстание в Глубокском гетто. Недавно в Национальном архиве РБ был обнаружен документ, составленный командованием 1-й партизанской бригады 29 августа 1943 года по свежим следам событий. В нем говорится: "Восстание началось 19 августа 1943 года, организованное тов. Либерманом. Условленным сигналом все ринулись на прорыв проволочных заграждений забора. Завязался бой с немцами и полицией. В первую очередь были забросаны гранатами пулеметные гнезда, часовые на вышках, полицейский участок. Немцы были ошеломлены такими действиями и открыли артиллерийский огонь, подошли танки, но ничего не могло удержать этого натиска, евреи оказывали сопротивление, а один бункер немцы не могли взять в течение целого дня... Было убито и ранено 100 гитлеровцев. Часть евреев ушла в лес, а большая часть была расстреляна. Смертью храбрых погиб и организатор этого восстания тов. Либерман..." (НАРБ, фонд 750, опись 1, единица хранения 231, стр.23-25).
Столь же отчаянное сопротивление оказали гитлеровцам и их прислужникам евреи Слонима, Миор, Други, Шарковщины, Браслова, Воложина, Колдычева... Из ряда гетто узникам удалось совершить дерзкие побеги. 300 человек бежало из гетто Мира, 233 - Новогрудка, 100 - Кобрина. 15 августа 42-го Борис Лившиц организовал побег несколько сот узников гетто в местечке Ленин Пинской области. А в местечке Радунь в мае 43-го 180 евреев, приведенные к месту расстрела, неожиданно набросились на немецкую охрану. Хотя эсэсовцы были вооружены, храбрецам удалось взять верх над ними. Победа была нелегкой. Погибло 20 юношей, но все остальные бежали в лес. Многолетний директор Яд Ва-Шем, доктор истории Ицхак Арад, 16-летним мальчишкой ставший партизаном в белорусских лесах, а в послевоенные годы генералом Армии обороны Израиля, писал: "Люди должны знать. Мы не шли на смерть покорно и безропотно. Мы оборонялись как могли. Часто голыми руками и почти всегда без чей-либо помощи".

Евреи стояли и у истоков партизанского движения в Белоруссии. Первые отряды образовались стихийно попавшими в окружение военнослужащими и спасшимися в лесах евреями. Среди организаторов и руководителей партизанского движения были Самуил Свердлов, Рувим Голанд, Зусим Черноглаз, Хаим Варгавтик, Вульф Израилит, Соломон Геллер, Хаим Шкляр, Израиль Лапидус, Шая Беркович, Давид Федоров, Илья Рутман.

Примечательно, что в официальной документальной публикации, изданной Институтом истории партии при ЦК КПБ, "Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 - июль 1944)" нет даже упоминания о созданных в начале войны партизанских отрядах Фридмана на Гомельщине, Шкляра - в Чечерском и Окунева - в Ветковском районах.

19-летний младший лейтенант Борис Гиндин участвовал в оборонительных боях под Гродно, на улицах Минска. Попав в окружение, организовал партизанский отряд, состояшвий из 37 евреев. Бойцы за короткий срок пустили под откос 11 немецких эшелонов. Володя Цвибель, к примеру, со связкой гранат в руках бросился под вражеский состав и, отдав жизнь, взорвал его.

В июле 41-го Борис Уткин и Борис Левертов вместе с группой военнослужащих, не вышедших из окружения, создали Хотимский партизанский отряд, один из первых в Могилевской области; Моисей Прусак, кадровый командир Красной Армии, в августе, избежав плена, создал боевую группу, а осенью 1942 года возглавил партизанскую бригаду имени Щорса.

Самостоятельные еврейские партизанские отряды, ядро которых составляли бежавшие узники гетто, возникли во многих районах Белоруссии. Одним из таких был отряд, которым командовал Изхезкель Атлас, объединявший 120 евреев Деречинского гетто. Партизаны провели ряд успешных нападений на небольшие немецкие гарнизоны, взорвали важный стратегический мост через реку Неман, а в августе 42-го захватили немецкий самолет.

Своими боевыми действиями прославился отряд имени Жукова, командиром которого был Лейба Гильчик. О нем писал командир бригады генерал-майор Ф.Капуста: "За короткое время эта новая партизанская единица выросла до ста сорока человек - сплошь евреев. Люди этого отряда показали, как можно вооружаться и как нужно воевать".

Несколько тысяч узников, бежавших из Минского гетто, создали и в значительной степени пополнили девять партизанских отрядов (имени Кутузова, Буденного, Фрунзе, Лазо, Пархоменко, Щорса, 15-летия БССР, #106, #1406) и 1-й батальон 208-го отдельного партизанского полка.
Генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе доносил Лозе, рейхскомиссару Остланда: "Во всех вооруженных столкновениях с партизанами Белоруссии выяснилось, что еврейство... является главным вдохновителем партизанского движения".

Стать партизаном для еврея, бежавшего из гетто, было далеко не просто. Их неохотно принимали в отряд даже тогда, когда они приходили с оружием. Трудно поверить, но по указанию начальника Центрального штаба партизанского движения генерал-лейтенанта Пантелеймона Пономаренко командиры должны были "задерживать" беглецов из гетто и в отряды не принимать. Аргумент не мог быть более кощунственным: якобы среди них могли оказаться "агенты, засланные немцами". И это при том, что не было ни одного случая, а лишь предположение, и оно обрекало на смерть тысячи людей.

Кремлевских вождей мало волновала судьба евреев на оккупированной территории. Сталину было наплевать на них. 5 сентября 1942 года он в качестве наркома обороны издал приказ #189 "О задачах партизанского движения". В нем ни слова не говорилось о помощи партизан узникам гетто, которые планомерно уничтожались.

Важную роль в спасении евреев сыграли семейные партизанские отряды Тувия Бельского, Шолома Зорина. Каждый день их жизни был пронизан одной мыслью - как спасти евреев. К лету 1944 года отряд Бельского насчитывал 1230 человек, отряд Зорина - более 600. Подобные отряды имелись в районе Нарочи, Лукомля на Витебщине, на Полесье.

В лесах Белоруссии сражалось около 374 тысяч партизан и подпольщиков, так что Германия фактически имела у себя в тылу второй фронт. Среди них, по данным Музея истории Великой Отечественной войны в Минске, примерно 30 000 евреев. Во многих партизанских формированиях они составляли значительную часть. Например, в бригаде имени Ленина (Барановичская область) из 695 бойцов и командиров 202 были евреями. В бригаде "Вперед" - соответственно 579 и 106, в бригаде имени Чкалова - 1140 и 239. В партизанском отряде "Новаторы" из 126 бойцов 48 были евреями, в том числе 5 братьев Кобровских. Более 1350 евреев сражалось в отрядах Лидской партизанской зоны, где они составляли 28% всех партизан. В Налибокской пуще из 20 тысяч партизан 3000 были евреями.

Евреям есть чем гордиться. Многие из них в партизанской войне занимали командные должности. По неполным данным, примерно 150 евреев являлись командирами, начальниками штабов, комиссарами партизанских бригад и отрядов. А сколько было командиров рот, взводов, диверсионных групп, начальников разведки, медицинской службы?

Летом 1944 года в канун и в ходе операции "Багратион", ставившей целью освобождение Белоруссии от гитлеровских оккупантов, поистине неоценимую помощь наступавшей Советской армии оказали партизаны. Они захватывали переправы на реках, перерезали пути отхода противника, подрывали рельсы, устраивали крушения поездов, совершали внезапные налеты на вражеские гарнизоны, уничтожали средства связи противника.

Боевое подразделение отряда Тувия Бельского за короткий срок пустило под откос 6 вражеских эшелонов, шедших на фронт, взорвало 20 железнодорожных и шоссейных мостов, провело 12 открытых боев и засад, уничтожило 16 автомашин с живой силой, а всего - более 250 немецких солдат и офицеров.
Непосредственное участие в "рельсовой войне" принял Петр Ходош, возглавлявший подрывную группу партизанской бригады имени Дзержинского. 11 немецких эшелонов с живой силой и боевой техникой, предназначенных для фронта, не достигли цели. П.Ходош за эту операцию был награжден орденом Славы III степени.

А сколько самоотверженности и отваги проявил командир разведывательно-диверсионной группы бригады имени Сталина Сол Лапидус. Как свидетельствуют документы Национального архива РБ, он лично участвовал в подрыве 8 эшелонов, в уничтожении 636 рельсов, что парализовало движение на важнейшем участке железной дороги Столбцы-Минск. За исключительные боевые заслуги в "рельсовой войне" С.Лапидус был отмечен высшей наградой, орденом Ленина.
"Подрывник" в то время звучал для всех как синоним мужества, находчивости и смелости. Таким бойцом была Циля Ботвинник (Лупьян). На ее боевом счету 5 взорванных эшелонов.
6 июля группа партизан, возглавляемая Шоломом Зориным, вступила в бой с немецкой частью, пытавшейся вырваться из Минского "котла". В ожесточенной схватке противник понес огромные потери. Несколько автоматчиков были захвачены в плен. В этом бою героически погибли Яков Пекер, Мойсей Туник, Семен Эзрах, Фима Миндель, Лев Пахутский, Раиса Пахутская. Ш.Зорин был тяжело ранен. Но командир продолжал руководить боем до завершения операции.

Прославленный партизанский отряд имени Ворошилова, которым командовал Евгений Финкельштейн (Миронович), во время Белорусской операции провел ряд успешных боев, изгнав немцев из местечек Илья, Раевка, Вязынь, и удерживал их до прихода частей Советской армии


Эти и многие другие факты убедительно опровергают культивирующиеся до сих пор мифы о покорности евреев в дни геноцида, об их мнимой природной трусости, так же, как и утверждение юдофоба Сталина о воинской неполноценности евреев, о том, что "евреи - плохие солдаты". Евреи-партизаны, командуя отрядами, подразделениями или сражаясь рядовыми, проявляли замечательные воинские качества - бесстрашие, стойкость, отвагу, готовность к самопожертвованию. Сотни евреев заплатили жизнью в партизанских боях. По далеко не полным данным Белорусского штаба партизанского движения в боях погиб 721 еврей.
Своим мужеством и героизмом в подпольной антинацистской борьбе, сражаясь в партизанских отрядах, евреи выполнили свой долг перед своим народом, вписав славную страницу в героическую летопись Белоруссии.

 

Оставить комментарий
назад        на главную