Сохранить память

Марк Мешок

Я родился 15 августа 1928, и жил в селе Очеретянка Красноармейского района Житомирской области. Там я пошел в первый класс и до 1940 года успел закончить 4 класса.
Прошла вся жизнь. Когда мне исполнилось 70, я получил из Очеретянки приглашение отметить свой юбилей, который совпал с юбилеем школы. Конечно, я поехал. В школе мне показали музей истории села и фотографии евреев, расстрелянных 27 декабря 41 в соседнем селе Ягоденка. Я передал в музей много фотографий моих родных. В разделе об участниках войны я увидел свою с братом фотографию. Я встретился с преподавателями школы и в торжественной обстановке вручил директору Израильскую медаль. Как могу, я поддерживаю музей, ежегодно посылаю деньги. Мне сказали, что музей занимает первое место среди музеев области, а школьники смотрят за братской могилой евреев, расстрелянных 27 декабря, среди которых был и я. Мне близки мои бывшие односельчане.

Тогда же произошла одна из встреч с моим и брата спасителем, Праведником народов мира. Он спрятал нас после побега из фашистской тюрьмы. Я также вручил ему Израильскую медаль. Оказалось, это была наша последняя встреча: в конце октября 2012 Петр Захарович Пискун скончался на 94-м году жизни. Его дети идут по его стопам. Пусть земля ему будет пухом...

С Петром Захаровичем

В нашем городе Ашкелоне я много времени провожу с учениками 4 - 7 классов, рассказываю о Второй мировой, о зверствах фашистов на оккупированных территориях, о Холокосте. В школе с детьми по-настоящему не занимаются, и знания истории у них минимальные. Многие даже не знали, что была такая война, что происходило массовое уничтожение нашего народа. Жаль, это так. После моих встреч и бесед дети всем классом приходят 9 мая к нам, ветеранам на митинг. Даже проведали меня в больнице, я просто удивился, откуда они узнали.

В Яд Ва-Шем, как вы знаете, постоянно действуют курсы учителей из Украины, Беларуси, России. Ирит Абрамски приглашает меня для бесед с ними. Молодые учителя мало что знают о Холокосте, и наши встречи  интересны им и мне.

Хотелось бы, пока я могу двигаться, продолжать эту работу: мир должен знать, какая страшная трагедия произошла с нашим народом в 1939 - 1945 годах. Мою книгу в Житомире размножили, и теперь она есть в каждой украинской школе. Переписываюсь со многими школами, они приглашают меня на встречи. И хотя еле хожу, все равно иду - если умирать, то стоя...
 

Оставить комментарий
назад        на главную