Старый еврейский Минск глазами Анатолия Наливаева

 

В январе 2013 года в Минске, в филиале Национального исторического музея действовала выставка работ Анатолия Наливаева, подготовленная совместно с Музеем истории и культуры евреев Беларуси. На картинах художника - послевоенный Минск, центральные кварталы города, Верхний город, Немига, Раковское предместье – здесь когда-то были традиционные места проживания евреев.

Работы, представленные на выставке, были созданы в середине 60-х годов ХХ века – на основании эскизов конца сороковых. Тогда будущих художник посещал изостудию и по заданию своего педагога выполнял зарисовки послевоенного Минска. Обладая хорошей памятью, Анатолий Наливаев выполнял их и позже, работая в художественной артели. Многие из минских домов, представленных на картинах Наливаева, до наших дней не сохранились, а разрушились в мирное время. Среди них – Холодная синагога, старейшее кирпичное строение города.

Анатолий Наливаев (Абрам Наливай) – художник, реставратор, музыкант, кантор. Известный собиратель и исполнитель канторской музыки. Первый директор “Литературно-художественного музея им. Вл. Голубка”. Родился 1 октября 1931 г. в Рогачове в семье белоруса и еврейки. В 1941 году вместе с матерью попал в гетто в деревне Рыжковичи (Могилевская обл.). Семья спаслась благодаря деду, православному священнику Филиппу Наливаю. Он смог убедить немецкого офицера в том, что его невестка и внуки – белорусы (Сайт Виртуальный штетл).

Смотреть выставку А Наливаева


Ниже - один из рисунков А.Наливаева. Наш постоянный читатель из Германии Феликс Липский, бывший узник Минского гетто, опознал этот дом.

Это мой дом по ул. Ново-Мясницкая 16.

Слева внизу 3 окна - наша квартира. Следующие 2 окна – квартира  сапожника Берки.
6-е окно из однокомнатной квартиры «деда мороза» - старика с большой окладистой  седой, почти серебрянной, бородой, типа старого дворника. Соседи шепотом  говорили, что он до революции был городовым.

На втором этаже слева жила семья судьи Иллариона Богдановича (сын от первого брака
дворовой «хулиган», драчун, боксер, чемпион Беларуссии). Из Германии привёз молодую жену
Лиду.
Квартира с балконом (второй слева): семья биолога, профессора университета Сержанина, жена тоже биолог, старшая дочь красавица, из-за которой травился один студент, сын Юрка, на год меня старше, сестра жены с дочкой Таней, очень тихой и незаметной. Бабушка говорила, что величественная бывшая актриса императорского театра, готовила детей к поступлению в музыкальную школу и училище. Взялась меня учить БЕСПЛАТНО!

3 этаж, 3 окна слева: Фанечка Гимпелева с мужем, мужским портным. 4 и 5 окна - однокомнатная большая «квартира» для нескольких семей: Мирон Шапиро и жена, одно время сын Яков, его жена Валентина с дочкой Лилей от первого брака и родившейся в Донецке рыжей Фридой. Семья сестры Яшиной мамы – Алта, худощавая энергичная бабушка, с постоянно мигающими глазами, дочка Дора , её мужем Яковом, сыном Сашей (род. 11 декабря 1937), моим одноклассником, его послевоенным братиком Борей. Там же периодически жили многие родственники, возвращающиеся из эвакуации.
6 окно – одинокий инженер  Зисман.
На 3 этаже первого подъезда жила семья  учителя Рощени, дочь училась потом в мединституте. Был сын, мой ровесник.

За нашим домом маленькая улица Завальная.  В  доме на втором плане, Завальная 8,  на втором этаже справа жила семья Кислик, сын Валик, учился в нашей школе и музыкалке по классу скрипки, а стал геологом (сейчас он в Дортмунде). Там же жил инвалид войны, поэт Наум Кислик со своей матерью и сестрой  Зиной (врач–рентгенолог), На первом этаже жила семья Жевелевых: Яков, мастер спорта по плаванию, рекордсмен республики, кумир наших сердец, его сестра Ида (врач-рентгенолог 14-й поликлиники). В этом же доме на первом этаже жили Косовские, старший сын Феликс (16 лет, по кличке Макендос-фотогравщик, т.к. подрабатывал учеником в фотоартели), затем инженер–строитель (уже в Израиле), его младший брат Виля, мой ровесник, борец. Инженер, рано стал инвалидом. На первом этаже жила семья Семена Ботвинника и Лизы Ятвицкой с её сыном  Лазиком от первого брака (инженер по швейным машинам, Нью-Йорк), маленьким братиком Гришей (Израиль). На 3 этаже жили Матвей Хургель, его жена Белла, родная сестра Лизы/умерла в Нью-Йорке/, дочь Ада старше меня на 2-3года/ библиограф, умерла в Нью/,зять
Лёва Каплан к.м.н., кардиолог, гл. врач медсанчасти военного Радиозавода (сечас в США), дочь с очень редким именем, типа Лолита Торес.
Там же наверху ютилась в маленькой комнатенке Фата Полтаржицкая. Она ещё до войны работала вместе с мамой на фабрике игрушек "1 Мая", татарка, во время войны периодически передавала  маме в гетто продукты: хлеб, картошку.С нею жили её муж Антон, маленького роста, железнодорожник, бывший партизан и дочка Галя. Потом они построили дом, там родился сын Саша.

 

Ваши комментарии
назад        на главную