Никто не забыт...

Леонид Немировский

В Хадере (Израиль) проживает моя односельчанка, бывшая узница концлагеря Райгород (Винницкая обл. Украины) Роза Эдельштейн. В этот же лагерь попал и я.

В 1942 немцы сгоняют в Райгород евреев из сел и городов Винницкой области и устраивают первую акцию уничтожения. Под расстрел попадают все родственники Розы. Она остается одна, и всю остальную жизнь проживает с горечью утраты самых близких ей людей.

Кончается война, Роза находит место захоронения своих родных и по силе своих детских возможностей убирает это место – братскую могилу.

Спустя какое-то время, Роза переезжает в Винницу, выходит замуж, создает прекрасную семью, но все время возвращается в Райгород и ухаживает за братской могилой.

Она обеспокоена, что место расстрела не огорожено, нет памятника. В те времена, да и сейчас тоже местные власти не принимали никаких мер по благоустройству братских могил, мест расстрела. И вот Роза начинает искать возможности огородить это место, установить какой-нибудь памятник или памятный знак. Находит односельчан, спасшихся в эвакуации или выживших в лагере, переписывается с ними. Таким путем она выходит на почетного гражданина города Немирова Михаила Наумовича Мостового, работавшего в то время директором Немировского дома отдыха. Все его родственники погибли в Райгороде. Мостовой нашел возможности огородить место и установить там памятник, сваренный из листового железа.

Прошло время, Роза с семьей репатриировалась в Израиль. За памятником никто не смотрел, и вокруг все заросло травой и деревьями. Годы и болезни ограничивают Розе возможность передвижения. И тогда она просит своих близких, что надо, обязательно надо навести порядок на братской могиле, и ее дети и внуки периодически приезжают в Райгород и кто как может, ухаживают за могилой. Они связываются с директором местной школы, и школьники активно участвуют в уходе за этим местом гибели евреев.

И вот Роза мне звонит, что памятник уже пришел в негодность, срочно нужен капитальный ремонт, что школьники нашли бригаду, которая берется восстановить памятник и надо собрать деньги. Роза просит меня помочь ей в этом деле. Вместе мы обзвонили всех родных и знакомых райгородчан, живущих ныне в разных странах. Дети, внуки погибших – все приняли наш призыв, и кто сколько мог, отправили на имя Розы.

И там, в райгородском лесу, приступили к осуществлению проекта. Работа была проделана огромная: за 70 лет железо памятника пришло в полную негодность, речь шла не о восстановлении, а о создании заново.

Новый памятник
 
Молитва об убиенных
Вид на памятник с шоссе

Сейчас памятник издалека видят проезжающие по шоссе Немиров – Умань. На памятнике установлена табличка о жертвах нацизма, вокруг - светлая изгородь из железобетона.

Внук Розы Гарик пригласил раввина, который помолился за убиенных евреев, похороненных здесь.

Поступки таких людей, как Роза, - это пример для наших детей, внуков и будущих поколений: НИКТО НЕ ЗАБЫТ и НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

Ваши комментарии
назад        на главную