«Знать, помнить, рассказать, не прощать!»

(Из дарственной надписи автору фотографий)

 

 

Григорий Рейхман,
фото автора
                  


   Новая книга израильского историка, известного членам Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто», многолетнего сотрудника «Яд Вашем»  Арона Шнеера «Профессия – смерть» - удар по попыткам замалчивания и реабилитации коллаборационизма на постсоветском пространстве и не только.

... 21 августа 2019 года в Российском культурном центре (ул. Геула, 38, Тель-Авив) состоялась рервая израильская презентация изданной в России книги израильского историка доктора Арона Шнеера "Профессия - смерть. Учебный лагерь СС «Травники». Преступления и возмездие" (издательство "Пятый Рим", 2019, Москва). Велась видеосъемка. 
Поскольку я не ставил себе задачи фиксировать все выступления, позволю себе привести в сокращенном виде свое собственное, предпоследнее.
 
Прежде всего следует поздравить автора книги и коллегу, Арона Шнеера, пожелать ему крепкого здоровья и новых творческих удач, человека, за научным творчеством которого я слежу уже свыше двадцати лет со дня выхожа двухтомной монографии «Плен», изданной в Иерусалиме в 2003 году и переведенной на английский язык в Москве в 2005 г. В 2016 г. «Плен» признан авторитетными российскими историками лучшей книгойна русском языке о советских военнопленных . Арон написал и интереснейшую художественно-документальную повесть «Из НКВД в СС и обратно». Она была опубликована в Израиле в Москве, переведена на польский и латышский языки.

... И вот - книга Арона Шнеера "Профессия – смерть. Учебный лагерь СС «Травники». Преступления и возмездие" – результат кропотливого десятилетнего труда, появление которой сегодня не случайно, а вполне закономерно и актуально как никогда. 
«Необходимое предисловие» – credo автора. Как и посвящение сотрудникам НКВД, СМЕРШ, МГБ и КГБ, еще живым и ушедшим в мир иной, которые до конца 80-х гг. разыскивали немецких пособников. Сразу скажу, что посвящение УЖЕ вызвало множество отзывов, причем, от людей, как абсолютных дилетантов, так известного несколькими достаточно провокативными трудами «писателя», чье высказывание не делает ему чести. Срабатывают стереотипы, проистекающие из «либеральных взглядов» и ненависти к «советскому тоталитарному прошлому», в том числе и «карательной Системе НКВД», налицо и некий «совковый» рефлекс «Я Пастернака (Шнеера) не читал, но осуждаю...»

Ведущий: Замечательный ведущий и редактор ITON TV   Александр Вальдман Историк Арон Шнеер Выступление посла России в Израиле А.Д. Викторова.

Выступает посол Казахстана Д.О.Куанышев.

Я таким оппонентам поясняю, что нельзя смешивать участие НКВД в преступлениях сталинского режима с их деятельностью по преследованию нацистских преступников и задаю вопрос: кто, как не советские правоохранительные органы (имеющие достаточно сложную историю) в течение долгих десятилетий, начиная с военных дознавателей, а затем «смершевцев» и т.д., последовательно, скрупулезно, шли по следу недобитых нацистских пособников: полицаев, охранников гетто и концлагерей, в том числе и «травниковцев»?!... Ни один бывший полицай или вахман СС до конца своих дней не мог чувствовать себя в безопасности! Даже сумевшие замести следы, сменив места проживания, фамилии, в т.ч. и отсидевшие срок и досрочно освобожденные, как мы убеждаемся из содержания книги, не были гарантированы от ареста «по вновь открывшимся обстоятельствам» и справедливого Возмездия... 

"Рассказать о прошлом и не предназначать свои исследования только узкому кругу специалистов – одна из задач историка", - говорит Арон Шнеер. Целиком и полностью с этим согласен.
Арон пишет: «Историк, изучая документы, анализируя их, делает выводы, в этом он похож на следователя, который в ходе расследования восстанавливает картину преступления, собирая по крупицам различные свидетельства. Как и у следователей, все, о чем пишет историк, является не его свидетельством, а результатом анализа фактов, увиденных глазами очевидцев, кем-то записанных воспоминаний, архивных документов, составленных судебно-медицинских экспертиз, найденных фотографий. Важно понять критическое отношение историка к изучаемой теме, его готовность усомниться и ничего не принимать априори».

Арон Шнеер не отклонился от КРЕДО ни на йоту. За комментариями или их отсутствием мы видим личность автора, его отношение к тому или иному факту, приведенному в книге, основанной на следственных делах, на протоколах допросов. Он объективно показывает две категории. Жертва и убийца. На наших глазах наблюдается трансформация одной из категорий в другую. Жертва войны и плена, желающая выжить любой ценой, превращается в хладнокровного убийцу, порой в убийцу – садиста...

На переднем плане: Давид Зельвенский военный историк, создатель музея " Энергия мужества" в Хадере. Советник Российского посольства - Игорь Мартынов, Рукодитель РКЦ - Денис Пархомчук, журналистка , радиоведущая - Лиора Ган, журналистка - Нелли Гутина. На переднем плане - пресс-секретарь Всеизраильского Союза иванлидов Второй мировой войны – борцов с нацизмом, редактор журнала «Голос инвалидов войны» Моше Шпицбург Зал


В книге дается «базисное», емкое, «контентное» представление, экскурс в историю Холокоста. И все же, на мой взгляд, книгу нелегко воспринимать читателю, не обладающему хотя бы минимальными знаниями истории советского общества, иначе невозможно понять многие перипетии бытия канувшего в Лету советского государства - бывшего СССР. Здесь нужна хорошая подготовка. И - развитое глобальное, не "одномерное" мышление. Иначе понимание книги не будет полным и обстоятельным.

Некоторые мысли после прочтения книги.
Ее надо читать не один раз.
"Профессия - смерть" должна стать одной из обязательных для дополнительного чтения на вузовских истфаках, юрфаках, факультетах психологии и социологии стран постсоветского пространства (я не говорю об Израиле), я рекомендовал бы эту книгу прочесть медикам и судмедэкспертам, поскольку здесь есть материал для осмысления и составления психологического портрета массового робота - убийцы. Это книга еще об одном преступлении нацизма - о процессе расчеловечивания человека, об успешном превращении его в жестокого убийцу, во имя своего комфортного существования и удовлетворения базисных потребностей. 
...Те, кто приобретет и прочитает книгу, найдет для себя весьма обильную "пищу для размышлений". Она представляет интерес в рамках междисциплинарного подхода к изучению темы Холокоста, о чем немало говорилось на конференциях и семинарах "Яд Вашем".
Для историков, студентов, преподавателей и исследователей эта книга - поистине Мастер-класс и, убежден, почти готовый практикум по источниковедению - одной из базисных вспомогательных исторических дисциплин. Арон Шнеер поднял огромные пласты, не просто приведя выдержки из конкретных документов (с ссылками, разумеется, с ссылками!) но тщательно анализируя и комментируя их... 

Борис Мафцир. Известный кинодокументалист, автор киноэпопеи - 9 документальных фильмов "Неизвестный Холокост" о трагедии евреев на оккупированной в годы войны территории СССР.

Слово Давида Зельвенского Поэт Игорь Хентов читает стихотворение «Травники» Денис Пархомчук


...Юристы, будь то прокуроры, адвокаты, следователи, и даже сотрудники полиции, именуемые в просторечии "операми" и "следаками" найдут для себя немало интересного - в частности, смогут воссоздать ход допросов, в ходе которых подозреваемые, прижатые к стенке неопровержимыми доказательствами, признавались в жестоких преступлениях, причем, без применения к ним физического насилия со стороны сотрудников того же "СМЕРШа" как структуры НКВД...

Был в советской судебной системе, период отмены смертного приговора, фактически, ставший на время лазейкой для затаившихся убийц. Повторюсь. Ни один "травниковец", проживавший на территории бывшего СССР, не мог чувствовать себя в безопасности, до самого смертного часа. Даже если проживал в братской Польше.
Интересен "прецедент Федоренко" – прибывшего "погостить" из США нацистского палача, уверенного в своей безнаказанности наглеца, КГБ не только задержал, заручившись пониманием США, но и передал дело в суд, и закончилось это дело вполне заслуженным палачом расстрелом...

...Социологи, психологи, этно-психологи и медики-психиатры тоже смогут многое почерпнуть для себя, изучая, скажем, процесс распада личности целой массы людей, вставших на путь преступлений.
В частности, опытный психиатр сможет увидеть, что многие "травниковцы", в прошлом, до войны, «нормативные советские люди», стали хроническими алкоголиками, поскольку психика, даже отягченная антисемитизмом, латентным и приобретенным в результате нацистской пропаганды, не выдерживала постоянного, ежедневного участия в массовых убийствах и издевательствах, не говоря уже о страхе перед Возмездием, которое для многих оказалось, благодаря именно советскому НКВД (диалектика Истории!) неотвратимым...

Историк и журналист Григорий Рейхман

Арон Шнеер на фоне фотографий «травниковцев», один из которых, слева, жестокий палач Иван Марченко («Иван Грозный»), машинист газовых камер Треблинки.

Завершение презентации Авторграфы, автографы...

Тема книги еще не закрыта.
Так в личной беседе с автором этих слов отметил ученый, он готовит серьезное исследование как продолжение этой книги, перед нами предстанут лагеря, жертвы глазами палачей. И не только жертвы, но и сопротивленцы, то есть, герои перед лицом смерти...

И еще одна важная мысль. В свое время монография «Плен» была переведена на иврит и – на английский язык. Я искренне возрадуюсь, если книгу «Профессия – смерть...», которая, в отличие от ряда зарубежных исследований на эту же тему, содержит массу впервые «поднятых» материалов и документов, будет также переведена на английский, или другие языки. Она этого, уверен, достойна...

И еще - Арон Шнеер - ученый международного уровня. Я позволил себе "вольность" высказать мысль о том, что любой российский университет может счесть за большую честь присвоить такому историку звание Почетного Профессора. Московский РГГУ, скажем, Санкт-Петербургский, где читал лекции наш израильский историк. Почетный профессор - ученый такого уровня – это всегда престижно для любого вуза.


• Книгу можно приобрести на сайте российского  издательства «Пятый Рим», доставка – в считанные дни. https://5rim.ru/product/professiyasmert/

Оставить комментарий