Клиффорд Смит
14 сентября 2021 г.
Во вторник исполняется год с тех пор, как министры иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна встретились с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и президентом Дональдом Трампом на лужайке Белого дома, чтобы подписать соглашения, в которых признается Израиль и обязываются их страны к взаимному сотрудничеству. Вскоре за ними последовали Марокко и Судан. Эти соглашения, в просторечии известные как «Соглашения Авраама», будут отмечаться сегодня в Вашингтоне на мероприятии с участием посла Израиля и представителей всех арабских стран, признающих Израиль, а также бывших должностных лиц администрации США.
Эти соглашения кардинально изменили арабо-израильские отношения и принесли огромные выгоды как Израилю, так и его новым арабским друзьям.
Соглашения Авраама резко контрастировали с другим соглашением, подписанным 53 года назад, почти в день. В сентябре 1967 года Лига арабских государств, как известно, подписала Хартумские резолюции, более известные как «три нет», указывающие на то, что арабские страны никогда не будут иметь мира с Израилем, никогда не будут вести переговоры с Израилем и никогда не признают Израиль. Этот отказ от легитимности Израиля определял арабо-израильские отношения на протяжении десятилетий.
Все три «нет» превратились в «да» согласно Авраамским соглашениям.
Но как мы перешли от неприятия арабами самого существования Израиля к новой эре взаимного признания и сотрудничества?
Хартумские резолюции были приняты сразу же после Шестидневной войны, многогосударственной попытки нескольких арабских стран уничтожить Израиль, закончившейся катастрофическим тактическим поражением. Подписав «три нет», страны Лиги арабских государств дали понять, что, хотя битва, возможно, проиграна, они сохраняют свою цель - уничтожить Израиль и когда-нибудь завершат свою работу. Со своей стороны, Израиль отказался от национального самоубийства.
Таким образом, Лига арабских государств и израильтяне были диаметрально противоположны. Израиль хотел существовать, в то время как Лига арабских государств хотела, чтобы Израиль был уничтожен. Чтобы разрешить ситуацию, одной стороне нужно было убедить другую изменить свое мнение о желаемом исходе. Соглашения Авраама представляли собой не просто новое дипломатическое предприятие, но, со стороны подписавших сторон, драматическое завершение войны, которая длилась более 50 лет.
Проще говоря: Израиль «победил».
Но его победа не означала разрушения Абу-Даби, разграбления Касабланки, уничтожения Хартума или разрушения Манамы. Более того, это было прямо противоположное.
Победа Израиля была более выгодной для его бывших противников, чем для него самого.
С момента подписания Соглашения Авраама в сентябре 2020 года ОАЭ получили огромные экономические выгоды, Судан получил остро необходимую экономическую помощь, Бахрейн укрепил свою международную безопасность по отношению к Ирану, а также культурные связи, которые процветают между Израилем. и Марокко принесли пользу обеим странам. Другими словами, победа Израиля была более выгодной для его бывших противников, чем для него самого.
Признание Израиля не привело к серьезной внутренней политической реакции.
Более того, признание Израиля не привело к серьезной негативной реакции со стороны местного арабского населения, как опасались некоторые аналитики. Исламистская партия Марокко, которая отвергла мир с Израилем, недавно потерпела сокрушительное поражение на последних парламентских выборах. Граждане ОАЭ и Бахрейна сильно разделены по этому вопросу, и оба составляют примерно 50/50, но тот факт, что половина населения одобряет, показывает, что это ничем не отличается от любого другого спорного вопроса. Опросить раздираемый войной Судан сложно, но его временное правительство отменило ранее в этом году закон Судана о антиизраильском бойкоте без особой помпы. На сегодняшний день это практически беспримесный товар.
Палестинцы никогда не отказывались от своей цели положить конец существованию Израиля.
К сожалению, «мирный процесс», начатый в 1994 году соглашениями Осло с целью достижения мира между Израилем и палестинцами, не имел такого успеха, как соглашения Авраама. Почему? Потому что палестинцы, в отличие от стран Соглашения Авраама, никогда не отказывались от своей цели положить конец существованию Израиля.
Это не может быть справедливо объяснено отсутствием уступок со стороны Израиля. Израиль неоднократно предлагал решение на основе создания двух государств, но палестинцы его отвергали. И Организация освобождения Палестины специально отреклась от суверенитета над Западным берегом или сектором Газа в своем учредительном уставе в 1964 году. Отказ Израиля в праве на существование был ее главной целью.
Нельзя справедливо винить палестинское неприятие в том, что Израиль не идет на уступки.
К сожалению, это отрицание права Израиля на существование стало фокусом большинства палестинских лидеров, от ООП до ХАМАС. Жестокие нападения на еврейское государство, которые мы видели ранее в этом году из Газы, привели лишь к растрате палестинской крови и сокровищ в тщетных усилиях по уничтожению Израиля.
Эти усилия подпитываются не только ХАМАС, но и непрекращающейся пропагандой со стороны Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и работ.
Перевод