Первый (учредительный)
Съезд бывших узников гетто и нацистских концлагерей


Давид Таубкин.
(Сопредседатель Учредительного Съезда –
евреев узников гетто и нацистских концлагерей).

I. Предсъездовская ситуация

В Советском Союзе долгие годы, до "Перестройки", те немногие евреи, которые выжили в Катастрофе, вынуждены были молчать о своей судьбе и судьбе своего погибшего народа.
На освобожденных Красной Армией, оккупированных немецкими войсками территориях остались единицы спасшихся евреев. В братских могилах покоились бесчисленные жертвы нацистского геноцида. Не было никаких памятников: заросшие пустыри, рвы и безымянные погребения. И так повсюду, вблизи каждого города, местечка или в пригородном лесу. Все бывшие оккупированные территории стали большим еврейским кладбищем... Евреи были уничтожены и погибли от рук немецких нацистов и их литовских, украинских, белорусских, румынских и русских подручных. Они были беззащитны и находились в полной изоляции от внешнего мира.

Случайно уцелевшие евреи малочисленны. Спастись им помогла неимоверная жажда жизни. Своим спасением они обязаны Праведникам Народов Мира – мужественным, благородным людям, которые не прошли мимо еврейской беды. Рискуя собственной жизнью и жизнью своих близких, эти люди спасали евреев в момент страшного периода, выпавшего на долю еврейского народа. Праведников Народов Мира на всей земле насчитывается немного, а погибших евреев более шести миллионов. Сегодня Мир знает имена многих Праведников и помнит о подвиге каждого, ибо как сказано в Талмуде: "Человек, спасший одну жизнь, спас всё человечество..."

Испытавшие физические страдания и сильнейшее эмоциональное потрясение, потерявшие родных, друзей и близких, бывшие узники нацизма в советское время никогда вместе не собирались, больно было бередить старые раны, – униженные и оскорблённые, не хотели смотреть в глаза друг другу, да и власти не позволяли.

С началом "Перестройки" самосознание советских евреев изменилось. Каждый из оставшихся в живых узников гетто стал считать своим долгом рассказать не только своим детям и внукам, но и Миру: о погибших родных, близких, историю своего спасения. Эти люди были непосредственными свидетелями Катастрофы и ничего не забыли. Они понимали, что являются хранителями уникальной информации и подлинными носителями исторической правды. Возрождённое самосознание подсказывало, что Мир должен знать и помнить, что произошло с нашим народом. Теперь свидетельство выжившего стало очень важно и ценно. В каждом рассказе спасённого, "как в капле воды" отражалась вся трагедия "океана" Катастрофы.
Пребывание в длительной стрессовой ситуации, постоянный страх, голод, потеря родных – всё это в совокупности отложило свой отпечаток на характер и здоровье каждого. Но пережитое не сломило их, выжившие в Катастрофе закалились, остались людьми и сохранили лучшие человеческие качества: порядочность, надёжность, активность, ответственность, оптимизм, доброту, и желание помочь своему товарищу по судьбе.

Почти у всех выживших впоследствии была трудная судьба, у детей нелёгкая сиротская жизнь, без родительской ласки и поддержки. Погибшие родители, родные, товарищи по несчастью хотели, чтобы оставшиеся в живых были счастливы, достойно прожили жизнь и рассказали... А достойно прожить – этот завет спасшиеся старались выполнить. Преодолели трудные послевоенные десятилетия, тяжело работали, учились, добились становления, образовали семьи, воспитали детей в духе любви к своему народу. Многие из бывших узников стали крупными специалистами, учеными и отрадно, что их дети и внуки тоже пошли по пути тяги к знаниям и образованию. И – главное: дожили до кардинальных позитивных перемен, которые произошли в СССР. И сегодня, где бы эти люди ни находились – они стараются занимать достойное место в обществе. В то же, время после пережитого, очень многим требовалась психологическая, моральная и материальная поддержка. Для этого необходимо было создать организацию, которая могла бы отстаивать интересы оставшихся в живых узников нацизма, оказывать им необходимую правовую защиту, медицинскую и гуманитарную помощь.
Чаще всего они находились под «крышей» местных обществ еврейской культуры либо синагог, недавно получивших статус легитимных организаций. Как правило местные ассоциации бывших узников были организационно слабы каждая из местных организаций обращалась в различные государственные и иностранные учреждения с письмами и просьбами, составленными неграмотно по форме и по содержанию. Движение переживших Катастрофу требовало организационного объединения и централизации.

 

II. Съезд: проведение, значение и результаты

Огромный вклад в объединение уже созданных местных ассоциаций – евреев бывших узников нацизма и в упорядочение их работы внес ВААД, возглавляемый Михаилом Членовым. По инициативе ВААДа и лично Михаила Анатольевича Членова, вскоре после завершения II съезда еврейских организаций и общин был сформирован оргкомитет по подготовке I-го (учредительного) Съезда бывших узников гетто. Во главе оргкомитета стали Давид Таубкин (Москва) и Леонид Сушон (Одесса). В состав оргкомитета вошли руководители региональных и крупных областных объединений: Феликс Липский и Михаил Трейстер (Белоруссия), Клара Винокур, Аркадий Криштейн, Игорь Коган (Киев), Давид Стародинский, Борис Билерт, Анна Колина (Одесса); от Северо-Западного объединения (Ленинград) в состав комитета вошли Григорий Еренбург и Павел Рубинчик; от Винницкой ассоциации – Лейзер Зингер и Михаил Бартик; от Донецкой ассоциации – Е. Гельфонд, от Львовской – Марат Зальцман, от Молдавской – Небрат.

Предварительно, по поводу места проведения съезда развернулись дебаты, были разные мнения – конечно все привыкли, что Москва – столица, и считалось, именно здесь самое подходящее место для проведения столь значимого мероприятия. Но учитывая, что наиболее крупные по количеству и численному составу ассоциации бывших узников нацизма образовались на территории Украины, было решено провести съезд в Одессе. Это предложение было поддержано Одесской городской и областной властью.

Основная нагрузка по подготовке съезда выпала на местную Одесскую ассоциацию, на ее руководителей и активистов (Леонид Сушон, Давид Стародинский, Б. Билерт, Д. Розенфельд, В. Пейсехман, А. Заславский, Лариса Гольдман и многих представителей еврейской общины). В работе Съезда участвовали делегаты и руководители организаций – евреев узников нацизма из Украины, Белоруссии, России, Эстонии, Литвы, Латвии, США, Канады, Финляндии и Германии. Делегатов приветствовал Президент ВКРЕ Борис Шпигель.

Открытие Съезда. Фото зала. Делегаты.
Президиум съезда Делегаты съезда




Делегаты Съезда представляли практически почти все регионы и республики Советского Союза. Были своевременно сформированы структуры, необходимые для нормального функционирования Съезда. Зал заседания съезда был украшен эмблемой ассоциации, плакатами «Нет фашизму, нет антисемитизму», «За дружбу между народами, согласие и мир».
На сцене перед столом президиума среди цветов были установлены портреты Андрея Сахарова, Ильи Эренбурга, Евгения Евтушенко.

Честь открытия съезда была предоставлена Леониду Петровичу Сушону, выступившему со вступительным словом. Основной доклад съезду сделал Давид Аронович Таубкин. Съезд прошел организовано и продуктивно. Всего в работе Съезда в качестве делегатов и гостей приняло участие более 600 человек.

О Леониде Петровиче Сушоне, одном из самых беспокойных и благородных представителей еврейской общественности Одессы, надо помнить. Именно ему мы обязаны возможностью провести Съезд в Одессе. Был он человеком очень деятельным, много потрудившимся для сохранения памяти о жертвах Катастрофы. Впервые в мемуарно-исторической литературе он создал произведение крупного масштаба о событиях Второй Мировой Войны - «Транснистрия: Евреи в аду», о трагедии евреев в регионе так наз. Транснистрии, где было истреблено свыше 300 тыс. человек. Он исполнил завет погибших: рассказал жуткую и горькую правду нынешнему и будущим поколениям, чтобы сохранить историческую память своего народа,помнить о страданиях тысяч замученных евреев.

Книгу "Люди святого долга" Леонид Петрович посвятил тем, кто помогал евреям в их бедах, кто выполнял свой главный человеческий Святой долг - помогать "униженным и оскорблённым".


Самым сложным оказалось создать и организовать деловую обстановку и направить её в русло разработки решений и резолюций Съезда. Эта ситуация объяснялась тем, что большинство делегатов впервые получили возможность рассказать о том, как им удалось спастись и выжить. И они хотели рассказать…
Финансировал Съезд ВААДА и лично контролировал Михаил Анатольевич Членов, которого мы называли просто Мика. Одесский городской исполком оказал конкретную помощь в проведении столь значимого события. Борис Шпигель выделил дополнительные средства для организации всех мероприятий (питание , церемонии, цветы, оформление зала и прочее).

Перед открытием Съезда произошёл малоприятный инцидент. У входа в зал швейцар решил брать с делегатов плату за вход. Однако теперь люди были настроены решительно, они просто смели мздоимца. Последний разразился антисемитскими воплями и прибывшая милиция удалила хулигана.

Вспоминая события Первого съезда в Одессе, удивляешься, как это удалось провести столь значимое мероприятие

Съезд одобрил основной доклад, принял решение об образовании Международной Ассоциации евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей, объединивший местные организации бывших узников нацизма. На первом заседании на съезде был избран Совет в составе 24 своих членов и два сопредседателя Ассоциации – Давид Таубкин и Леонид Сушон. Первому было поручено вести работу с представителями зарубежных и центральных организаций в Москве, второму – вести всю организационную работу с местными организациями. Совет определил местом размещения офиса ассоциации г. Одессу.
Съезд принял резолюцию, обращение к главам государств, правительств, к политическим и общественным деятелям, ряду международных организаций.

Принципиальными положениями в этих документах съезда было:
– необходимость установления в СССР официального статуса «бывший узник гетто»; принятие закона об "Узниках концлагерей и гетто" и установления для этой категории людей ряда льгот. (Это требование было частично удовлетворено изданием Указа Президента РСФСР от 25 июля 1991 г. за № 16 и аналогичных указов в других республиках Советского Союза).
– потребовать от правительства ФРГ установить для евреев – бывших узников нацизма регулярную гуманитарную денежную помощь. (С некоторым опозданием Германия выполнила это требование).


Обработка и анализ собранных анкет, розданных делегатам съезда, позволили сделать интересные социологические выводы о том, что значительное большинство делегатов съезда, советских евреев уцелевших в Катастрофе, имеют высшее и среднетехническое образование. Немалая их часть имеют учёные степени докторов и кандидатов наук. Это свидетельствует том, что оставшиеся в живых евреи, попавшие в экстремальные условия во время Катастрофы, сохранили человеческие качества, проявили мужество, силу воли и несмотря на горе и страдания, потерю родных и близких выдержали и не сломились.

Поездка в Ахмечетку

Проведение Съезда и его последующая регистрация позволила открыто, громогласно, через средства массовой информации известить, что среди граждан страны имеется особая категория людей, исключительность судеб которых десятилетиями замалчивалось и что они были у власть предержащих в разряде неблагонадежных.
Созданная Международная Ассоциация евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей стала официальным источником информации о массовом истреблении нацистами евреев (которая десятилетиями заглушалась Советской властью). Кроме того официальное признание Катастрофы позволило издавать книги, мемуары, брошюры, статьи о Холокосте. Стало возможным решать проблемы, связанные с увековечиванием памяти евреев – жертв нацизма. Появилась официальная юридическая возможность добиваться в различных государственных учреждениях и судах документов, для установления факта пребывания того или иного лица в гетто. Создание единой Ассоциации положило конец в разрозненной, зачастую малоквалифицированной деятельности местных организаций, проявлявшейся в основном в индивидуальных письмах и просьбах в различные государственные учреждения и зарубежные представительства, которые не приносили должного эффекта. Одновременно был наведен порядок и оказана помощь местным организациям в делопроизводстве, разработаны и переданы единые методические правила оформления документов. Стало возможным посещать индивидуально либо в составе делегаций еврейские и другие общественные организации за пределами Союза.

После проведения Съезда необходимо было утвердить в Министерстве юстиции ряд документов, главным из которых был Устав Общественного объединения Международной Ассоциации евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей.
Проект Устава, состоял из более пятидесяти страниц машинописного текста. С этим документом я записался на приём к мелкому чиновнику Министерства юстиции. Чиновник оставил Устав у себя и попросил зайти через несколько дней. Когда я пришёл, мне вернули документ со значительным количеством правок. Чиновник был явно некомпетентен и очевидно впервые встретился со столь важным документом. Тогда я направился к начальнику отдела этого Министерства, с которым мы сняли большинство замечаний и согласовали основной текст Устава.
Остались несколько принципиально важных вопросов, которые нужно было решить на уровне Министра юстиции. Меня принял первый Заместитель Министра юстиции СССР М.П.Вышинский. Мы обсудили основные проблемы и он дал указание зарегистрировать Устав Международной Ассоциации узников гетто и нацистских концлагерей по адресу 270011, Одесса, ул. Маркса, 30.

10 октября 1991 года Министерство юстиции СССР зарегистрировало за №0332 "Международную Ассоциацию евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей". В этом документе целью деятельности Ассоциации было определено: "Защита прав и интересов евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей, координация деятельности их региональных объединений и групп".


Портретная галерея участников Съезда:

 

 

III. Движение бывших узников нацизма после Съезда


Несмотря на Катастрофу, мировое еврейство возродилось – тому порукой Государство Израиль, общий дом для каждого еврея, где бы он ни жил сейчас. "Масада больше не повторится! Израиль – единственное место в мире, где у нас, евреев, есть право и возможность защищать себя собственными силами", - сказал Премьер Министр Израиля Ариэль Шарон.

Радость и боль мы ощущаем в своих сердцах. Радость, что выжили и скорбим по своим погибшим родным и близким, по сгинувшим миллионам евреев Европы. Свобода к ним опоздала...

Евреи погибали и боролись, как могли... Теперь мы знаем, что в годы Второй мировой войны в войсках антигитлеровской коалиции находилось полтора миллиона еврейских воинов и партизан. В рядах Красной Армии воевало 500 тысяч евреев, более 200 тысяч из них погибли. Очень много евреев сражалось с нацистами в партизанских отрядах, герои сопротивления самоотверженно боролись в тяжелейших условиях гетто. Жертвы воинов-евреев и борцов сопротивления огромны и не были напрасны, они принесены на алтарь победы во имя существования человечества.

Победа над Гитлеровской Германией принесла немногим оставшимся в живых евреям Европы долгожданную свободу и не позволила гитлеровцам уничтожить мировое еврейство, за что низко склоняем головы перед павшими в борьбе с нацизмом и выражаем глубокую благодарность нашим освободителям: солдатам и офицерам Красной Армии и Армиям США, Англии и Франции, партизанам и Праведникам Народов Мира, спасавшим евреев.

Государство Израиль сегодня ведёт бескомпромиссную борьбу с арабским террором, Израильская Армия защищает от террористов своих граждан (не только евреев), что вызывает у нас, бывших узников гетто и нацистских концлагерей, навсегда освободившихся от страха, чувство гордости, ибо мы, немногие оставшиеся в живых после Катастрофы, на своём горьком опыте хорошо знаем, каково быть беззащитными.

Можно с удовлетворением констатировать, что созданное 24 года тому назад объединение бывших узников нацизма не перестало существовать с развалом СССР, а стало мощной авторитетной международной структурой – "Союзом Объединений евреев – бывших узников фашизма", в который вошли организации России, Белоруси, Украины, Молдовы, Эстонии, Германии и Израиля. Мы надеемся что к этому Союзу присоединятся ассоциации бывших узников гетто из США, а также аналогичные Ассоциации из других стран. Сегодня бывшие узники гетто, выходцы из СССР, живут в разных странах, им за 70, но они в меру своих сил продолжают участвовать в общественной жизни своих местных организаций.

Оставить комментарий