Открытие памятника погибшим евреям возле леса в селе Матейков

 

Дмитрий Тресер

 

В конце 1941 года в село Матейков Барского района Винницкой области из Буковины и Бессарабии было этапировано около 150 евреев. Село было оккупировано румынами.

Наш отец, Тресер Михаил Менделеевич, был в числе гонимых евреев Черновицкой области, попавших в 1941 г. в Барский район. Он остался живым и женился в Матейкове на местной еврейке Малке Берченко, выжившей узнице Балчанского гетто.

Холодная зима 1941-1942 годов привела к тому, что началась эпидемия тифа и других болезней, люди пухли и умирали от голода.

Захоронения производились весной и летом 1942 года ежедневно по 3-5 человек. Их свозили в специально вырытые возле леса ямы на территории 6 х 8 м.

Точное количество и фамилии большинства из погибших неизвестны.

После освобождения Матейкова 20 марта 1944-го только несколько евреев вернулись в Бессарабию.

Раньше на одном из холмов захоронений была только табличка в советском стиле "Здесь покоятся советские граждане...". И только 23 августа 2016 г. открыт памятник.

Памятник установлен на средства Барского машиностроительного завода (председатель правления Лук Илья Григорьевич) при содействии МатейковинвестАгро (руководитель Кучерук Вячеслав Васильевич) и Матейковского сельсовета (голова Гребенюк Петр Григорьевич).

Светлая память погибшим!


- Здесь в основном лежат буковинские евреи, - начал Илья Григорьевич. - Их гнали пешком более 200 километров. И они по частям останавливались в наших селах. Конечный пункт был Немиров, концлагерь Печора. В этом лагере замучили 162 тысячи людей. Их хоронили во многих лесных рвах. Там лежат не только евреи за то, что они евреи, там расстрелянные военнопленные, комсомольцы, члены ВКПб, разные руководители, участники подполья...
Живые голодали, пытались менять на еду свою одежду, разные вещи, что захватили с собой. Румыны над ними издевались. Когда вещи кончились, они стали помирать. Зимою их держали в конюшне и хоронили не в землю, а в снег. Потом, когда снег сошел, мы их искали и хоронили в землю. И насыпали холмики над могилами, чтоб потом можно было найти. И хорошо, что теперь нашли вот этот холмик и ставим памятник. А где еще такие могилы, надо искать.
Вот сегодня украинцы убивают украинцев. Надо думать, чем это закончится для каждого из нас. Нам надо добиваться мира, война никогда до добра не доведет. Сегодня мы видим, сколько у нас ходит инвалидов! Молодых людей!
Память о тех, кто тут покоится, сохранится. Пусть они отдыхают спокойно.

 

Анатолий Тресер, житель Матейкова: Мой отец в конце 41-го оказался среди евреев, которых гнали сюда. Украинского он не знал. Те, кто оставался в селах по дороге и владел каким-то ремеслом, ходили по домам и делали разную работу. А зимой стали массово погибать от голода, болезней, холода.
Мы не знаем ни одного имени тех, кто здесь, в этом рву, в этой братской могиле похоронен, а живых, кто знал, уже не осталось. И сколько тут лежит, не считали...

 

 


Оставить комментарий
назад        на главную