По еврейским памятным местам Минска. Июль 2009.

Аркадий Туник

В предыдущей заметке я описал поездку в Налибокскую пущу к памятнику партизанам 106-го еврейского партизанского отряда. Теперь хочу рассказать о других встречах, связанных с еврейской историей.

13 июля мы с сыном гуляли по проспекту Победителей (бывший проспект Машерова, а еще раньше – Парковая магистраль). Вдруг я обратил внимание на человека в хасидской одежде (в центре Минска!?). Мой сын Лев подошел к нему, потом подозвал меня, и мы разговорились. Оказалось, что наш случайный собеседник - главный рав Беларуси Авраам Бенинсон (אברהם בננסון). Его сопровождала девушка, приехавшая по делам еврейской общины из Слуцка. На фото 1 изображены гостья из Слуцка, главный рав Беларуси Авраам Бенинсон и мой сын Лев (рав предоставил нам свой адрес электронной почты: 7for70@7for70.net ). Новый знакомый пригласил нас в синагогу «Бейт Исроэль» около Комсомольского озера. На сегодняшний день у синагоги нет постоянного помещения. Теперь она размещается в бывшем скорняжном цеху. Адрес синагоги – ул. Даумана, дом 13Б. Фотографии 2-8 сделаны в этой синагоге. Фотографии 9-15 сделаны в коридоре здания. Поиск в интернете показал, что эта синагога позиционируется как ортодоксальная. Телефон синагоги «Бейт Исроэль» +375-172-345-612. Адрес сайта http://www.jewishbelarus.org . Еще одна синагога находится на улице Кропоткина, 22. Ее телефон +375-172-558-270. Третья синагога, связанная с ассоциацией прогрессивных еврейских конгрегаций, находится на ул. Интернациональной, 16, с телефоном +375-172-660-180.

После посещения синагоги мы направились к «Яме» - памятнику пяти тысячам евреев, замученных фашистами в Минском гетто во время погрома 2 марта 1942 года. Памятник расположен на пересечении улиц Мельникайте и Заславской. Фотографии 16-20 сделаны на «Яме». Лев с интересом разглядывал памятные доски в честь праведников мира – жителей Беларуси, спасавших евреев в годы войны.

«Яма» для нашей семьи – не отвлеченная история. Мой отец, его родители, брат и многие родственники были в Минском гетто. Почти все родственники погибли. Мама моего отца, Гринберг Геня Самуиловна, погибла во время погрома 28 июля 1942 года, спасая детей. Когда начался погром, она спрятала моего отца, его брата и их двоюродную сестру. Полицаи, обнаружив четырех взрослых (бабушку, папиного дедушку Гирша, Фаню -жену папиного дяди Файвы, и забежавшую соседку), не стали обыскивать квартиру. Взрослых увезли в душегубке и сожгли в Малом Тростенце. Дети просидели в укрытии трое суток. Мой дедушка был в дни погрома на работе вне гетто и тоже остался жив. Фото 21 – памятник отцу моего отца – Льву Тунику, с памятной доской в честь матери моего отца – Гени.

Поднявшись от «Ямы» к Юбилейной площади, в сквере напротив кинотеатра «Беларусь» (кстати, уже перестроенного), мы обнаружили памятный знак, напоминающий прохожим о минском гетто и уничтоженных там свыше ста тысяч евреев. На фотографиях 22-24 изображен знак целиком и разные части надписи крупным планом. Для тех, кто не владеет белорусским, английским, или ивритом, привожу перевод надписи на русский: «Жертвам нацизма. На этом месте в 1941-1943 г.г. немецко-фашистские захватчики создали гетто для евреев Минска и его окрестностей. В нем находились свыше 100000 человек, в том числе и евреи из многих стран Европы. Почти все они погибли во время погромов, были расстреляны и сожжены в лагере смерти Малый Тростенец».

14 июля вечером мы с сыном решили найти памятник евреям, жертвам нацизма, на бывшем еврейском кладбище. Мы знали, что этот памятник был торжественно открыт в 2008 году. Я еще помню могильные плиты: до 80-х годов ХХ века кладбище существовало. Хорошо помню, как строители будущего парка уничтожали кладбище, увозили плиты, разрывали могилы. В тот период можно было найти кости и черепа, которые валялись на поверхности. Теперь этот вандализм уже в прошлом. Считаю символичным, что еще один памятник загубленным в годы войны евреям установлен именно в этом месте. Трогательным для меня было обнаружить собранные рядом с памятником два-три десятка могильных плит, кем-то как-то сохраненных. Памятник установлен в центре парка, на самом верху, у пересечения улиц Коллекторной и Сухой. На фотографиях 25-30 изображен памятник. Фотографии 31-33 показывают остатки могильных плит.

16 июля 2009 года мы с сыном и тестем Лычковским Борисом Петровичем объезжали минские кладбища. Увы, есть нам что посетить и на Чижовском, и на Московском, и на Северном. На Московском кладбище мы побывали и около могилы Бориса Гиршевича Туника (см. Фото 34). Борис (Борух) и мой дед Лев – родные братья. Их отец ( мой прадед) был балаголой, т.е. старьевщиком. Сам Борух многие годы до войны ездил по деревням, собирая утиль (старые вещи). Благодаря этой работе, он замечательно знал местность. В конце августа 1943 группа вооруженных людей потребовала от Боруха вывести их к партизанам в Налибокскую пущу. Он согласился только с условием, что выведет с собой оставшихся в живых родственников. К тому времени в гетто, в котором в начале войны было более ста тысяч человек, оставалось не более десяти тысяч. Борух вывел с собой остатки трех семей – дочерей Эмму и Маню с мужем Эммы Кивой, брата Льва с сыновьями Ефимом и Ицхаком (моим отцом), и сестру Шифру с дочерью Цилей. С ними ушел и молодой парень Лева Черник с женой, заметивший группу во время ухода. Разумеется, были в группе и человек десять вооруженных инициаторов побега. Боруху удалось вывести этот большой отряд (порядка двадцати человек) через подземный ход в подвале на улице Танковой. Незамеченными добрались они до партизанской зоны. Если бы не этот побег из гетто, мои родственники погибли бы со всеми остальными, т.к. в октябре 1943 года минское гетто было уничтожено.

Во время прогулок по Минску мы зашли на стадион «Динамо». Уже после поездки отец рассказал мне, что на месте стадиона до революции было еврейское кладбище. В старших классах школы я занимался какое-то время легкой атлетикой на этом стадионе, не подозревая, что бегаю по разрушенному кладбищу. На фото 35 – мой сын на трибунах «Динамо».

22 июля, возвращаясь из поездки за город, мы попытались найти мемориал Тростенец. Никаких указателей на шоссе нет и в помине. Со второй попытки нашли въезд с Партизанского проспекта на север, на улицу Луговую в Большом Тростенце. Метров через 300-400 увидели слева за деревьями памятник.

Точнее, там стоят два памятника – воинам, погибшим при освобождении Минска, и мирным жителям, уничтоженным фашистами и их пособниками. Фото 36-39 сделаны около этих памятников. На газоне возле мемориала паслась корова. Жизнь продолжается, подумали мы. Последующее изучение карты показало, что мы не нашли въезд в Малый Тростенец, где установлен памятник погибшим в этом лагере смерти. Въезд этот с улицы Селицкого, на юг от Партизанского проспекта, по указателю на Шабаны.

24 июля мы с сыном поехали с организованной экскурсией в Хатынь и на Курган Славы. Думаю, не нужно много слов об этих местах. Фотографии 40-44 сделаны в Хатыни. Фотографии 45-50 сделаны на Кургане Славы.

Две недели в Минске пролетели быстрее, чем хотелось бы. Мы не успели посмотреть новый памятник, установленный около Кальварии. Не успели побывать в синагогах на Кропоткина и Интернациональной. Мало времени были в музее еврейского общинного дома на Хоружей. Не успели порыться в архивах музея Великой Отечественной войны, хотя сам музей посетили дважды. Я уже начал составлять план будущего путешествия.

Как и предыдущая поездка в Налибокскую пущу, знакомство с Минском произвело на Льва большое впечатление: "Я рад, что эти места сохранились до настоящего времени. Я был потрясен тем, что в центре города Минск есть место, в котором почти 70 лет назад убивали евреев (Яма). И вообще, все места с мемориальными знаками в память о погибших евреях вызвали у меня чувство сопричастности с городом и историей моей семьи".

Фотографии:

Фото 1 – Встреча с равом на проспекте Победителей.

Фото 2–8 – Синагога «Бейт Исроэль».

Фото 9-15 – Коридор здания «Бейт Исроэль».

Фото 16-20 – «Яма».

Фото 21 – Памятник Льву Тунику и памятная доска Гене Туник.

Фото 22-24 – Стела в память о минском гетто на Юбилейной площади.

Фото 25-30 – Памятник на бывшем еврейском кладбище.

Фото 31-33 – Остатки могильных плит на бывшем еврейском кладбище.

Фото 34 – Памятник Боруху Тунику.

Фото 35 – На стадионе «Динамо».

Фото 36-39 – Памятники в Большом Тростенце.

Фото 40-44 – Хатынь.

Фото 45-50 – Курган Славы.

 

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.


назад

на главную