В гостях у евангелистов Польши

 

Александр Вишневецкий

Фото автора

 

 

Бывшим узникам концлагерей и гетто из Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто», хорошо известны целый ряд христианских евангелистских  организаций, оказывающих им материальную и моральную поддержку. Это «Христиане-друзья Израиля», «Рука помощи Израилю», «Махасе», «Бейт Сар шалом», «Саксонские друзья Израиля» и др., из стран Европы и Америки. В последнее время к ним присоединились и евангелисты стран Азии. С благодарностью мы воспринимаем желание  христиан-евангелистов наладить теплые отношения с нами, с последним, уходящим в небытие поколением, пережившим Катастрофу. В последние годы к этим христианским евангелистским организациям присоединились польские протестанты – евангелисты.

С 31 мая по 15 июня группа из 35 человек, бывших узников нацистских гетто и концлагерей и беженцев Второй мировой войны из бывшего СССР – ныне граждан Израиля, побывала в Польше. Все мы - в возрасте от 70 и старше. Поездка состоялась при посредничестве христианской евангелической  организации «Бейт Сар Шалом» из Иерусалима. В течение всей поездки нас сопровождал и оказывал содействие молодой и энергичный представитель этой организации - Максим. Принимающей стороной были польские евангелисты из города Оструда, который находится на северо-востоке Польши, вблизи Балтийского моря. Польская сторона взяла на себя все расходы по организации отдыха, нашим поездкам, питанию, по ознакомлению со страной и ее людьми.

По утрам и вечерам христианские евангелические пасторы  и польские христиане-евангелисты выступали перед нами и высказывали свою любовь к Израилю и его народу. Они цитировали отрывки из Нового и Ветхого Завета, пели популярные песни на иврите и свои религиозные песни, и все это шло на фоне сцены, где одновременно находились христианский крест и еврейский могендовид. Мы побывали в нескольких евангелических церквях, где часть или вся сцена символизируют Стену плача в Иерусалиме. Мне и моим коллегам также удалось побывать в гостях у них дома, где  нас тепло принимали. В их домах много свидетельств уважения к Израилю, висят карты Израиля, есть серебряные меноры, изображения Стены плача, книги об Израиле и евреях и многое другое. А у одного из пасторов дома я видел израильские грамоты, награды и благодарности  за ту огромную работу, которую он проводит в поддержку Израиля.

У нас сложилось впечатление, что протестанты-евангелисты из Варшавы и Оструды - истинные друзьями Израиля, что в нынешней международной ситуации разжигания ненависти к нашему народу и нашей стране и глубоко укоренившемся антисемитизме, является немаловажным фактором поддержки. Хотелось бы надеяться, что эти проявления искренней дружбы никак не связаны с вековыми стремлениями христиан к масонской деятельности в отношении евреев. Впрочем, ведущие евангелисты христианской общины в Оструде заверили меня и моих коллег - бывших узников гетто и концлагерей, что их главный интерес состоит в росте численности и процветания еврейского народа в мире. Жаль только, что евангелическое протестанское движение в Польше слишком слабо в отличие от США и Германии, где оно охватывает многие миллионы людей. В Оструде мы имели возможность познакомиться с замечательной супружеской парой христиан-евангелистов из Брайтона (США), преданность и любовь к Израилю которых была столь яркой и очевидной, что вся наша группа прониклась самыми теплыми чувствами к ним. Это Давид и Санди Готфилд.

Среди евангелистов Польши есть и бывшие иудеи. Обвинять их в отходе от традиций в условиях Второй мировой войны и гибели практически всего еврейского населения Польши, погромов 1946 года и окончательного изгнания во времена правления Гомулки не приходится. Куда важнее, что эти люди являются сейчас искренними защитниками Израиля в Польше, на фоне антсемитизма польских католических христиан, в том числе и католиков-евангелистов. При этом в ходе поездок мы видели огромное количество церквей и проявлений христианского культа, создавалось впечатление, что вся Польша поголовно верующая.

Наша поездка по стране начиналась с Варшавы. Нам была предоставлена возможность в течение двух дней ознакомиться, в первую очередь, со следами того, что осталось от былого величия Варшавы как еврейского города. Мы побывали у памятника Янушу Корчаку. Под двумя поднятыми к небу руками на небольшом искусственно созданном холме стоит Януш с детьми. Затем мы долго стояли на площади, перед величественным памятником героям Варшавского гетто. Уменьшенную копию памятника можно видеть в Яд Ва-Шем. К подножью памятника возложены свежие венки с надписями на иврите от израильских министерств. Напротив памятника строится огромное здание Музея истории евреев Польши. Внешне здание почти готово. Полное завершение строительства и открытие этого крупнейшего в Европе еврейского музея намечено на конец следующего года. Правда,  Интернет сообщает, что строительство может затянуться из-за нехватки финансирования на внутренние работы и оформление экспонатов.

За то долгое время, что наша группа находилась на этой площади, там побывали две большие экскурсионные группы, но евреев среди них не было. И только один человек-еврей из Хайфы встретился нам там, на этой площади. Побывали мы также на границе бывшего Варшавского гетто, где сохранен небольшой участок стены дома этого гетто из красного кирпича с памятными надписями и картой гетто. Мы также видели небольшой памятник, посвященный польской организации «Зегота», занимавшейся спасением евреев в годы войны.

Проезжая по Варшаве на автобусе, мы видели указатели на «Театр жидовский» и синагогу. Но где же сами евреи?

Ведь Польша в нашем представлении огромная еврейская страна до Второй мировой войны. Неужели ничего не осталось от того 3,5 миллионного еврейского населения, составлявшего тогда 10% от всего населения Польши. Это были евреи с высокой культурой, многовековыми ашкеназийскими традициями, замечательным языком идиш - польский идиш является эталоном этого литературного языка. Неужели нацистам и польским коллаборационистам удалось так капитально зачистить страну, что еврейская жизнь здесь никогда больше не возобновиться? Вспомним, что уже после войны погромы и ярый антисемитизм вынудили 150 тысяч евреев покинуть Польшу в 1946 году, а стараниями Гомулки и коммунистического правительства Польши в 1968 году были изгнаны из страны еще 100 тысяч евреев. Но, ведь известно, что в Германии, цитадели фашизма в прошлом, благодаря содействию еврейскому населению со стороны властей уже проживает около 200 тысяч евреев. Почему же в Польше еврейская жизнь хотя бы отчасти не сохранилась и не восстановливается? Ведь мы видели ухоженные и бережно охраняемые еврейские памятники. Возможно, сказывается польский антисемитизм, нежелание вернуть евреям их собственность, ну и более низкий уровень жизни по сравнению с другими странами Европы. Нас всех интересовала численность нынешнего еврейского населения Польши, но таких данных никто не мог точно назвать, говорили предположительно: от 3 до 10 тысяч человек.

Мне очень хотелось встретиться с ныне живущими евреями  в Польше. Понять чем они живы, сохраняют ли традиции предков, язык? Я обратился к варшавскому пастору Казимиру Барчуку с просьбой посодействовать такой встрече. Должен сказать, что этому человеку, очень уважаемому в среде польских протестантов-евангелистов, бабушка которого была еврейкой, человеку который постоянно находился с нами в течение нашего пребывания в Оструде, я и мои коллеги по группе очень благодарны за внимание, благожелательность и готовность прийти нам на помощь по всем вопросам. Мне показывал один из евангелистов диск DVD с проповедями этого пастора с самыми теплыми выражениями дружбы и любви к еврейскому народу и государству Израиль.

В один из дней нашего пребывания в Оструде мне была предоставлена автомашина с опытным водителем из христианской среды этого пастора, и мы за четыре часа поездки прибыли в Варшаву, где в зале конференций сообщества христиан (евангелическом молитвенном доме  этого пастора) состоялась конференция, посвященная 20-летию создания организации евреев-ветеранов войны и пострадавших во Второй мировой войне. Отмечу попутно, что Казимир предоставляет бесплатно этот зал для всех важнейших еврейских мероприятий в Варшаве. Здесь на конференции было не более 40-50 человек, большей частью пожилых людей, среди них часть приглашенных - представители посольств и польских организаций. Вел конференцию президент этой организации Томаш Миездзинский, говорящий на идиш, как мне удалось установить при знакомстве с ним перед началом заседания. Еще с двумя участниками конференции удалось перекинуться несколькими  словами на этом языке, а один из них даже поговорил со мной на иврите и на идиш. Многие из присутствующих евреев вообще не знают идиш, и вся 3-х часовая конференция была полностью проведена на польском языке. Конференцию приветствовал министр по делам ветеранов и репрессированных лиц Ян Чихановский. Признаться по правде, сама конференция и характер ее проведения только подтвердила мысль о том, что еврейская жизнь в Польше практически подошла к концу и маловероятно, что она там возродится.

Еще одной поездкой, связанной с довоенной еврейской жизнью и Катастрофой, было посещение города Лодзь и в 7 км. от него маленькой железнодорожной станции Радегаст, где находится музейный комплекс. Он сооружен в память о 145 тысячах евреев Лодзи, которых вывезли с этой станции в лагерь смерти Хелмно (Кульхоф) в 70 километрах от Лодзи, где и уничтожили. Строение комплекса в какой-то степени выражает эту трагедию: небольшое станционное сооружение из дерева, вагоны образца тех, на которых вывозили людей, и длинный тоннель, который заканчивается символичной печью с дымовой трубой. Известно, что когда вагоны прибывали в Хелмно с обреченными людьми, им приказывали раздеться, затем прогоняли через длинный туннель, где в конце ждали автомашины-душегубки, подающие выхлопные газы в герметичные бункера машин. Пока машина доезжала до ближайшего леса, где были вырыты могилы, люди уже были мертвы. И с наружной стороны  и внутри туннеля музейного комплекса указаны годы уничтожения евреев Лодзи не только в Хелмно, но и в Освенциме, Равенсбрюке, Саксенхаузе, Гроссрозене .

Дальше мы приехали в центр города, где огромный квартал занимают, построенные на деньги богатых евреев особняки и мануфактуры, здесь до войны была сосредоточена польская текстильная промышленность. Прекраснейший дворец с фонтаном (чем-то схожий с Лувром) и великолепные здания мануфактур напоминают о значимости и вкладе евреев в довоенную экономику Польши. Тогда Лодзь называли польским Манчестером (английским центром производства текстиля). Понятно, что захватившие Лодзь немцы с его довоенным еврейским населением, превышающим 200 тысяч человек, и огромными мануфактурами превратили гетто Лодзи в трудовой лагерь. Ведь немецкий «блиц-криг» был сорван с началом войны против СССР и немецкая армия остро нуждалась в теплой одежде и обуви.

40 тысяч наиболее состоятельных евреев успели покинуть город до вступления немцев и спастись, а остальных 160 тысяч заставили покинуть свои дома и загнали в гетто площадью в 4 квадратных километра. Это привело к высокой смертности. Евреи гетто изготавливали одежду, обувь для немецкой армии и это только оттянуло их немедленное уничтожение, но от гибели не спасло. К моменту освобождения гетто Советской Армией удалось спастись нескольким сотням узников.

Группа побывала также в лагере смерти Штутхоф. К сожалению, мне это не удалось из-за поездки в тот день в Варшаву на конференцию еврейских ветеранов войны, о чем я уже рассказал.

Нам была предоставлена возможность посетить прекрасный город Гданьск- порт в месте слияния реки Вислы с Балтийским морем. Невозможно описать красоту центра этого города с его старинными зданиями и разнообразной архитектурой. Улицы города заполнены толпами туристов. Для нас памятной осталась встреча с музыкантом в центре города, который по заказу наших сопровождающих христиан-евангелистов сыграл несколько популярных песен на идише и иврите. Наша группа напевала и даже подтанцовывала. Окружающая толпа с интересом наблюдала за происходящим, тем более, что они выяснили у нас, что группа представляет русскоязычных евреев из Израиля. Попутно хочу отметить, что общение с поляками не было затруднительным, ведь польский - это славянский язык и для меня владение русским и украинским языком давало вполне приемлемую основу для общения. Многие поляки вполне сносно владеют русским языком.

Мы побывали также в порту Гдыни, в музее морского флота Польши, в крупном этнографическом музее на территории бывшей Восточной Пруссии.

Наша база отдыха находилась недалеко от города Оструда, и несколько раз мы посещали город.

Мы путешествовали по речным каналам, знакомились с прекрасно отстроенными селами Польши. Для нас, жителей Израиля, непривычно выглядели огромные лесные массивы, зеленые поля, озера и реки, березы в лесах и рощах. И конечно, поражала исключительная чистота улиц и дорог, где абсолютно не было мусора. Несмотря на сравнительно низкие средние заработки поляков, примерно в 300 евро в месяц мы не встречали нищих и попрошаек, видели достаток и благополучие в польских домах.

Вместе с христианами-евангелистами мы отмечали шабат, зажигали свечи, танцевали, пели песни на идиш и слушали в исполнении поляков песни на польском языке и иврите.

Мне бы хотелось в заключение выразить особую благодарность Петру Ольшевскому, талантливому человеку, крупному изобретателю, прекрасному организатору, усилиями и благодаря финансовой поддержке которого стала возможна эта интересная и содержательная поездка.

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.

 

назад

на главную