Транснистрия: были ли румыны "добрее" немцев?*

Яков Зубарев


В эти дни исполняется 70 лет со времени освобождения советскими войсками Транснистрии – несуществующей на карте "страны зла", где немецкие и румынские фашисты уничтожили во время Второй мировой войны сотни тысяч евреев. Этому событию была посвящена особая церемония в зале Памяти мемориального музея "Яд ва-Шем". В ней приняли участие бывшие узники концлагерей и гетто, которые собрались потом в музейной аудитории, чтобы вспомнить страшные дни детства (а все они были в те годы детьми и подростками) и почтить память погибших соплеменников.

Мы не раз писали о Транснистрии, но лишний взгляд не мешает вспомнить о том, что творилось в этой "стране" в годы Второй мировой войны. Транснистрия была образована в августе 1941 года в соответствии с румыно-немецким договором на территории оккупированной южной Украины - Одесской, Винницкой и Николаевской областей, а также левобережной части Молдавии.
Несмотря на задокументированные свидетельства очевидцев и многочисленные архивные источники, бытует мнение, что "под румынами" евреям Молдавии и Украины "жилось" немного легче, чем их собратьям в Белоруссии и Прибалтике, что румынские солдаты были "добрее", чем их немецкие "коллеги". Учитывая, что практически все белорусское, литовское, латышское и эстонское еврейство было уничтожено в первые же месяцы войны, слово "добрее" в данной ситуации, действительно, может звучать несколько справедливо. Но фабрики смерти и в Транснистрии не знали передышки. Румынские власти не собирались терпеть еврейское присутствие на выделенной им земле, и об этом говорит множество документов. С ними и познакомил гостей музея научный сотрудник "Яд ва-Шем" доктор Арон Шнеер.

- Транснистрия, - рассказал он собравшимся, - была образована летом 1941 года на территории между реками Днестром и Бугом и самой южной частью Украины. Она просуществовала два года и семь месяцев – до освобождения советскими частями 10 апреля 1944 года Одессы. За время хозяйничания румынских властей здесь были убийства, грабежи, пытки, издевательства, голод. Если немцы уничтожали евреев организованно, систематически и тотально, то геноцид, осуществлявшийся румынами, носил несколько иной характер.
У тогдашнего диктатора Румынии Антонеску не было заготовленного плана уничтожения и депортации евреев, но все зависело от воли местных "фюреров" – каждый губернатор, префект полиции, военные и даже наделенный минимальной властью гражданский чиновник могли поступать по отношению к евреям по своему усмотрению. Тем более по своему усмотрению действовали военнослужащие, вступившие в июле 1941 года на территорию Молдовы и Бессарабии - ведь они получили на эти действия прямой картбланш от самого Антонеску. Уже 3 июля, спустя двенадцать дней после начала войны против Советского Союза, он заявил:

"Я за насильственную эмиграцию еврейских элементов Бессарабии и Буковины. Мне безразлично, будем ли мы выглядеть в истории как варвары - более удачного момента никогда не существовало в нашей истории. У вас есть мои приказы, Я прошу вас быть беспощадными. Я говорю вам: тут нет закона, поэтому действуйте без лишних формальностей, при полной свободе действий, отбросив осторожность. Если нужно – стреляйте из автоматов".

Однако еще до вступления румынских войск во многих молдавских селах и местечках начались погромы, о которых до сих пор мало говорят и практически не пишут. Об одном из таких погромов написала в дополнение к своим листам свидетельских показаний Анна Сойфер:

"Когда началась война, наша семья убежала из Фалешты. Дошла пешком до Домбровены, остановились в большом доме с двумя выходами – его хозяева успели уехать раньше. В доме было много беженцев. Ночью начался погром. Буйствовали местные жители. Подожгли синагогу и начали убивать тех, кто остался. Часть людей выбежала через центральный вход, и их убили у дверей. А мы пошли к черному выходу и остались живы. Среди погибших были родные моего отца – Хинка, Шойел и трое взрослых детей; Хоникман Вася, Мойше и двое детей, брат Хаим, его жена Лея и двое детей, сестра Ривка с мужем, Ида Бокман и их четверо детей. Когда рассвело и начали перекликаться, их не оказалось. Оставшиеся в живых мужчины пошли их искать и увидели гору трупов, убитых вилами, топорами. Среди них были сестры и братья моего отца с семьями".

Повторю: это было до оккупации. А что происходит после оккупации? Вот свидетельство Сары Вайсман о смерти своего дяди в Садово Каларашского района. В первые дни оккупации раввинЛернер Меир Лейб был убит молдаванами села – привязан к телеге, которая делала круги по деревне, и крестьяне бросали камни в Меира Лейба.

Одно из самых зверских и безжалостных убийств было совершено в селе Пепень Сынжерейского района. Тут слились воедино зверства местных жителей и румынских жандаромов. В ночь с 10 на 11 июля 1941 года было убито 326 евреев. Жандармы действовали автоматами, однако убили не всех. Вот что рассказал на следствии один из убийц – Соколенко:

"Я приехал с поля домой и услышал выстрелы и дикие крики. Я пошел посмотреть, что случилось, и по пути встретился с командиром жандармского поста, который тут же дал мне толстую палку и сказал: "Иди помогать убивать евреев". Когда я полошел к зданию при мэрии, где были закрыты евреи, я увидел, что многие местные жители очень старательно убивают евреев. Увидев это, я сразу начал убивать тех евреев, которые спасались от смерти – бежали кто в окна, кто в двери. Я встал возле окна и бил по голове пытавшихся спастись, разбивая им головы. Палка, которой я убивал евреев, была вся в крови. Это продолжалось до двух часов ночи. Местные жители убивали евреев вилами, сапами, топорами. Мне было безразлично кого убивать: взрослого или ребенка, мужчину или женщину. Я бил всех подряд. Как только кто-то из евреев выбегал во двор, я тут же палкой, что была в моих руках, убивал его насмерть. Бил, стараясь убить с одного удара. Взрослых я убил более десятка. После того, как истребили всех евреев, я вместе с другими участниками погрома начал грабить евреев – забирать у них деньги, ценности, одежду. Я лично снял с убитых несколько мужских рубашек, и с ними ушел к себе домой".

То же самое происходило в селе Инешты Теленештского района. Женщин, стариков и детей 6-9-летнего возраста убивали палками, а трупы сбрасывали в ямы, сняв с них предварительно одежду и обувь. И таких примеров можно привести десятки.
3 июля румынские части вошли в городок вблизи границы. В тот же день 450 местных евреев из пятисот были убиты. Также вела себя румынская армия на протяжении всего пути по захваченной территории. 4 июля они заняли Старожинец - в нем было убито 200 евреев.

Кроме расстрелов и издевательств, для румынских солдат, в отличие от немецких, было характерно массовое изнасилование женщин и девочек-подростков. В городах Жадово и ряде других женщин изнасиловали, а мужчинам отрезали бороды, многие были убиты. Из 400 евреев Костешты и Криницы в живых остались 40 человек. 5 июля румыны заняли столицу Буковины Черновцы, где еврейское население составляло 50 тысяч человек. Солдаты сразу окружили еврейскую часть города, грабя дома и убивая сотни евреев. На следующее утро убийства продолжались, и в течение дня были убиты 2000 евреев. И это тоже соответствовало приказам румынского военного командования.

Начальник штаба 4-й румынской армии издал приказ:

"Вражеские агенты пытаются совершить акты саботажа, снабжают врага информацией, даже убивают отдельных воинов. Еврейское население повсеместно принимает в этом участие. Мы требуем быть безжалостными по отношению к этим преступникам".

Все эти страшные акции проходили на северном участке румынского фронта, но подобные зверства были и на центральном участке. Интересно, что в начале войны местные евреи боялись больше румын, чем немцев. Так, евреи города Бельцы, опасаясь румынской армии – слухи об их зверствах уже дошли, бежали из города. 9 июля в Бельцы вошли немцы, и евреи стали возвращаться в свои дома. По приказу немецкой военной полиции их заключили в гетто. Когда немцы покидали город, они передали его румынам, и те переправили евреев в лес, в лагерь, окруженный колючей проволокой. Там многие узники умерли от голода. Позднее оставшихся в живых депортировали в Маркулешты, а оттуда – в Транснистрию. В Маркулешты существовала богатая еврейская сельскохозяйственная колония – она насчитывала свыше 2300 человек. 8 июля румыны оккупировали село и в течение четырех часов уничтожили тысячу евреев.

В конце июля 41-го года Северная Буковина и Бессарабия, на территории которой проживали 270 тысяч евреев, были полностью заняты румынскими и немецкими войсками. Выполняя указания Антонеску об очищении Бессарабии и Буковины от евреев, их начали под конвоем отправлять на восток. Толпы обреченных людей шли по дорогам. Из деревень их гнали в города, которые становилоись пунктами концентрации, а затем к Днестру. На конец ноября евреи оставались еще только в трех городах – Черновцах, Сторожинце и Кишиневе. 8 октября Антонеску приказал выселить евреев и из этих городов, а также Южной Буковины и Дрокиевского района. Их высылка завершилась к концу декабря, но в последний момент 20 тысяч черновицких евреев получили разрешение остаться в городе. Во время этапирования в Транснистрию конвоиры издевались над евреями, насиловали женщин и девушек, а местные жители грабили. Они даже выкупали некоторых евреев у румынских жандармов, но вовсе не для спасения, а чтобы ограбить и затем убить.

В самой Одессе уже на следующий день после её занятия румынами, 17 октября, были расстреляны около 3-4 тысяч мужчин, главным образом евреев. 22 октября была взорвана румынская комендатура, и на следующее утро были расстреляны и повешены заложники — около 5 тысяч мирных граждан. Тогда же в артиллерийских складах за городом были расстреляны пленные красноармейцы, коммунисты, комсомольцы, в том числе около 19 тысяч евреев, а их тела сожжены. Еще 5 тысяч евреев были согнаны в тюрьму и 24 октября уведены на заставу Дальник, где помещены в бараки и сожжены. Итого, менее чем за месяц, было уничтожено около 35 тысяч евреев.

С 21 декабря 1941 года по 15 февраля 1942 года в селе Богдановка было расстреляно 44 000 евреев Одессы и Одесской области.
В Транснистрии было создано более 250 лагерей и гетто. После первого крупного поражения немцев под Москвой в декабре 41-го года Антонеску, как бы предчувствуя будущее нацистской Германии, замедлил темпы расстрельных акций. А после разгрома немецкой армии Паулюса под Сталинградом в феврале 43-го румыны вовсе прекратили расстрелы евреев, но - обрекли их на смерть от голода и болезней.

Есть смысл остановиться на помощи бухарестского еврейского центра румынским евреям. Центр сотрудничал с режимом Антонеску и спас немало евреев Румынии. При центре действовал подпольный комитет, американские евреи собрали около 50 тысяч долларов для помощи своим румынском соплеменникам. Но эта помощь не распространялась на румынских евреев, ставших гражданами Советского Союза в результате присоединения Западной Украины. И это, надо сказать, порождало трения между евреями обеих групп.

До сегодняшнего дня неизвестно точное количество евреев, погибших в Транснистрии. Известный ученый Рауль Хильберг говорит о 270 тысячах человек, историк Жан Анчел – о 310 тысячах убитых только в Транснистрии и о 100 тысячах убитых в 1941 году в Бессарабии и Буковине. Официальная комиссия Румынии по изучению Холокоста румынских, молдавских и украинских евреев говорит о гибели 280-380 тысяч человек.
Данные противоречивы, точную цифру мы, видимо, никогда не узнаем. Но последние исследования бывших узников гетто супругов Валентины Тырмос и Якова Верховенского, основанные на румынских архивах, показывают, что на территории Транснистрии было собрано 438 тысяч евреев, из них уничтожено 317 тысяч, и в живых осталось около 120 тысяч человек, в основном, из северной части.

Справедливости ради надо сказать, что некоторые жители Молдавии и Украины спасали евреев – они удостоены звания Праведника народов мира. Но, к сожалению, таких людей было значительно меньше тех, кто убивал и помогал убивать.


*Опубликовано в газете "Новости недели" 03.04.14

Ваши комментарии
назад        на главную