Руководителем научной школы в области квантовой радиофизики, радиоприёма и радиоизмерений на СВЧ, радиофизических вопросов радиолокации является старейший сотрудник института Вольф Бенционович Штейншлейгер.
С начала 1941 г он работал в ЦНИИС НКСВ в лаборатории В.А. Котельникова. В октябре 1944 г. Вольф Бенционович был призван в Красную Армию. После демобилизации с марта 1945 г. по настоящее время работает в институте.
Широкую известность и признание в стране и за рубежом получили работы В.Б. Штейншлейгера по связанным волнам и эффектам вблизи точек вырождения в резонаторах. Монография «Явления взаимодействия волн в электромагнитных резонаторах» переведена на английский язык и является первой в мировой литературе монографией в этой области. В последнее время показана связь изученного в монографии явления с математической теорией катастроф.
В.Б. Штейншлейгеру принадлежит ведущая роль в разработке теории и создании квантовых усилителей СВЧ, опередившей в своё время соответствующие зарубежные разработки. Применение этих усилителей в системах дальней космической связи и радиотелескопах Академии наук позволило получить важные данные в космических исследованиях. В частности, разработанные под его руководством квантовые усилители миллиметрового диапазона волн (мазеры) позволили впервые в мире обнаружить в миллиметровом диапазоне волн спектральную линию возбужденного галактического водорода.
В.Б. Штейншлейгером выполнены фундаментальные работы, позволившие создать научную основу для развития важного направления в радиолокации — нелинейной радиолокации. Ему принадлежат пионерские работы в области дистанционного исследования поверхности Земли радиотехническими методами со сверхвысоким разрешением.
Под руководством В.Б. Штейншлейгера создан и успешно исследован в институтах Академии медицинских наук прибор с фокусировкой СВЧ-излучения внутри организма человека, открывающий возможности эффективного применения нового метода радиотермометрического зондирования в медицине. В последнее время проведены исследования по преодолению деструктивного влияния ионосферы на разрешающую способность космического радиолокатора с синтезированной апертурой (РСА) УКВ диапазона волн при дистанционном зондировании Земли из космоса. Под его руководством разработаны методы преодоления указанного влияния путем двумерной адаптивной компенсации дисперсионных и флуктуационных искажений сигналов РСА. Результаты этих работ доложены на ряде международных научно-технических конференций по радиолокации.
Его научная школа также признана Российской академией наук и получила поддержку Российского фонда фундаментальных исследований.
В числе учеников В.Б. Штейншлейгера к.т.н. Г.С. Мисежников, д.т.н. Б.В. Сестрорецкий, к.т.н. А.Г. Сельский, к.т.н. А.В.Янович, к.т.н. А.Н. Ёркин. Под его руководством работали В.И. Загатин, Р.М. 3еликина, к.т.н. Л.Е. Плисс, к.т.н. П.С. Лифанов, к.т.н. В.Е. Константинов, к.т.н. А.А. Растов, к.т.н Ю.И. Фельдман, к.т.н. К.В. Филатов, к.т.н. Б.Ш. Шехтман и др.
В.Б. Штейншлейгер — член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственных премий СССР, Почётный радист. Вольф Бенционович Штейншлейгер является членом Научного совета РАН по радиоастрономии. Он был организатором и участником девяти международных научно-технических конференций по проблемам радиолокации и радиофизики.
Системы радиолокационного наблюдения высокого разрешения
В проведённой в 1961—1964 гг. НИР «Клинок», посвящённой теоретическим и экспериментальным исследованиям в различных участках сантиметрового диапазона радиоволн с получением радиолокационных изображений местности и наблюдаемых объектов, были впервые предложены и разработаны принципы построения космических РСА. Было показано, что применительно к космическим РСА при совместном влиянии тропосферных нестабильностей на сантиметровых волнах и ионосферных нестабильностях в дециметровых волнах наилучшее разрешение порядка 10 м можно реализовать в 10—см диапазоне волн. Результаты этих работ по соображениям секретности не нашли широкого освещения в печати, но заложили базу для критического восприятия материалов зарубежных публикаций по РСА, появившихся несколько позже.
Результаты теоретических и экспериментальных исследований по этому направлению обеспечили необходимый научно—технический задел для проведения ОКР по космическим РСА. Первой крупной разработкой была заданная в 1966 г.
ОКР по системе радиолокационного наблюдения «Меч-А» для пилотируемой орбитальной станции «Алмаз-А».
Эта система должна была получать детальное радиолокационное изображение любого района на Земном шаре с высоким разрешением 20—30 м в зоне захвата 20 км. В отличие от некогерентных РБО в этих радиолокаторах в процессе движения КА осуществляется запоминание принятых сигналов (радиоголограммы) с последующей их специальной обработкой, аналогичной получениюизображения по голограмме. В результате формируется «искусственная» (синтезированная) апертура антенны, позволяющая в сотни и тысячи раз улучшить разрешающую способность радиолокатора вдоль направления полёта.
Главным конструктором ОКР «Меч—А» был П.О.Салганик, заместителями — Л.Б. Неронский, М.Г. Куликовский, А.А. Курмаев, заместитель по конструкторской части А.С. Королев.
Ведущие по бортовым комплексам: Л.М. Лесик, А.А. Курмаев, позже В.Э. Турук; ведущие по наземным комплексам обработки информации: В.И. Иванюк, Л.М. Лесик, И.М. Самойлов с участием И.В. Ладина, М.В. Червякова. Этот коллектив проводил и последующие разработки космических РСА этой серии «Меч-К», «Меч-КУ».
ОКР «Меч-А» была очень сложной разработкой, объёмы получаемой информации были колоссальными, а средства запоминания только оптические — на фотоплёнке: кассеты должны были сбрасывать на Землю раз в три месяца в специальных капсулах, подготовленных космонавтами.
Бортовое фоторегистрирующее устройство (разработчики: А. Золотарёв, Ю.С. Андреев) включало однострочный индикатор и прецизионное устройство протяжки фотоплёнки. Для контроля стабильности протяжки был предложен и изготовлен специальный имитатор сигналов (Е.П. Никитин, А.А. Кухтин). Также необходимо было научить космонавтов осуществлять перезарядку фоторегистрирующего устройства в условиях невесомости. Для тренировки навыков эксплуатации комплекса, контроля и замены неисправных блоков был изготовлен и поставлен в центр подготовки космонавтов тренажёрный комплект аппаратуры. Для контроля исправности комплекса использовался специальный бортовой индикатор с образцами контрольных сигналов, с которыми сравнивались измеряемые процессы.