Вопреки страшным испытаниям в Освенциме

 

Александр Вишневецкий

 



Здесь представлены истории трех молодых женщин, жизни которых были связаны с ужасными испытаниями, перенесенными ими в молодом возрасте в концентрационном лагере Освенцим (Аушвиц-Биркенау).   Вопреки сотрудничеству с нацистами, дававшему им возможность выжить в этих нечеловеческих условиях, они, несомненно, предстают перед нами как герои времен Холокоста, благодаря своим деяниям.


Катя Зингер. Роль, которую она сыграла в спасении жизни многих женщин в Биркенау, в значительной степени неизвестна. Никогда не удастся узнать в полном объеме мотивы ее действий. Но, благодаря пережившим свидетельницам, узницам этого лагеря, можно уверенно признать Катю Зингер не сотрудницей нацистов, а героем в истории Холокоста.

Она - одна из самых важных и наименее известных фигур, которая была исполнительным секретарем концентрационного лагеря Освенцим, главным операционным директором эсэсовцев, раппортшрайберн (дословно, пишущей отчеты, в переводе с немецкого), и также… любовницей нациста. Судить Зингер за то, что она прожила относительно защищенную жизнь в лагере смерти, с ее собственной комнатой, служанкой и гардеробом, в то время как большинство других заключенных жили в самых унизительных и ужасающих обстоятельствах, значит игнорировать тот факт, что она рисковала своей жизнью каждый раз, когда она спасала жизни других людей. Именно наделенные ей в лагере функции позволили фальсифицировать количество живых и мертвых, чтобы эсэсовцы не осознали, что меньше евреев, чем они думали, были уничтожены в газовой камере.

Катя Зингер (чешское имя Катерина Зингерова) была ассимилированной чешской еврейкой. Ее родители не были религиозными.   В оккупированной нацистами Братиславе (Словакия) накануне депортации в лагерь смерти Катя выживала в нечеловеческих условиях. По прибытии в Освенцим она столкнулась с эсэсовцем, который ранее был ее профессором в бизнес-академии в Ольмоуце (город в Чехии). Он ударил ее.  Она дерзко ответила ему, и он узнал ее, несмотря на отсутствие волос на голове после лагерной обработки.  Он вспомнил даже ее имя.

Она служила в качестве исполнительного секретаря с сентября 1942 года до ее депортации в концентрационный лагерь Штутгоф в 1944 году. В лагере она составляла подробные письменные отчеты: сколько женщин в персонале, в больнице, сколько отравлено газом. Числа должны были быть точными, потому что число по проверкам на перекличках на площади должны были быть одинаковыми для утренних и вечерних проверок.  И если они не совпадали, приходилось проверять с нуля. В большой лагерной книге учитывалась вся информация о женском лагере. Когда заключенный умирал, его номер и имя вычеркивались. Катя завела отдельные столбцы для всего в новой книге: столбцы для больных и мертвых в отдельных блоках, количество людей в каждом блоке, в здании штаба, на сельскохозяйственных работах и фабриках.

Благодаря такой организации в лагерной книге удалось спасти жизни многих женщин. Ее помощница Зиппи записывала число мертвых. Когда была возможность, и был известен список мертвых, Катя вставляла «мертвые числа» вместо живых чисел людей, которые она хотел спасти. Если было пятьсот, которые должны были быть отравлены газом, на самом деле, благодаря этому, отправлено было значительно меньше. Остальные были представлены «мертвыми числами».  Этот метод обмана нацистов, заставляющий поверить, что было казнено больше заключенных, чем было на самом деле, был независимо подтвержден Еленой «Зиппи» Тишауэр в ее неопубликованной рукописи «Метод безумия» и Магдой Блау, другой заключенной Биркенау, в американском Мемориальном музее Холокоста. Нацисты хотели получить только контрольный список, не считая отправляемых на смерть людей. Никто так и не узнал, как это делалось.  Зингер спасла более 1600 словацких женщин, но, скорей всего, было много спасенных среди женщин других национальностей.

Ей было больно видеть людей, стоящих в перекличке часами, утром и ночью, и ей удалось предотвратить переклички, так называемый «Аппель» - изнурительное суровое испытание с длительными стояниями заключенных на площади в утренние и вечерние часы, которое сократило жизнь многих женщин. Она также часто выходила за пределы иных ограничений, установленных нацистами со значительным риском.

Герхард Палич, офицер СС, был командиром мужского и женского лагерей в Биркенау. К тому же он отвечал за проверки в Освенциме и был известен своей жестокостью по отношению к заключенным. Он был женат и имел двоих детей, а также являлся любовником Кати Зингер, будучи на десять лет старше ее, которой было тогда 21 год. Палич был влюблен в женщину в цыганском лагере, но тем не менее отправил ее в газовую камеру.  Катя использовала его, чтобы помочь многим заключённым женщинам, понимая, что, если его разоблачат, поймают и ее. Благодаря ему она также смогла помочь нескольким заключенным в мужском лагере. Ей посылали сообщение, что кому-то нужна помощь, и через Палича она могла помочь.  Обычно это были словаки или чехи.  Позднее Палич был осужден за « Рассеншанде » (расовый позор, с немецкого), сексуальные отношения с заключенными-еврейками, очевидно, включая Катю Зингер, и был отправлен на Восточный фронт, где он погиб в конце 1943 года. 2 сентября 1944 года Катя Зингер была депортирована в концлагерь Штутгоф за «Рассеншанде», когда ее осудили за близкие отношения с Герхардом Паличем и за помощь выжившим заключенным.
 Катя Зингер после освобождения успешно скрыла свое прошлое, она не дала показаний о своей роли в Освенциме-Биркенау и вела себя вполне нормально. Она вышла замуж за христианина, имела детей и работала в чешском правительстве куратором художественной галереи.   Муж и семья Кати Зингер не знали о пережитом ею в Холокосте, и Зингер никогда не признавалась в том, что он еврейка.

Моральная сложность жизни Кати Зингер в том, что с одной стороны, у нее был привилегированный образ жизни в Освенциме; с другой стороны она спасла жизнь многих женщин в лагере, найдя для них работу внутри лагеря и, самое главное, тасуя числа живых и мертвых, чтобы обмануть эсэсовцев о количестве женщин, отправленных в газовые камеры.

Единственное интервью, данное ею, опубликовано в журнале на английском языке «Еврейские течения» Сьюзен Черняк-Спатц и Джоэл Шацки в мае 2011 года под заголовком "Ведение записей для нацистов и спасение жизней. Разговор с Катей Зингер"
(https://jewishcurrents.org/articles/record-keeping-for-the-nazis-and-saving-lives/) раскрывает наиболее смелый и эффективный способ манипулирования системой регистрации, который она использовала против нацистской машины смерти. Удивительно, что за все это время мало что о Кате Зингер было раскрыто, кроме ряда свидетельств очевидцев. Ее обширное заявление, подводящее итог ее пребывания в лагере, появляется также в "Фабрике смерти. Документ об Освенциме", 1966 год О.Крауза и Е. Кулька, но ничего не упоминается о ее роли в качестве исполнительного секретаря; вместо этого она представляет себя одной из обычных заключенных. Никто из людей, с которыми она провела последние пятьдесят лет своей жизни, ничего не знал о том, что она сделала.

Учитывая характер ее работы, ее связи с руководством СС лагеря и образом жизни, которую она вела по сравнению со своими сокамерниками, неудивительно, что Зингер не хотела бы, чтобы ее обязанности были широко известны. Но, с другой стороны, она также знала, что ее героизм в спасении жизней бесчисленных женщин от уничтожения в газовых камерах останется таким же секретом, как и ее привилегированное положение.

 

Дина Готтлибова-Баббитт родилась в Брно (Чехословакия, сегодня Чешская Республика) в 1923 году. Воспитана матерью-

Портрет Дины Готлибовой
http://goodtimes.sc/uncategorized/dina-babbitt/

одиночкой, которая бросила мужа, когда Дине было всего 4 месяца. Дина с матерью были очень близки, других братьев и сестер от ее матери у нее не было.  В 1939 году, когда немцы вторглись на ее родину, она жила в Праге, где училась в Академии изящных искусств. В январе 1942 года, когда ей исполнилось 19 лет, она и ее мать, Йоханна Готлиб, были арестованы и отправлены в еврейское гетто Терезиенштадт в Чехословакии. Она провела год в этом гетто, где несмотря на все ужасы, она влюбилась и вспоминала это время как самый счастливый год в ее жизни.  Карел Клингер, ее любовник, умер от брюшного тифа за два дня до освобождения в концлагере Дахау.  
Дина и ее мать оставались в Терезиенштадте до 7 сентября 1943 года, откуда они были перевезены в вагонах для крупного рогатого скота, плотно забитыми людьми, и доставлены в лагерь смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцим) в Польше, один из самых ужасных концентрационных лагерей в истории. Из той перевозки численностью в 5000 человек большинство было отравлено газом. Ее отец, вторая жена ее отца и двое сводных братьев и сестер также были убиты в концлагере.

 

 

Баббитт с копией своей фрески, изображающей горы Швейцарии и сцену из мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
https://www.jweekly.com/2009/03/13/a-portrait-of-survival-students-take-up-artists-fight-to-bring-home-holocau/

Примерно через месяц после пребывания в Освенциме-Биркенау глава лагеря принесла ей несколько красок для создания фрески в казарме детей, где их было около 60 в возрасте от 6 до 16 лет. Она изобразила на стене швейцарский пейзаж: горы, луга и цветы, чтобы взбодрить детей.  Дети попросили ее также нарисовать сцену из фильма «Белоснежка и семь гномов», который она видела в Праге. Дина нарисовала на стене казармы - прекрасную принцессу, танцующую с маленькими бородатыми мужчинами. Детям это понравилось.

Ее навыки как художника привлекли внимание Йозефа Менгеле, офицера СС, печально известного под кличкой "Ангел смерти" за его преступные эксперименты, которые он проводил над заключенными в лагере: генетические и другие псевдонаучные опыты на новорожденных, карликах и других «нестандартных» людях; эксперименты по принудительному переохлаждению взрослых узников; ампутации без наркоза; переливания крови между близнецами; операции, приводящими к смерти людей.

Менгеле   был недоволен своими фотографиями из-за невозможности точно воспроизводить цвета, оттенки кожи заключенных, текстуру и детали и обратился к Дине, как к художнику. Он воображал себя антропологом и хотел документировать физиономии и органы евреев и цыган. Он хотел, например, получить лучшее изображение темной кожи цыган, которых нацистская доктрина воспринимала, как расово уступающих нацистам. Менгеле предложил ей написать портреты цыганских пленников, чтобы иметь доказательство их неполноценности. Он предоставил Дине Готтлибовой акварели для рисования и приказал ей писать портреты цыганских заключенных. 

Шесть акварелей цыган, которые Дина Баббит
нарисовала в Освенциме для Менгеле
https://spain.scbwi.org/2017/06/27/dina-gottliebova-de-auschwitz-a-los-angeles/

Портрет цыганки http://goodtimes.sc/uncategorized/dina-babbitt/

Портреты Розы Робот https://jwa.org/encyclopedia/article/robota-roza
https://en.wikipedia.org/wiki/Roza_Robota

Она боролась за свою жизнь и своей матери, рискуя оказаться в газовой камере лагеря, и поэтому выдвинула Менгеле условие для ее работы. Она готова погибнуть, если он не согласится, чтобы она и ее мать были избавлены ​​от казни. Проведенные ею два года в Освенциме - подвиг выживания, когда благодаря смелости, юмору и продаваемому умению художника ей удалось выжить, как и сантехникам, врачам и представителям востребованных в концлагере профессий. Дина была снабжена помимо акварелей, рисовальной площадкой и двумя стульями, один служил в качестве мольберта, другой для изображаемых ею по заказам Менгеле. Когда Менгеле впервые увидел ее работу, он предложил ей подписать их.  "Вы имеете в виду мое имя или мой номер?" — спросила она его. "Твое имя", - был его ответ.  Вот так подпись "Дина 1944 " стала значиться на ее картинах. В течение шести недель Дина рисовала для Менгеле, создав девять картин. Она также в частном порядке нарисовала портреты двух заключенных в своем лагере. 

Позже все изображенные ею люди встретили смерть в газовой камере. 18 января 1945 года Дина и лагерные узники были насильственно изгнаны из Освенцима-Биркенау из-за угрозы захвата Советскими войсками, и три дня их не кормили и гнали пешком. На протяжении всего марша смерти она питалась снегом.  Если кто-то отставал, его немедленно расстреливали, трупы валялись вдоль всей дороги. Дину сначала отправили в женский лагерь в Равенсбруке, где она пробыла три недели. После этого она была доставлена ​​в другой лагерь, Нойштадт-Глеве, в Германии, чтобы работать на авиационном заводе, рисуя цифры на приборных панелях, где размещены инструменты. 5 мая она и ее мать были освобождены русскими солдатами, после пребывания в течение трех с половиной лет в окружении смерти и голода в концентрационных лагерях. 
Около шести недель она с матерью бродили по Германии, пытаясь добраться до дома. Наконец, она прибыла с матерью в Прагу 17 июня на автобусе с репатриантами. 

После войны она отправилась в Париж и устроилась на работу ассистентом аниматора Арта Баббита, который, по иронии судьбы, работал ранее над «Белоснежкой и семью гномами». Они влюбились и поженились шесть месяцев спустя. В 1948 году они переехали в Соединенные Штаты, в Лос-Анджелес, где она обосновались в Голливуде и продолжала работать в качестве ассистента по анимации. У Арта и Дины было две дочери и их брак продлился 14 лет, закончившись разводом. Она переехала в район Санта-Крус в 1979 году, но продолжала работать на Голливуд, пока не вышла на пенсию. В конечном итоге ее любимой работой, по рассказам ее дочери, после смерти Дины, были рекламные ролики. В 1973 году она узнала, что в мемориале и музее Освенцима-Биркенау выставлены семь ее акварелей, которые она была вынуждена рисовать для Менгеле.

Копии ее картин висят там для всеобщего обозрения, но музей не возвратил ей оригиналы семерых картин, подписанных «Дина 1944». Шесть ее картин были подарены молодому польскому мальчику из окрестностей, Станиславу Карчу. Согласно его отчету, предоставленному музею Освенцима, мать Станислава была в трауре по поводу потери ребенка, поэтому через три дня после освобождения Освенцима в 1945 году она отправила сына в лагерь с целью взять оттуда одинокого ребенка. Она знала, что в лагере после бегства нацистов остались некоторые истощенные заключенные. Среди них были дети. Мальчик взял венгерскую девочку Еву домой к своей матери. В благодарность за это, один из взрослых заключенных Освенцима подарил ему рулон картин. В 1963 году Станислав передал шесть картин Еве, и музей купил их у нее в том же году. Седьмой портрет, нарисованный Диной, был куплен у другого заключенного из Освенцима в 1977 году. До 1969 года они были маркированы в музейной коллекции просто как произведения «Дины». Портреты стали известными не только в Польше, но и за рубежом, они документируют преступления нацистов и навсегда запомнились людям, узнавшим правду о лагере Освенцим и жертвах Холокоста.  

Дина всегда полагала, что ее акварели в Освенциме были уничтожены. Только в 1969 году музей узнал ее полное имя, потому что оно появилось вместе с некоторыми ее работами в книге иллюстраций, которая также дала информацию о ее судьбе. Используя контакты с бывшими заключенными Освенцима, живущими в Чехословакии, в музее узнали, что Дина Готтлибова находится в Соединенных Штатах. Она посетила музей по приглашению в 1973 году и поблагодарила его сотрудников за усилия, чтобы найти ее, и что она рада, что некоторые ее работы пережили войну.

К концу своей жизни Баббит, которая умерла в 2009 году, была втянута в ожесточенный спор с Мемориалом и Государственным музеем Освенцима за возврат ей художественных работ, которые она рисовала для Менгеле.  В связи с ее требованием возврата оригиналов картин, со стороны музея последовал отказ. Директор музея утверждала, что: «Они не просто произведения искусства, но, прежде всего, свидетельство преступления и должны постоянно находиться в мемориале. Как и другие материалы - эскизы, планы, письма, секретные сообщения - их ценность и уникальность имеют не только художественный, но скорее документальный характер».

Вмешательство Госдепартамента, возглавляемого тогдашним ректором Шелли Беркли из Невады; c участием Института исследований Холокоста Дэвида С. Вимана в Вашингтоне; с петицией, подписанной 400 легендарными создателями комиксов, и 450 художников, подписавших петицию с призывом к музею Аушица-Биркенау вернуть картины Баббит, так и не было осуществлено.

Дина Готтлибова Баббит умерла от рака в Фелтоне, Калифорния 29 июля 2009 года у себя дома в Фелтоне, штат Калифорния, в возрасте 86 лет. По состоянию на 2012 год, согласно веб-сайту, поддерживаемому ее дочерями, семья продолжала стремиться вернуть подлинники ее картин.




Роза Робота (1921-1945) родилась в 1921 году в городе Цеханув, Польша, где она была активна в сионистко- социалистическом молодежном движении Шомер Ацаир. В 1942 году она была депортирована со своей семьей в концентрационный лагерь Освенцим   во время ликвидации Цеханувского гетто. В Освенциме вся ее семья была уничтожена. Роза была первоначально заключена в женский лагерь Освенцим I, но была затем в Биркенау, куда женский лагерь был перемещен в августе 1942 года.

Она работала в женской команде, находившейся рядом с крематорием III Биркенау , там же находились корпуса газовой камеры и зондеркоманда  (еврейская принудительная рабочая группа из узников концлагеря). Она занималась сортировкой личных вещей погибших и со временем достигла относительно высокого статуса на этом посту. Она была завербована людьми подполья для контрабанды взрывчатых веществ, поскольку она знала всех женщин из Цеханува в отделе взрывчатых веществ завода боеприпасов Круппа "Вейксель", занимающихся сборкой детонаторов для артиллерийских снарядов. Трое заключенных (Ала Гертнер, Регина Сафирштейн и Эстер Вайсблюм) провозили взрывчатку в спичечных коробках, которые они прятали на груди или в маленьких карманах на подолах своих платьев с огромным риском для себя. В операции приняли также участие другие еврейские женщины-заключенные, в том числе Ханнале Вайсблум (сестра Эстер), Фейдж Сегал, Мала Вайнштейн, Хадасса Злотницкая и некоторые, имена которых неизвестны. Все они были в возрасте от восемнадцати до двадцати двух лет. Взрывчатку Дина передавала зондеркоманде, спрятав ее в ручные тележки, на которых трупы заключенных доставлялись в крематорий. Порох использовался для изготовления примитивных гранат, чтобы помочь взорвать крематорий во время планируемого бунта зондеркоманды. В ее работе ей помогали Хадасса Злотничка и Асир-Годель Зильбер, обе из Цеханова. Подготовка продолжалась в течение полутора лет.

Международное подпольное сопротивление Освенцима планировало восстание в лагере в конце 1943 года, связанное с общим восстанием в оккупированной нацистами Польше.

 После того, как большая часть венгерских евреев была уничтожена, большие транспорты больше не приходили. Когда газ в Биркенау приближался к концу, зондеркоманда была в состоянии повышенной готовности. В то время в ней насчитывалось около 800 человек. Русская армия приближалась к Кракову, и транспорт из Венгрии постепенно замедлился. Зондеркоманда была слишком большой и громоздкой для СС, так как в ней было значительное число заключенных, которые были свидетелями массового уничтожения десятков тысяч людей. Этим заключенным было запрещено работать где-либо еще, и, согласно насмешливым насмешкам СС, «их путь в Рай был гарантирован ...»

Летом 1944 года был внезапный приказ убрать зал дезинфекционной станции в Освенциме-1. Окна были поспешно запечатаны кирпичом и штукатуркой, но никто не понимал, что за этим стоит. Тем временем 300 человек из зондеркоманды в Биркенау были перевезены в Освенцим ... Все они были доставлены под предлогом в этот зал, а после того, как двери были запечатаны - все были отравлены.

7 октября 1944 года вспыхнуло восстание зондеркоманды, в результате которого был разрушен по крайней мере один крематорий и, по приказу Гиммлера, окончательно прекратились массовые отравления газами. Из 650 заключенных, в основном евреев, а также поляков и россиян, участвовавших в восстании, большинство заплатили своей жизнью. Были также убиты и ранены некоторое количество эсэсовцев.  В ходе последовавшей борьбы крематорий IV сожжен. Люди крематория III увидели огонь и либо присоединились к борьбе, либо попытались убежать. Все были выслежены и убиты. Восстание закончилось.

9 октября арестовали трех женщин с фабрики Круппа. На следующий день были арестованы Роза Робота и четырнадцать мужчин из зондеркоманды Крематория III и IV. Все были замучены, но не сломались. Никто не выжил.

После этого гестапо - политическое управление лагеря провело масштабное расследование.  Немцы привели тайного агента по имени Евгений Кох, наполовину еврея из Чехословакии, якобы, чтобы возглавить один из рабочих отрядов. Коху удалось узнать имена других женщин-заключенных, которые принимали участие в контрабанде.  Дина, которая знала имена многих из своих членов, особенно членов окружения и методы их действий подвергалась жестоким пыткам, она и ее подруги не разглашали имена своих товарищей в восстании. Розе удалось написать прощальное послание, которое она завершила еврейским приветствием на иврите: «Будь сильным и смелым!».

Обвиняемые в предоставлении взрывчатых веществ повстанцам, они были повешены перед собравшимися заключенными 6 января 1945 года, всего за несколько недель до того, как Красная Армия достигла лагеря. Роботе было 23 года.

 


Оставить комментарий
назад        на главную