В одном из интервью, уже в Израиле, на вопрос, как ему, ребенку, удалось выжить в оккупированном Минске, Давид ответил "В девять лет я был, как взрослый, контролировал каждый свой шаг, каждое слово". Это у него было вместо детства. Он прожил жизнь, насышенную опасностями и необратимыми потерями, радостными днями и счастливыми обретенями. Но только в Израиле мог уверенно сказать: "Здесь мне не нужно казаться, можно быть...".
Он попадал в сложные ситуации, занимался многими совершенно разными вещами, и на вопрос о своей профессии с полным основанием мог бы ответить : "Преодоление", Каждый, кто захочет узнать подробности этого достойного жизненного пути, может легко это сделать. Давид был человеком пишущим, и на сайте Ассоциации сохранились его материалы. Некоторым из них уже много лет, но они актуальны сегодня и, похоже, навсегда. Они представлены в разных жанрах: воспоминания, интервью, фильмы, статьи, доклады, рецензии...
Они рассказывают не только о том, что случилось с Давидом и его семьей в его отмененном детстве, не только о том, как он потом строил свой путь и чего достиг, но и о его друзьях, попутчиках, известных в свое время неординарных людях, дружбой с которыми мог бы гордиться каждый. У этих материалов как бы два плана: то, о чем автор явно сообщает (о разном и разных) и то, как и зачем, он это делает и что это значит для него, для нас с вами. Так что, в конечном счете, все это о себе, о Давиде: о его ценностях, пристрастиях, принципах*, о твердости характера, об отношении к себе и близким, (критическом), заботе о родных и друзьях, о его мудром спокойствии и решимости в критические моменты. О его доброте, наконец: доброта была не вселенская, а умная - конкретная и для достойных. Он говорил: этот человек наш, ему надо помочь, и приводил в действие все свои возможности. При внимательном знакомстве с материалами вы все это увидите и поймете.
И пока вы будете знакомиться с Давидом по материалам Давида, я вкратце расскажу о Давиде по личным впечатлениям от многолетнего общения с ним.
Мы познакомились в Инженерном Центре. Возникала такая организация в разных городах, как место, где новые репатрианты пытались продолжать свой прежний образ жизни. Появилась она и в нашем городе. Мы неплохо сжигали там свободное время, пока не родилась реалистичная идея создать амуту для обучения детей электронике. Давид был одним из инициаторов идеи и стал одним из учредителей. Мы вместе занимались административными делами, обсуждали учебные программы, набирали учеников, прводили уроки, добывали детали и материалы для работы и т.д. В какой-то момент Давид решил познакомить меня с членами петахтиквинской организации "Уцелевшие чудом", в которой он состоял. Я сошелся с руководителем организации, замечательным человеком Яковом Левитом. В то время я осваивал компьютер как пишущую машинку, и немного помогал Якову в оформлении документов. Когда Давид узнал об этом, он предложил мне подумать, а не создать ли нам сайт Ассоциации? Ни он, ни я не представляли себе, что это такое, предложение было рисковое для обоих.
До этого момента мне уже три раза случалось пересечься с особыми людьми, после чего появлялись новые перпективы, и я и моя жизнь радикально изменялись. В лучшую сторону. Я решил рискнуть еще раз. Так я стал сайтостроителем, а Давид - Главным редактором. И дело пошло. Мы были довольны друг другом.
У сегодняшнего сайта много функций, поддерживающих требования Устава Ассоциаци, и других. Его читают более, чем в 85 странах и т.д. Но, кроме всего, сайт — памятник Давиду, вдохновителю, идеологу и участнику во всех направлениях работы сайта.
У нас с ним бывали сложные случаи, когда решение невозможно без взаимного доверия, и мы не ошибались, Часто по принципиальным вопросам наши мнения расходились, но мы находили решение - в консенсусе. Не помню ни одного компромиссного решения. Возможно, потому, что мы понимали лукавство и ложь компромисса.
Я благодарен Давиду за четвертый, видимо, последний поворот в моей судьбе. Я соприкоснулся с совершенно новой и, как мне кажется, сегодня самой актуальной областью деятельности.
Пока, дорогой Давид.
Анатолий Казарновский
* К примеру (только чтобы понять вектор его жизненных установок), как бы я сформулировал 2 из многих принципов Давида:
1. Если для успеха очень важного дела
еще не созрели условия, нужно начинать его в тех условиях, которые в наличии.
2. Если выполнение какого-то дела
ущемляет какого-то человека, закрой или измени это дело. Хорошим людям всегда труднее, надо им помогать всем, чем можешь.