Радиообращение *

 

Текст

Дорогие мои ростовчане!

Да, именно так обращаюсь к вам я – кинорежиссер из России, профессор Санкт-Петербургского университета Юрий Калугин.
И обращаюсь так, потому что убеждён: когда бы вы ни уехали из России, вы всё равно оставили большую часть себя там.
Ведь там вы родились, там могилы дорогих вам людей и там произошла самая страшная трагедия для ростовских евреев. Она досталась не вам – кому-то повезло, а кто-то из вас ещё не родился тогда. И всё же она отразилась и на вашей судьбе.
11 и 12 августа 1942 года в Змиёвской балке города Ростова-на-Дону немецкие фашисты уничтожили более двадцати семи тысяч мирных жителей, прежде всего – стариков, женщин и детей, которые были евреями.
В 1992 году, в год 50-летия трагедии, я со своей съемочной группой снял фильм «Свободно от евреев», впервые рассказав об этом на основе подлинных документов.
Тогда в России были трудные времена.
Многие люди боялись вспоминать, отказывались помогать нам. И, тем не менее, мы сделали этот фильм.
На сегодня эта лента – единственное свидетельство о ростовской трагедии, и я благодарен Музею Яд Ва-Шем, который включил её в свою коллекцию.
Тогда мне казалось, что я выполнил свой нравственный долг перед памятью погибших.
Но уже в наше время понял, как глубоко ошибался.
Новая эпоха задала новые вопросы и породила новые проблемы. Но обо всём этом по порядку.
Через 70 лет после трагедии, 12 августа 2012 года более тысячи человек, среди которых были не только евреи, повязав чёрные повязки с жёлтой шестиконечной звездой, прошли той дорогой, по которой гнали на смерть евреев в жаркие августовские дни 1942-го года.
Это был поступок, вызывающий огромное уважение.
На мемориале, к которому они пришли, прозвучали поминальные молитвы – и еврейская, и православная, были произнесены проникновенные речи, положены камни и возложены венки. Всё было так, как и должно быть у людей с душой и сердцем…
Но, проходя мимо мемориальной доски и задерживаясь, чтобы прочитать написанное на ней, вдруг замечаешь: из текста исчезло упоминание о том, что здесь произошла самая крупная в России акция Холокоста – исчезла информация об уничтожении на этом месте прежде всего евреев.
И тогда я понял, что для меня ничего не закончилось. И я должен – просто обязан – продолжить свою работу.
В связи с этим я обращаюсь к вам, дорогие мои ростовчане, с настоятельной просьбой: в конце апреля 2013 года собраться, – у кого будут силы и желание, – в Музее Яд Ва-Шем.

Место встречи:  Зал Имен Музея Яд Ва-Шем.

Время встречи:  23 апреля с.г., сбор участников - в 12 часов.

Я покажу репортаж о событиях 12 августа 2012 года. Уверяю вас, это был необыкновенный день, достойный памяти погибших.
А затем, надеюсь, мне удастся побеседовать с вами. Может, кто-то сохранил в памяти рассказы о тех страшных днях. Может, остались фотографии близких, погибших в Змиёвской балке…
Поверьте, любое самое скромное свидетельство бесценно…
…Несколько лет назад я побывал в маленьком французском городке на границе с Швейцарией. Там, в самом центре, стоит прекрасный бронзовый памятник землякам, погибшим в Первой мировой войне. И вот уже почти 100 лет возле него не гаснет Вечный огонь.
На мемориале в Змиёвской балке Вечный огонь загорался за последние 20 лет считанное количество раз, в основном – к «круглым» датам, таким образом, исключая само глубинное понятие – Вечный…
Русский писатель Вересаев ещё в позапрошлом веке, отвечая на вопрос, на чьей он стороне, какие взгляды отстаивает, сказал: «Мы, русские писатели, – не врачи, мы – боль».
И мёртвый факел Вечного огня в Змиёвской балке – непреходящая боль для каждого честного человека.
У Памяти нет сроков давности, и от каждого из нас зависит, насколько долго она сохранится.
С уважением,
Юрий Калугин.


* Прислал Григорий Рейхман

Оставить комментарий
назад        на главную