Библиотека

 

 "Четвертое измерение"

 

Элеонора Полтинникова-Шифрина

В Иерусалиме вышло в свет второе издание книги Авраама Шифрина «Четвертое измерение». Эту книгу незаурядного человека о пути, пройденном до него миллионами, впервые опубликовало издательство «Посев» в 1973 г., после чего она быстро стала библиографической редкостью. Однако книга не забылась: ее читали, копировали, «зачитывали», не желая с ней расставаться, и поэтому осуществлено её второе издание. Тот факт, что за 35 лет книга не забылась, сам по себе весьма примечателен. Тем более, что описанная в ней страна – СССР, с его ГУЛАГом, - вроде бы ушла в небытие. И, тем не менее, люди, выехавшие из СССР после «перестройки», читают эту книгу взахлеб, с удивлением открывая для себя страну, в которой прожили всю жизнь. Секрет неувядающей актуальности этой книги в том, что она не столько о лагерях - хотя они подробно описаны в книге – сколько о Человеке, о том, что не «бытие определяет сознание», а Человек, создающий и изменяющий навязанные ему обстоятельства силой своего Духа.

Жизнь, которая по внешним обстоятельствам была столь похожа на жизни миллионов советских граждан, очень рано привела автора к пониманию всей лживости и бесчеловечности коммунистической системы. И – в отличие от многих – он решил с ней бороться.

Аврааму было 14 лет, когда в 1937 году был арестован по доносу соседа его отец, Исаак Шифрин, инженер-строитель, добросовестно служивший советской власти и строивший промышленные предприятия по всей стране. Как стало известно много позже, его отправили на Колыму. Мать пытались вербовать в сексоты, предлагая в обмен на стукачество "более легкое наказание" для мужа. Вернувшись домой после очередного вызова в КГБ, она рассказала Аврааму и его старшей сестре, что ей предлагают. Вместе они решили, что на подлость – даже ради отца – идти нельзя. Эта попытка растления пробудила в подростке естественное чувство справедливости, заставила его возмутиться и навсегда превратила его в непримиримого врага преступной и безнравственной власти. Став убежденным антисоветчиком, он поклялся себе отомстить советской власти за отца. Тогда неравенство сил еще не осознавалось мальчишкой как непреодолимое препятствие – впоследствии, уже на вполне осознанном уровне, взрослый Авраам строил свою жизнь на основе принципа: сделай максимум того, что в твоих силах, остальное – в руках Всевышнего.

Вся его дальнейшая жизнь была подчинена борьбе с советской системой, с коммунизмом, который он считал воплощением зла в современном мире. И по этой причине арест не виделся ему незаслуженной обидой, как это случалось с миллионами людей, служивших верой и правдой советской власти и получивших от нее плевок в лицо. Для Авраама Шифрина это было продолжением борьбы со Злом, и в этой борьбе нужно было победить, то есть не просто выжить, но остаться человеком. Именно в этом источник того теплого духовного света, которым освещен рассказ Авраама о его пути через ад и который помог выжить некоторым из тех, кому довелось делить с ним тюремные нары.

Выехав в 1970 году из СССР, Авраам Шифрин не сложил оружия: советская власть не только держала в своих тисках половину мира, но и откровенно угрожала так называемому «Свободному Западу». В застенках КГБ, на лагерных нарах оставались те, кого бросали туда за инакомыслие, за честность, за стремление мыслить самостоятельно, за верность своей религии, за стремление жить в своей стране – Израиле. На этом фоне Авраам Шифрин рассматривал свою нежданно обретенную свободу как знак того, что борьба не окончена. «Четвертое измерение» было написано им в рамках этой борьбы как предупреждение Западу о грозящей ему опасности коммунизма.

Все последующие годы – их было ему отпущено 28 – были годами борьбы за тех, кто остался в тюрьмах, в ссылках, в отказе, организацией помощи тем, кто стремился и не мог выехать. Одновременно и не менее интенсивно он занимался информационной работой в странах Запада, попытками разбудить зажиревших и беспечных в своем благополучии граждан «Свободного мира», заставить их понять, что «свобода неделима». Выступления в Сенате и Конгрессе США, в парламентах Европы, голодовки и демонстрации, книги и фильмы, расследования преступлений советской власти – объем проделанной работы поражает воображение.

Параллельно с этой работой А.Шифрин продолжал начатые в лагерях занятия религиозной философией, эзотеризмом, парапсихологией, став одним из немногих специалистов по теоретическим вопросам парапсихологии. Он писал на эти темы, читал лекции, создал израильское эзотерическое общество, в рамках которого издавал толстый журнал по вопросам эзотеризма, прочел несколько продолжительных курсов лекций, издал ряд книг.

О деятельности Авраама Шифрина после выезда из СССР я написала в эпилоге «35 лет спустя». Второе издание дополнено также фотографиями, относящимися к этому периоду жизни автора «Четвертого измерения».

А. Шифрин любил свою страну – Эрец-Исраэль, к которой шел всю жизнь, был счастлив, что в ней родились и выросли его дети, и сердце его было наполнено болью за страну Израиля, которая на его глазах все дальше отходила от еврейских идеалов.

Известный израильский писатель-мистик Эли Люксембург написал: «И если когда-нибудь, в отдаленном будущем, наши потомки зададутся однажды вопросом: "А из какого, собственно, теста выпекались мессии эпохи позднего сионизма?" – я бы, без капли сомнений, выбросил указательный палец на Авраама Шифрина, автора удивительной книги "Четвертое измерение".


назад

на главную