Всем пропавшим без вести,
погибшим в плену,
пережившим плен -
посвящается.
Глава
2.
Антисемитизм
в годы войны в тылу и на фронте.
С началом войны антисемитизм, который никогда не
исчезал, а лишь ушел в подполье в довоенные годы, вновь заявил о
себе в полный голос. Антисемитские настроения выплеснулись на улицу,
причем даже там, куда еще не вступили немецкие войска и не дошла
немецкая пропаганда. Так, уже в июле 1941 г. отделом НКВД Николаевской
области зафиксированы следующие высказывания:
В колхозе
«Авангард» Коломийцева Фрося сказала своей соседке: «Раньше били
евреев, а теперь еще больше будут бить».
В колхозе «Ройтер Херц» («Красное сердце», где бок
о бок жили евреи и немцы-колонисты. – А. Ш.) 11–12-летние дети немцев Вильгельма Альдингера и Александра
Фурмана говорили между собой: «Ничего, скоро заживем, придет Гитлер
и выгонит этих».
В Александровском районе, село Высокополье, после
митинга немец Иоганн Манн собрал возле себя немцев и заявил: «Надо
точить топор, скоро придет Гитлер, будет для нас работа»
[1]
.
Военная цензура
в проверяемых письмах также отметила факты антисемитских
настроений среди населения и красноармейцев. Из действующей армии
Е.Зайцев некой Кирилловой, в Сухуми, пишет:
«…В Москве
не увидишь еврея, все убежали, начиная с больших начальников… ведь
кому-кому, а евреям в первую очередь надо защищать Москву. СССР
ведь единственная страна, которая делает им поблажку. Ведь евреев
в Москве было до 75% от жителей города, большинство занимали руководящую
работу… Наше правительство сделает большую ошибку, если обратно
их пустит в Москву…»
[2]
.
Необходимо немного поправить Е.Зайцева. На самом
деле в Москве, согласно переписи
1939 г., проживало 250 181 еврея, что составляло всего 6,5% москвичей
[3]
.
«Действующая армия, п/п ст.
№ 163 ОИАБ 43, литер «В»
Кутьину С. В.
… Евреи эшелонами бегут на север, надеясь, что русский
из боя выйдет с победой и они заживут с хозяйской рукой…
Сев. ж. д., ст. Хотьково.
Горохов В.С.
Г. Куйбышев
Ильину К.
Обидно
на евреев. До войны у них и жил. площадь, и все было, а как Москву
защищать, так разлетелись. Логически рассуждая, зачем евреев земля
держит…
Москва.
Комаров Р. А.»
[4]
.
В районах, куда направлялись потоки эвакуированных,
среди которых было много евреев из Западных областей СССР, также
отмечается усиление антисемитских настроений:
«ППС 829, 187 ЩСБ
Ларину В.И.
Наехало сюда жидов проступиться нельзя… Все они молодые,
здоровые, не воюют и не хотят воевать и живут все хорошо…»
[5]
.
В конце
августа 1942 г. Л.Берия получил
спецсообщение о политической обстановке в Узбекистане. В нем говорилось,
что эвакуация и размещение значительного числа евреев в Узбекистане
привели к уплотнению жилплощади, повышению рыночных цен, что стремление
«части эвакуированных евреев устроиться в систему торгующих, снабженческих
и заготовительных организаций, активизировали контрреволюционную
работу в направлении разжигания антисемитизма. В результате в Узбекистане
имели место три случая избиения евреев, сопровождавшиеся антисемитскими
выкриками»
[6]
.
В Казахстане ситуация складывалась похоже. 15 октября
1942 г. прокурор СССР В.М.Бочкарев докладывал заместителю председателя СНК СССР
А.Я.Вышинскому о том, что если за первое полугодие
1942 г. «по всей республике за погромную агитацию, подстрекательство
и хулиганские действия против эвакуированных евреев
было осуждено 20 человек, то за период с 1 августа по 4 сентября
только в Алма-Атинской и Семипалатинской областях предали суду за
то же самое уже 42 человека»
[7]
.
Писатель А.Н.Степанов, находившийся в эвакуации в г. Фрунзе (Киргизия), сообщает в
конце мая 1943 г. редактору газеты «Красная звезда» Д.И.Ортенбергу: «Об антисемитизме. Демобилизованные
из армии раненые являются
главными его распространителями. Они открыто говорят, что евреи
уклоняются от войны, сидят по тылам на тепленьких местечках; ведут
настоящую погромную агитацию. Я был
сви-детелем, как евреев выгоняли
из очередей, избивали, даже женщин, те же безногие калеки.
Раненые в отпуску часто возглавляют
такие хулиганские выходки. Со стороны милиции по отношению к таким
проступкам проявляется преступная мягкость, граничащая с прямым
попустительством»
[8]
.
Светлана Гроссман вспоминает, что ее дедушка, «умер
11 февраля 1944 г. в эвакуации, в городе Аткарске Саратовской области
от голода, потому что русские жители не хотели поделиться хлебом.
Труп его три дня лежал в сарае. Местные крестьяне говорили: “Мы
старого жида хоронить не пойдем”»
[9]
.
Справедливости ради отметим, что не везде и не
всегда было так. Можно привести множество и противоположных примеров.
Мой отец И.Я.Шнеер, 13-летним мальчиком живший в эвакуации в селе
Крутец Бутурлинского района Горьковской области, рассказывает, что
местные крестьяне делились с евреями-беженцами из Латвии всем, чем
могли. Вначале колхоз выделил беженцам ощутимую продуктовую помощь,
а когда настали голодные времена, то соседи делились куском хлеба,
картофелиной, отрубями, жмыхом, травой... Вечная благодарность этим людям!
Однако наш разговор о другом. О том, о чем сознательно
умалчивалось все послевоенные
годы.
Евреи, которые по разным причинам не смогли или
не захотели эвакуироваться и остались на оккупированной территории,
в первые же часы безвластья или оккупации в полной мере ощутили
на себе антисемитизм местного населения, освободившегося от страха
перед советской властью.
Вера Гильман из Кублич Витебской области, прошедшая
гетто, сражавшаяся в партизанском отряде, вспоминает, что после бегства милиции и местных властей
начавшийся в городе грабеж
и разгром магазинов сопровождался криками крестьян евреям: «Жиды,
нажились, хватит, придет уже на вас конец»
[10]
.
Многие евреи, по разным причинам оставшиеся в прифронтовых
городах, вскоре уже жалели об этом. Письмо Либы Чесниной, написанное
18 августа в Киеве, за месяц до вступления немцев в город, адресованное
сыну на Ленинградский фронт, передает погромную атмосферу, царящую
в городе:
«Мы еще живы и здоровы. Безумно и мне хочется
уехать. Отомсти после нас нашим соседям. В городе много хулиганья.
Я так много пережила погромов, но больше уже не смогу пережить.
Желаю победы сыночкам»
[11]
.
Такая обстановка была не только в Киеве. М.Т.Перельман
пишет своему мужу на фронт в августе 1942 г. о юдофобской
погромной обстановке в Сталинграде: «Не умрем от бомб, то умрем
от мерзких рук местного населения. Они не люди, а звери»
[12]
.
К сожалению, никакой реакции местных властей на
проявления антисемитизма не было.
Удалось найти только одно свидетельство одессита Л.М.Дусмана
об исключительной реакции группы защитников Одессы: «В первые дни
октября, на базарной площади между Успенским переулком и Преображенской
стояла женщина и кричала: “Ничего… Всех жидов перебьем! Хватит –
вы над нами двадцать четыре года издевались...”. Антисемитку тут
же наказали: проходивший мимо патруль из трех матросов на месте
застрелил ее, так что все остановились и притихли, а труп остался
лежать»
[13]
.
Неизвестно, к сожалению, патруль действовал в соответствии
с постановлением об осадном положении, в котором, возможно, говорилось
о пресечении антисоветской и антисемитской агитации и пропаганде,
или проявил самостоятельность. Вероятно, столь радикальные меры
были обусловлены осадой города. Стоит принять во внимание, что Одесса
– особый город: евреи составляли более 33% населения
[14]
и самым активным образом принимали
участие в его обороне.
Настроения тыла формировали
настроения на фронте. Однако большинство бывших фронтовиков-евреев,
с которыми мне приходилось встречаться и беседовать, затруднялись
либо не смогли вспомнить антисемитские проявления на фронте и в
армии.
Р.Рубинович, служивший в армии с 1939 г. и воевавший
с первого дня войны, сказал: «За все годы службы и в дни войны,
кроме времени пребывания в плену, абсолютно не сталкивался с антисемитскими
проявлениями»
[15]
.
Боец 201-й Латышской стрелковой дивизии А. Альбрехт в боях под Москвой обморозил ноги.
Он рассказывает: «в пересыльном
госпитале Лефортово мне хотели ампутировать часть ног, но я отказался
под расписку. Затем меня отправили в эвакогоспиталь в Иланск Красноярского
края. Врачи приложили все усилия, чтобы спасти ноги. Там была врач
Малиновская, по национальности русская или украинка, очень хороший
человек, исключительный. То, что я остался с ногами, я должен быть
благодарен ей в первую очередь.
После госпиталя я попал в сибирские части. Нужно
сказать, что в этих частях, номер полка не помню, а номер дивизии
306, отношение солдат и офицеров было
к евреям очень хорошее. Если сравнить с Латышской дивизией,
где евреев было много, а здесь немного, то отношение исключительно
хорошее.
В 1942 г.
на Воронежском фронте комиссаром
батальона был еврей Ляндерс, по образованию инженер. Он был большой
дрянью. В то же время командир батальона украинец Решетняк, был
очень хорошим человеком. Командир роты Соболев тоже был в высшей
степени хороший человек, чего нельзя сказать о старшине Ермолаеве.
Так что люди были разные. В моем отделении были хорошие ребята.
К себе ничего плохого, как еврею, в отношениях никогда не чувствовал»
[16]
.
Л. Браславский, служивший в десантной бригаде,
пишет, что, когда в одной из десантных групп в тылу врага
погиб командир, его заменил политрук, еврей. Уже при переходе линии
фронта ему разрывными пулями перебило обе ноги: «Положили его на
доски, привязали веревкой и поволокли по снегу. Путь пересекала шоссейка, по которой разъезжали
немецкие патрули на мотоциклах, и он стал просить: “Пристрелите
меня! Со мной не проскочите. Пристрелите! Я приказываю”. Никто и
слушать не стал. Пошли на прорыв, волоча его за собой, и никто не
заметил в стрельбе, что он приложил к голове пистолет. И выстрела
не услышали. Прорвались не все, а его перетащили через шоссейку
уже мертвым. Думали разве, кто он – русский или еврей.
На войне никто не напоминал мне, что я еврей. Тогда
это не имело значения»
[17]
.
Действительно, когда в одном экипаже, расчете,
взводе оказывались представители разных национальностей, то только
взаимная выручка и надежность каждого способствовали выживанию и
победе в бою. Антисемитами становились не в армии, а приходили
с этими убеждениями. В условиях войны они либо крепли, либо
слабели, либо исчезали вовсе. Никакой статистики по этому поводу,
конечно, нет, но, как кажется, мое предположение справедливо. Сражаясь
бок о бок с евреями, невозможно
было говорить о том, что
«евреи сидят в Ташкенте». Антисемитизм в значительной степени иррационален, поэтому
особо убежденные антисемиты, несмотря ни на что, оставались при
своем мнении и на фронте. Причем их убеждения укреплялись под воздействием
немецкой пропаганды.
Только 16 из 220
евреев-ветеранов, с которыми приходилось беседовать, сказали, что
сталкивались с открытой враждебностью и словес-ными выпадами и насмешками
в свой адрес и в адрес евреев вообще. Причем некоторые из собеседников
говорили даже об отпоре со стороны своих сослуживцев антисемитским
проявлениям. Характерный пример приводит в своих воспоминаниях Б.Потик,
в годы войны командир танковой роты. Освобождение Харькова 16 февраля
1943 г. Б.Потик и его товарищи
отмечали в одной из квартир. «Захмелевший хозяин квартиры, осмелев,
стал “выступать”. Я услышал фразу, сказан-ную нараспев и громко:
“А жиды не воюют!” Ребята знали мою на-циональность. Впервые за
время боевых действий на моих глазах про-изошел антисемитский выпад.
На какое-то мгновение я растерялся, в комнате зависла зловещая тишина.
Я встал, личный состав последовал моему примеру. Медленно расстегнул
ширинку, я выложил на стол ве-щественное доказательство моей национальной
принадлежности… У хозяина квартиры лицо стало белое. Он задрожал,
почувствовав нео-добрение солдат. Мои ребята подняли хозяина на
руки и, разбив окно, выбросили его со второго этажа»
[18]
. Конечно, такая реакция, вероятно,
была исключительной, но в боевой
обстановке совершенно естествен-на.
Возможно, особенностью психики, характера является
стремление сохранить в памяти
только хорошее, защищая человека от отрицательного воздействия нежелательных
воспоминаний. Однако есть и другие свидетельства. Л.Разумовский,
воевавший на Карельском фронте, вспо-минает, что он на протяжении
всей службы ощущал на себе в полной мере, что такое антисемитизм.
Причем это произошло при первом же знакомстве со своими «товарищами»
по взводу:
«– А у нас еврей есть!
– Да ну! Который?
Вятские окружают меня, бесцеремонно разглядывают,
некоторые даже протягивают руки, чтобы пощупать.
– Ты яврей?- спрашивает один из вятичей.
– А ты што, ня видишь? Известно Яврей! Ён в очках!
[19]
– Ваньк, а ты дай по затылку, штоб заговорил…
…меня толкают сзади на передних, а передние с удовольствием
толкают назад. Я в кольце.
…Несколько дней назад меня прогнали от общего костра…
Раньше, до армии, все казалось ясным: на фронте со мной будут мои
боевые товарищи, друзья, готовые друг за друга в огонь и воду. Но
я живу в атмосфере незаслуженной ненависти…
После того
как бойцами были подобраны немецкие листовки, в которых наряду с
общеизвестным текстом: “Бей жида-политрука, рожа просит кирпича”,
приводился рассказ одного пленного Иванова: он работал в тылу на
военном заводе, но потом его послали на фронт, а вместо него взяли
еврея. Один из бойцов взвода Шарамов сказал: “Верно написано. Вся
война-то из-за явреев… Известное дело”»
[20]
.
Другой участник войны Цви Карем вспоминает, что
группа отступающих солдат, в которой находился Цви, не могла найти
пункт сбора в Первомайске, и
бойцы спрашивают жителя,
по какой улице пройти. Житель
отвечает: «Жиды уси тикают, як бисы, ось по тому шляху. А куда ви
хлопци? Чи ви за одно с жидами?»
[21]
Он же рассказывает о другом характерном эпизоде
его фронтовой жизни. В Ставрополье, неподалеку от села Дивного,
группа бойцов расположилась на ночлег, вдруг
«наскочила банда чубатых
верховых казаков… Приближаясь, они во весь голос орали: “Эй братва,
бросай воевать!” – и певуче передразнивая евреев, смеялись: “А што-о-о,
бу-у-удем умире-е-ет за тава-а-риш Ста-а-алин?” Увидев у нас винтовки, они немного поостыли.
Вдруг один из бандитов закричал: “Жидов нетути, не-е-ет, жиды в
Ташкенте воюют, бл…и!” – и умчались
галопом, как и появились»
[22]
.
Еще один ветеран войны кавалер ордена Красной звезды и ордена Славы 3-й степени Лев Ларский приводит
замечательный случай, свидетельствующий о наивной чистоте и порядочности
человека, знающего, что евреям трудно и среди своих, и тем
более, если случится, среди врагов: «В запасном полку писарь Григорьев
предложил мне переменить национальность и записаться русским…
– Фамилия у тебя характерная, по-русски говоришь
правильно, нос только подводит. Давай запишем, что отец русский,
а мать грузинка? Учти, попадешь евреем к немцам в плен – тебе хана!
Да и среди наших тоже такие есть, которые евреев ненавидят еще пуще,
чем фашисты... Я для твоей пользы стараюсь, знаешь, сколько я вашего
брата в православных “перекрестил?”»
[23]
.
«Перекрещивались» не только в православных. Необычную
историю поведал Мордух Карасик, бывший младший лейтенант, командир
взвода 181-го полка 291-й стрелковой дивизии 23-й армии, сражавшейся
под Ленинградом. Он родился
в религиозной семье, его отец был очень близок с любавичским ребе
Йосефом Ицхаком Шнеерсоном. Мордух получил религиозное
и светское образование.
В декабре 1941 г.
в его взводе появился новый
боец, прибывший из госпиталя. Боец был ранен, сражаясь в народном
ополчении. По-русски он говорил очень плохо, бойцы сказали, что
все время днем и ночью бормочет. Говорит, что читает стихи на узбекском
и таджикском языках. Однажды январским вечером 1942 г. М.Карасик,
проверяя посты, подошел к ячейке, в которой стоял этот боец:
«…он даже не
среагировал на приближение, а что-то бормотал. Я прислушался, и
ко мне дошли слова вечерней молитвы. Я остолбенел. Я дал ему закончить
молитву и дернул его. От неожиданности он встрепенулся. Я ему говорю:
“Может, и сейчас ты скажешь, что читал стихи?” и повторил ему несколько
слов из молитвы. Он посмотрел на меня, потеряв дар речи. Я сказал,
что меня он может не бояться, я такой же, как и он.
Боец рассказал о себе, что он бухарский еврей из очень религиозной
семьи. Перед войной закончил Самаркандский университет и был направлен
в командировку в Ленинград. Там и застала его война. Вступил в ополчение.
В одном из боев был ранен, во время переправы через реку все документы
промокли, и записи в красноармейской книжке размылись. Попросили
помочь разобрать написанное, когда дошли до графы “национальность”,
у него вырвалось “узбек”. Так и записали.
“А для чего ты это сделал?” – спросил я. “А разве ты не видишь, какой антисемитизм в
армии? Если бы слышал, что
при мне говорят о евреях. Душа разрывается, аж страшно становится. Я и решил сыграть такую роль. Б-г знает, чем
это все для меня закончится,
но надеюсь, что он мне поможет”.
Я сказал, что он при молитвах сильно увлекается и
забывает, где находится. Он пообещал быть осторожным. Со мной, кстати,
он говорил по-русски без акцента. Кроме того, как оказалось, он
в совершенстве владел английским, ивритом, не говоря об узбекском
и таджикском языках»
[24]
.
Обратим внимание
на то, что и узбекам, как и другим
представителям среднеазиатских республик, в армии тоже приходилось
неоднократно испытывать на себе неприязнь. Однако, как оказалось,
все-таки лучше быть узбеком, чем евреем.
Позже мы вернемся к истории с «узбеком», которая
имела необычное продолжение
[25]
.
Рассказ М.Карасика свидетельствует о том, что,
с одной стороны, евреи, ощущая свое одиночество, тянулись друг к
другу, что естественно: в любом коллективе, особенно в армии, где
тесно сходятся земляки или представители одной национальности.
(Вспомним слова Р.Полищука в предыдущей главе об особом тяготении
друг к другу евреев в военном училище).
Интересным представляется вопрос, в какой мере
евреи, служившие в армии, находившиеся на фронте, ощущали себя евреями.
Понятно, что еврейская молодежь, выросшая в годы советской власти,
даже знав-шая идиш, учившаяся в еврейских школах, была в значительной
степени ассимилирована. Однако в армию призывалось и старшее поколение,
начиная с 1891 г. рождения. То есть и те, кто получил традиционное
еврейское образование и воспитание. Им было особенно трудно. В лучшем положении находились
евреи, служившие в Латышской и Литовской дивизиях. В этих соединениях
количество евреев-солдат было в несколько раз, порой в десятки,
выше численности евреев в обычных частях Красной Армии. Большинство
евреев-солдат двух прибалтийских
республик за год существования советской власти 1940–1941гг. не
утратили еврейского самосознания, не ассимилировались, и даже среди
них были те, кто и на фронте старался придерживаться традиций.
Многие евреи
во время войны сознательно скрывали свое происхождение, во всяком
случае, старались не признаваться в нем. Так С.Перламутрова, командира
батареи 45-мм пушек, бойцы принимали за кавказца. Однажды
к нему подошел старшина батареи и говорит:
«–Что делать с этим евреем?
– Каким евреем?! И вспомнил, действительно, есть
во взводе еврей. Фамилия Гольдштейн. Крутой человек. Кто жидом назовет
или как-то иначе обидит, бьет без задержки. Опять конфликт?
Вызвал я к
себе бойцов, недвусмысленно
показал на свой пистолет «ТТ», висевший
на поясе. Все поняли про дружбу народов. Без слов. “Нам жид
не помеха, – говорят. – Нам бы не сдохнуть…”»
[26]
Характерно, что в этой ситуации сам С.Перламутров,
зная об антисемитских выходках ранее, не реагировал на них. Даже
после прямого оскорбления, прозвучавшего в его присутствии: «Нам
жид не помеха», – С. Перламутров так и не говорит о своем еврействе
бойцам, не обостряет с ними отношений. Он просто, как командир,
оружием диктует
правила поведения. Так принято не только в армии, это нормы
управления в масштабах всей страны. Но такой диктат не всегда
был результативен, он имел и оборотную сторону – ненависть
к евреям, «особистам» и комиссарам.
То, что «свои евреев ненавидят пуще фашистов»,
подтверждает трагическая судьба Наума Краснова – старшего политрука,
участника обороны Одессы. Немецкая
фронтовая радиопропаганда постоянно агитировала красноармейцев
переходить к ним и обещала свободу, если перебежчики приведут
с собой евреев, комиссаров, командиров. В одну из ночей «солдаты-украинцы
схватили его и утащили на руках к немцам как еврея-комиссара. На
следующий день немцы подробно передавали по радио, что его же солдаты
вырезали или выжгли ему на голове звезду»
[27]
.
Тевл Мураховский был убит летом 1941 г. одним из своих
«товарищей» по оружию, когда пытался убедить солдат-украинцев не сдаваться в плен
[28]
.
Дискриминация проявлялась порой в форме
отказа помощи раненым евреям-солдатам. Это, конечно, исключительное явление. Однако
есть и такой факт. О смерти Соломона Беленького рассказал его однополчанин
– русский, разыскавший после войны его жену С.Турецкую: «Мы лежали рядом после боя. Бойцы
санитарного взвода подбирали раненых, а Соломону, на просьбу подобрать
его, ответили: “Евреев не подбираем”. Он остался лежать и, очевидно,
умер, истекая кровью»
[29]
.
Удалось найти и
документ об антисемитских проявлениях в Красной Армии, причем на
командном уровне.
«Начальнику отдела контрразведки
«Смерш» 72 ск подполковнику тов. Каменцову
Рапорт
31
июля 1943 г. начальник особого отдела 29-й стр. дивизии капитан
Рунин, напившись пьяным, избил командира медсанроты-еврея, сопровождая
избиение антисемитскими выкриками.
Антисемитские высказывания замечались за ним не раз.
Этим грешит и командир дивизии генерал Кузнецов.
Капитан Клементьев»
[30]
.
О многих подобных случаях нам
просто не известно, хотя в военных
и партийных архивах, вероятно, можно найти подобные свидетельства.
Хочется верить, что не только по долгу службы, но и из-за человеческой
порядочности сообщил о поведении антисемитов офицер-особист.
Один из ветеранов Н.Свердлин
к проявлениям антисемитизма отнес и такие случаи: «... в нашей дивизии
были расстреляны на глазах у всех два офицера-еврея, оба из Риги,
за невыполнение боевого приказа. Им было приказано занять высоту,
а высота не была взята. Из-за сильного артобстрела солдаты не поднялись
вслед за командирами в атаку.
Как дезертира расстреляли
командира-еврея, который сопровождал раненого товарища в тыловой
медсанбат...»
[31]
Трудно согласиться с мнением Н.Свердлина. Показательные
расстрелы за невыполнение приказов, пусть и нецелесообразных,
расстрелы за «якобы дезертирство» были характерным явлением
в Красной Армии – устрашающим средством, цель которого поддержать дисциплину и заставить безоговорочно исполнять
приказы невзирая на многочисленные жертвы.
Антисемитизм
заметно усилился на
фронте в 1943 г. с началом освобождения захваченных немцами территорий.
И этому есть объяснение. По мере освобождения
проводилась мобилизация лиц, в течение нескольких лет живших
в оккупации в атмосфере оголтелой антисемитской пропаганды.
Антисемитизм стал проявляться
даже в тех частях Красной Армии, где число евреев в процентном
отношении было всегда выше, чем в других. К ним относились Латышская
и Литовская дивизии. Здесь евреи-солдаты составляли от четверти
до трети всех бойцов, и поэтому реальная база для антисемитизма
отсутствовала. Однако с середины лета
1944 г. в эти соединения
стали направлять мобилизованных латышей и литовцев из освобожденных
районов Латвии и Литвы. Это привело к резкому процентному уменьшению
числа евреев в частях, росту антисемитизма, дезертирству и переходу
новобранцев на сторону немцев – тому, чего в дивизиях раньше почти
не было.
Так, в октябре 1944 г. во время боев за Ригу
был высажен десант на Заячий остров в окрестностях города. Среди
его участников был рижанин Звулон Крислав. Немцам удалось справиться
с десантом, часть бойцов попала в плен. З.Крислав был выдан своими
однополчанами – недавно мобилизованными в Красную Армию латышами, пережившими
оккупацию
[32]
.
И
все-таки, несмотря на приведенные факты проявлений антисемитизма,
нельзя говорить об открытом антисемитизме в рядах Красной Армии
в боевых условиях. Возможно,
это объясняется тем, что в руках у бойцов-евреев
оружие и не каждый осмелится оскорбить, понимая, что в ответ
может получить пулю, а также тем, что большинство антисемитов боялись
вслух делиться своими мыслями с товарищами по оружию, даже неевреями,
опасаясь доносов и последующей кары работников особого отдела
и комиссаров. Но в плену все выплывало наружу. И, словно
сжатая пружина, отпущенная вдруг, поощряемое немцами юдофобство,
с жесточайшей силой било по евреям.
[1]
Архив Яд Вашем. М-37/296, л. 3.
[2]
Москва военная. Мемуары
и архивные документы. М., 1995, с.
160.
[3]
M. Altshuler. Distribution of the Jewish Population of the USSR
1939. Jerusalem,
1993, p.
28.
[4]
Москва военная. Мемуары
и архивные документы… с.
160.
[5]
Там же, 169.
[6]
Г. В. Костырченко. В плену у красного фараона. М., 1994, с. 15.
[7]
Там же, с. 15–16.
[8]
Там же, с. 16.
[9]
А. Шнеер. Наша
память и боль. – Репатриант». 4.05 1997.
Иерусалим.
[10]
В. Гильман. Свидетельские
показания. Архив Яд Вашем. № 03/2244, л. 7.
[11]
Яд Вашем. Зал Имен.
Приложение к листу свидетельских показаний № 5837120.
[12]
Сталинградская эпопея.
Впервые публикуемые документы, рассекреченные ФСБ РФ: Воспоминания
фельдмаршала Паулюса. Дневники и письма солдат РККА и Вермахта.
Агентурные донесения. Протоколы допросов. Докладные особых отделов
фронтов и армий. М., 2000, с. 177.
[13]
Л Сушон. Транснистрия:
евреи в аду. Черная Книга о Катастрофе в Северном Причерноморье
(по воспоминаниям и документам). Одесса,
1998, с. 73
[14]
M.Altshuler. Distribution of the Jewish Population of the USSR
1939, Jerusalem, 1993, p. 21.
[15]
Р.Рубинович. Аудиозапись беседы с автором 20.6.1998.
[16]
Свидетельские показания А. Альбрехта. Архив Яд Вашем 03/6058, л. 2-3,
6-7.
[17]
Л. Браславский. Я –
русский еврей. М.,1995, с. 123.
[18]
Воины-евреи
во Второй мировой и 50 лет спустя... с. 197–198.
[19]
Этот пример хорошо показывает
стереотипы простонародья и черносотенной логики: если в очках
– значит еврей, интеллигент. Самые ненавистные категории еще во
времена Первой русской революции 1905–1907 гг.
[20]
Л. Разумовский.
Нас время учило… – Нева. № 12.1995, с.
8, 23,27.
[21]
Цви Кэрэм. Евреи
и неевреи и т. д. Телль-Авив,
1987, с. 55.
[22]
Там же, с. 85.
[23]
Л Ларский. Придурок, или мемуары
гвардии рядового Ларского… Израиль, 1987, с. 112.
[24]
М. Карасик. Письмо
автору книги. 4.04.2000.
[25]
См. главу о спасении
евреев.
[26]
Мать и мачеха. Рассказы
ветеранов. Торонто, 1990,
с. 55–56.
[27]
Яд Вашем. Зал Имен. Приложение к Листу свидетельских показаний
№ 293749.
[28]
Там же.
Лист свидетельских показаний № 68806.
[29]
А. Шнеер. Наша
Память и боль.
[30]
Архив Яд Вашем. М-40/МАР-112, л. 1.
[31]
Слово инвалида войны.
Журнал Союза воинов и партизан – инвалидов войны с нацистами.
Иерусалим, № 10. с. 83, 99. (Командир, действительно, не
имел права покинуть свое место в боевой обстановке. –А. Ш.)
[32]
Ш. Цейтлин. Документальная
история евреев Риги. Израиль 1989, с. 258.