Всем пропавшим без вести,
погибшим в плену,
пережившим плен -
посвящается.

Глава 3.

Антисемитизм - основа немецкой фронтовой пропаганды.

Одной из причин быстрой реанимации и активизации воинствующего антисемитизма стало влияние немецкой пропаганды посредством радио и листовок. В директиве ОКВ от 6 июля 1941 г. по вопросам про-па-ганды в войне с Советским Союзом отмечено: «Воздействие всех средств активной пропаганды в ходе боев на Красную Армию будет, вероятно, еще более эффективным, чем на прежних противников Гер-манских вооруженных сил. Поэтому планируется широкое применение этих средств» [1] .
Пример такой радиопропаганды приводится в воспоминаниях быв-шего майора Красной Армии П.Н.Палия:
 «Несколько комнат были буквально завалены  радиоприемниками разнообразных  марок, фасо-нов  и типов, даже было много самодельных. Один из работников шта-ба в ответ на мой вопрос, почему эти приемники здесь, сказал: “Это все  реквизированные и сдаваемые населением. Очень много анти-советской и профашистской пропаганды в воздухе, на самых разных волнах, вот и  был  приказ сдать все приемники. Запрещено принимать и пользоваться радиоприемниками для приема наших станций... А то под видом слушания Москвы втихомолку переключаются на  Варшаву, Катовицы, Берлин  и тому подобные станции. Вы, капитан, член партии?” – “Нет, а что?” – “Так, ничего. Если член партии, то по разрешению комиссара  некоторые слушают. Без  разрешения... очень  опасно!” ...я прошелся по диапазону. Вот послышалась русская речь, оркестр заиграл “Полюшко-поле”... И вдруг: “Убийца, параноик, бешеная собака и беспринципный террорист...” – На чистом  русском  языке, спокойно и четко говорил кто-то. “За что боретесь? Оглянитесь назад и подумайте, что вы собираетесь защищать ценою своей крови, своей жизни. Кого защищать?  Тех, кто сделал вас рабами?  Коммунистов? Жидов?..” Быстро  выдернув  наушники, я  повернул  настройку  на Москву. ...подождав несколько минут, я вернулся к тому же месту на шкале настройки.  “...Пять миллионов  украинцев в 1932–1933 годах! А другие национальности? Башкиры, татары, узбеки, литовцы, латвийцы, эстонцы, сколько сотен тысяч их теперь погибло  или гибнет с вами, русские люди, в концлагерях Сибири?  И это здесь, на полях Украины и Белоруссии вы собираетесь умирать? Чтобы своими телами преградить путь  армиям  великой Германии, идущей спасать вас и ваши семьи от бешеного изверга Иосифа Джугашвили и жидо-большевистской шайки  бандитов, засевших в Кремле? Переходите к нам, и мы все вместе раз и  навсегда...”» [2]
Немецкая пропаганда призывала сдаваться в плен и не защищать «жидовско-большевистских правителей, комиссаров и командиров». Антисемитская тема была краеугольным камнем немецкой пропаганды.  Это подчеркивает Геббельс в январе 1945 г. в отчете «Обзор де-ятельности министерства пропаганды до 31 декабря 1944 г.»: «Тезисы, положенные в  основу  многочисленных прокламаций, выявляли, что вражда Германии направлена не против народов  Советского Союза, а  против еврейско-большевистских  угнетателей этих народов, что целью Германии является освобождение этих народов» [3] .
 Армейские политорганы обратили внимание на эту  особенность немецкой пропаганды. Так, и. о. начальника политуправления Северо-Западного фронта бригадный комиссар Ковалевский сообщает всем  на-чальникам  политуправлений  армий, входящих в состав фронта:
     «Для сведения. Немцы разбрасывают с самолетов специальные “про-пуска” для прохода в плен. Вот их текст: “Ликвидируйте ваших жидов и  коммунистов”; “Жиды добровольно из России не уйдут, их надо уничтожать, включая малых детей”; “Избегайте засилия  жидов где бы  то ни было, выдавайте их новой власти группами и по одному”.
     “Советский Союз  – цитадель мирового еврейства”. Таких заголовков – десятки. “Вся ВКП(б) – эта партия жидовских  шкурников и живодеров. Большинство наркомов – евреи во главе с Кагановичем.
     Общий вывод – “Россия во власти жидов”.
     Таковы общие выводы фашистской пропаганды» [4] .
Итак, советский политработник только констатирует факты. Ника-ких контрмер не предлагается, а значит, и не принимается. Уж не раз-деляют ли советские люди, включая некоторых политработников, взгляды немецкой пропаганды? Кроме того, никогда  и нигде советские политорганы и средства массовой информации не признавали особого характера действий немецких фашистов против еврейского населения и евреев-военнопленных.
Хотя информация о совершенных преступлениях использовалась в пропагандистской работе без акцентирования еврейской темы, советс-кие  солдаты знали об уничтожении евреев не только по слухам. Крас-ноармейцы видели следы преступлений на освобожденных террито-риях, порой получали информацию от политработников на лекциях и беседах.
В своем фронтовом дневнике Л.Ю.Ширин отмечает:
«30.08.44. Находимся уже месяц в г. Пинске. Кругом пустые дома. Здесь немцы уничтожили 28 тыс. евреев.
17.09.44. Прибыли в с. Треблинка (90 км. от Варшавы).
18.09.44. Слушали лекцию о Треблинском лагере смерти. Здесь немцы сожгли до 4 миллионов людей» [5] .
Несмотря на то, что в приведенном примере речь идет о 1944 г.,  то есть уже известно о Бабьем Яре, о Керченском рве, о других пресс-туплениях немцев против евреев, главное – информация есть. Хотя в сообщении о Треблинке не сказано, что речь идет об уничтожении евреев, а число уничтоженных завышено почти в 5 раз.
О конкретной деятельности армейских политорганов, направленной против антисемитизма, неизвестно. Не удалось обнаружить никаких официальных документов: указаний, обращений, листовок, а также свидетельств о мероприятиях (собраниях, беседах и т. д.), которые бы противодействовали немецкой антисемитской пропаганде и разобла-чали антисемитизм как таковой. Фронтовики тоже не припоминают подобных документов. Лишь один из ветеранов М.Карасик в своем письме отметил, что зимой 1941/42 г. политотдел Ленинградского фронта выпустил брошюру о евреях Советского Союза – выдающихся ученых, деятелях искусства, военных [6] .
 В основу немецкой  пропаганды были положены идеи  высказанные Гитлером в его книге  «Mein  Kampf» -  «Моя борьба»  вышедшей в1925 г. В главе «Военная пропаганда», говоря о роли и значение пропаганды, об ошибках допущенных немецкой пропагандой в годы Первой мировой войны Гитлер сформулировал основные принципы  нацисткой пропаганды успешно использованные ее во время Второй мировой войны.  Интересно, что Гитлер отметил: «В пропаганде вообще я видел инструмент, которым марксистско-социалистические организации пользуются мастерски» [7] .  В частности,  говоря об адресате пропаганды,  Гитлер писал: «…к кому должна обращаться пропаганда? К образованной интеллигенции или к громадной массе малообразован-ных людей. Нам ясно, что пропаганда вечно должна обращаться только к массе.
[…] пропаганда должна воздействовать больше на чувство и лишь в очень небольшой степени на так называемый разум.
[…] Всякая пропаганда  должна быть доступной  для массы; ее уровень должен исходить из меры понимания свойственной самым отсталым индивидуумам из числа тех, на кого она хочет воздействовать. Чем к большему количеству  людей обращается пропаганда, тем элементарнее должен быть ее идейный уровень.
[…] Чтобы этой наглой лжи поверили, необходимо было ее пропагандировать именно самым односторонним, грубым, настойчивым образом.
[…]   …всякая пропаганда обязательно должна ограничиваться лишь немногими идеями, но зато повторять их бесконечно» [8] .
 И  немецкая пропаганда, выполняя советы своего фюрера,  старается вовсю.  Причем ее приемы, несмотря на прямолинейность, меняются в ходе войны. В первый год войны самой известной была листовка с примитивно погромным текстом:
                   «Красноармеец!
                   Бей жида-политрука,
                   Рожа просит кирпича!» [9]
Позднее в листовках прибегают к прогнозам и анализу военных событий и даже пытаются, конечно в юдофобской манере, ответить на вопрос: когда кончится  война?  «Для  вас,  рабочие  и крестьяне, толь-ко тогда,  когда Сталин и его жидовская свора будут свергнуты» [10] .
Находят свое место в немецкой агитации даже принципы научного коммунизма:
«Жид Маркс выдумал теорию “каждому по потребности, каждому по   способности”. А  так  как  евреи  имеют большие пот-ребности, чем другие народы, то этот закон  по-русски гласит: “Богатая и  счастливая жизнь – жидам, работа и страдания – другим народам”.
      Так выявляйте жидов и расправляйтесь с ними!» [11]
 В 1943 г. широко были известны листовки в форме стихотворного народного сказа: «Заветное  слово  Фомы  Смыслова, русского бывало-го солдата». Название  ее  заимствовано из поэмы С.Кирсанова, по-пулярной среди солдат в годы войны. В немецком варианте можно было прочитать следующее: «Жид  волю забрал,  в Кремле заседать стал! Жид по тылам удирать, а нас за себя послал умирать. Ищи, в чем беда, – повсюду найдешь ты жида» [12] .
 Фронтовик С.Мандель вспоминает ещё один «оригинальный» текст: «Бери  хворостину и гони жида в Палестину» [13] .
Как оказалось,  и тут немецкая пропаганда не была оригинальной.  В 1918 г. в Добровольческой Армии издавался погромный листок «В Москву», который печатался с аналогичным подзаголовком [14]
Заимствование не случайно: с начала 20-х годов с нацистами тесно сотрудничали российские антисемиты-эмигранты, привезшие в Европу печально известные «Протоколы Сионских мудрецов».
Правда С.Мандель отмечает, что «в своей пропаганде немцы явно просчитались, по  крайней  мере, в  начале войны многонациональный состав армии воспринимался как норма, а антисемитизм тогда еще не  стал  государственной  политикой  и проявлялся только на бытовом уровне» [15] . К сожалению, С.Манделем нельзя согласиться. Немецкая  пропаганда быстро и глубоко  внедрялась  в  сознание красноармейцев.
О том, что эта пропаганда находила отклик в армии, что с ней были согласны многие и порой даже заявляли об этом открыто, подтверждает  ветеран войны Л.Ларский. Однажды старшина и парторг роты И.Н.Раз-диваев заявил ему:  «… сидел бы в своем Ташкенте, где вся ваша нация от войны прячется. Только после войны до вашей нации доберемся, вы нам за все ответите…
"Все равно терять нечего", – подумал я и сказал ему:
– Товарищ старшина, вы же самый настоящий фашист, а еще парторг роты! Вы же фашистскую пропаганду повторяете насчет евреев…
Старшина рассмеялся:
–...Свидетелей-то у тебя нету… А насчет вашей нации немцы правду говорят. Разве против этого наши советские органы возражают? Может опровержение ТАСС читал? Или на политинформации это опровергали? Где она, ваша нация? Бывало, до войны приедешь в город, глядишь – повсюду она. В магазинах, на базаре, в конторах. А на фронте где же она? Нету, вся в Ташкент сбежала…» [16]
 Парадоксальность подобного обвинения в том, что полуграмотный старшина-парторг не только повторяет слова немецкой пропаганды и полностью соглашается  с ней, но, сам того не ведая, подтверждает мнение немецкого еврея, бывшего министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау. В 1916 г. Ратенау сказал: «Чем больше евреев погибает в сражениях на этой войне, тем дольше их противники будут доказывать, что они все сидели в тылу, чтобы на-живаться на войне. Ненависть к ним будет удваиваться и утраи-ваться» [17] . Увы, эти слова оказались пророческими и для советских евреев не только во время войны, но и до сегодняшнего дня.
Немецкая пропаганда широко использовала  обращения  перебежчи-ков:
     «Солдаты и офицеры Красной Армии!                           
     Я, перешедший на сторону немецкой армии ефрейтор Игорь Николаевич Шумский, свидетельствую: германская армия хорошо  обращается с  русским  народом... воюет  против сталинско-жидовских гадов...
     Вам нечего бояться. Мы уничтожаем только жидов, которые гонят вас на смерть.
     Переходите на нашу сторону!» [18]
Кроме «литературно-демагогических рассуждений», немецкая пропа-ганда в своих листовках использовала конкретные факты советской действительности, убедительно манипулируя  цифрами, которые труд-но проверить и, тем более, опровергнуть:
«Известно ли Вам?
Известно ли Вам, какой процент жидов среди населения СССР и в верхах партии?
Население: русских 77,3 проц., жидов 1,7 проц. и др. 21 проц.
Верхи партии: русских 34 проц., жидов 48 проц. и др. 18 проц.
Состав политического управления Красной армии:
Русских –19 проц.
Жидов – 75 проц.
Других – 8 проц.
Известно ли Вам, сколько осталось в живых членов ЦК ВКП(б), которые были в 1917 г.?
Из 22 человек остались Сталин и Коллонтай.
Убито  – 2, умерло – 5, расстреляно – 8, исчезло – 4 и застрелился – 1.
Из 8 членов политбюро 1920 г. остался один Сталин. Расстреляно 4 (Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин), застрелился 1 (Томский), убит Троцкий и умер Ленин» [19] .
Последний абзац полностью соответствует правде.
В конце каждой немецкой листовки в рамке было напечатано: «Эта листовка служит пропуском для перехода на сторону германской армии».
Антисемитизм на всех этапах войны был действенным пропаган-дистским оружием нацистской Германии. Он оставался козырной кар-той и в пропаганде, направленной против солдат западных стран анти-гитлеровской коалиции. Так, в 1944 г. уже после открытия Второго фронта в документе «Пропагандистское указание № 3» отдела пропа-ганды войсковой группы «Северная Украина» в разделе 4: «Анти-семитская пропаганда», подчеркивается: «Антисемитская пропаганда па-дает на благоприятную почву как среди большевиков, так  и среди англо-американских войск, поэтому она должна быть постоянной составляющей частью боевой пропаганды среди войск противника.
Наиболее убедительным является трезвое, беспристрастное, без наших комментариев изложение фактов об увеличении влияния евреев в государственных и хозяйственных органах противника.
Практика показала, что допросы военнопленных дали чрезвычайно ценный материал для антисемитской пропаганды, поэтому подразделения войск пропаганды должны обратить особое внимание на допросы и оценку их высказываний» [20] .
Действительно, допросы перебежчиков и некоторых военнопленных не только свидетельствуют об антисемитских настроениях в Красной Армии, но, кроме того, убеждают немецких пропагандистов в правильности и действенности их работы.
 В частности, в отчете Отдела пропаганды группы армий «Север» приводятся слова перебежчика Максима Малышева, 1895 г. рождения: «… этот простой деревенский кузнец говорил с большой горечью о евреях, которые в последнее время подвергаются негласной, но острой критике, ни один русский человек  не может терпеть евреев» [21] .
Следует обратить внимание на слова: «негласной, но острой критике». Либо М.Малышев говорит о доверительных беседах красно-армейцев между собой, либо его высказывание свидетельствует о том, что бойцы уже улавливают усиление отрицательного отношения к евреям, наметившееся в 1943 г.  со стороны советских государственных и политических органов.
П.Болосков, перебежавший к немцам в середине октября 1943 г.,  сказал на допросе: «Ненависть к евреям, которых можно увидеть лишь в тылу, очень сильна. Каждый из них думает лишь о том, как вывернуться из создавшегося положения» [22] .
О том же говорил и перебежчик лейтенант Гумеров. Интересно, что офицер отдела пропаганды фон Крузенштерн заметил некоторое несоответствие в показаниях Гумерова. В частности, Крузенштерн отмечает, что Гумеров «дал на допросе показания об известных ему евреях, занимающих ведущие посты в Красной Армии:
командир дивизии генерал-майор Кроник,
начальник штаба майор Валенский,
начальник связи дивизии майор Байдерман,
командир артполка подполковник Каратинский,
начальник медслужбы майор Форжус,
начальник пропаганды капитан Ганапольский,
командующий 3-й ударной армии генерал-лейтенант Галицкий» [23] .
 Тут же Крузенштерн подчеркивает: «Какие низшие посты занимают евреи, ему неизвестно. Хотя в красноармейской среде постоянно говорят о том, что мелкие агитаторы, портные, интенданты и парикмахеры – почти всегда евреи. Раненые тоже говорят, что среди медицинского персонала много евреев» [24] .
 В отличие от многих других перебежчиков, Гумеров критикует немецкую пропаганду, «называет ее слишком слабой»:  «... постоянно идет речь о борьбе против большевизма, евреев… по мнению Гумерова, пропаганда должна говорить о быте, о трудностях фронтовой жизни, еврейская тема, конечно, должна присутствовать, однако подчеркивать лишь главное: “Евреи – в штабах, на переднем крае – ни одного! Там только русские”. Красноармейцам надо все объяснять конкретно и очень подробно» [25] .
 Понятно, что в годы войны пропаганда воюющих сторон направлена  на создание образа врага.  Не исследуя советскую пропаганду военных лет,  успешно справившуюся с этой задачей, заметим, что немцы  при-ложили огромные усилия, чтобы  в сознании красноармейцев   утвер-дить мысль: главный враг – еврей, все беды от евреев...
 В годы Первой мировой войны английский министр Шорт сказал: «Пропаганда – описательное выражение лжи. Кто хочет вести пропаганду, должен уметь лгать. Нужна не правда, а правдоподобие лжи» [26] . В антиеврейской пропаганде немцы действовали именно так.
  Например, немецкая пропаганда старательно внедряла в сознание красноармейцев  миф об отсутствии евреев на фронте и одновременно о  незаслуженных ими наградах. Причем порой называла совершенно фантастические цифры наград, которых якобы удостоены евреи. Так, в листовке,  выпущенной в мае 1944 г., сказано:
          «10  000 жидов –    
                                        Герои Советского Союза!
За отличные боевые заслуги и бесстрашное мужество перед врагом 10 000 жидов награждены званием Герой Советского Союза.
КРАСНОАРМЕЙЦЫ!
 За время нынешней войны – Вы шли когда-нибудь в бой вместе с жидами? Был ли хотя бы один жид среди Вас  на передовой линии фронта, когда Вы находились в тяжелом положении?
Знакома ли Вам хотя бы одна боевая заслуга жидов, которая оправдала бы такое отличие?
Не падайте духом, если Вы и должны опровергать наши вопросы.
Ваши “Герои” ведут самоотверженную войну против “фашистских оккупантов”, сидя в тылу: в интендантствах, канцеляриях, продовольственных базах, редакциях и политотделах.
Там они  все для Вас делят равномерно и справедливо.
Вы идете в атаку, в огонь Германского оружия – а в тылу между тем жиды выдумывают новые цели войны.
 Вы умираете –  а они зато получают звание Героев Советского Союза.
Жиды Вас хотят уничтожить!
Чем меньше Вас остается в живых, – тем больше они господствуют.
Зачем же умирать за большевизм и жидовщину.
Ваша родина нуждается в Вас.
 Берегите свою жизнь для Вашей родины!
 Dieser Passierschein gilt fur alle
Angehorigen der Sowjet-Armee,
Auch fur die noch nicht eingeklei-
Deten Rotarmisten.
 Этот пропуск действителен
для всех бойцов и необмун-
дированных красноармейцев» [27] .
На протяжении всей войны, немецкая пропаганда остается верной себе, и антисемитизм  – главная составляющая немецкой пропаганды независимо от хода войны. Верховное командование  германских сухопутных сил неоднократно подчеркивает, что основной целью всей войны является уничтожение евреев. Исходя из этого тезиса, ведение антисемитской пропаганды необходимо и против армий всех стран антигитлеровской коалиции.
 Эти идеи конкретизированы в  «Телеграмме отдела пропаганды Вер-ховного Главнокомандования № 3540-42», направленной во все войска, как на Восточный, так и на Западный фронты. В телеграмме говорится:
«Решение антисемитского вопроса, как предпосылки решения социальных вопросов, должно быть всегда на переднем плане. Для антисемитизма нет лучшей почвы, как фронтовые солдаты всех стран.
Подчеркивание немецкой борьбы против евреев всего мира – основной смысл этой войны (выделено мной. – А. Ш.) – повышает сомнение солдат противника в том, что они стоят на правой стороне. Антисемитизм в связи с социализмом, вместе с признанием достоинства солдата является единствен-ным связующим звеном между борющимися  фронтами.
Так как пропагандой противника всегда руководят евреи, то солдат противника умышленно отделяют от еврейской проблемы или представляют ее как отвратительную расовую ненависть.
Отсюда может создаться впечатление, что у противника, в особенности среди советских солдат, еврейская проблема вообще отсутствует.
Поэтому тем более важной задачей всех пропагандистов, является продвижение во вражеские войска антисемитизма, связующего фронтовых солдат всех стран».
                                                                                                                     Подпись.      
                                                                                                                     Берлинг.

                            Лейтенант и командир подразделения». [28]

Немецкая пропаганда  делала свое дело, причем не только на фронте, но и в глубоком тылу. Но если в  Красной Армии и в тылу большинство антисемитов все-таки были вынуждены скрывать свои настроения, то на всей оккупированной территории, поддерживаемые и поощряемые нацистами, они вырвались наружу.
Отчеты НКВД  о положении во вражеском тылу отмечают, что на оккупированной территории Украины немцы популяризируют лозунг: «Украина для украинцев, без жидов и коммунистов». Также исполь-зуют лозунг: «Жиды над украинцами все время издевались, душили налогами, Каганович – жид и делал, что хотел, а Сталин его поддерживал» [29] . Эти лозунги и им подобные находят быстрый и широкий отклик у местного населения.
Советский разведчик, характеризуя настроения местных жителей на оккупированной территории, приводит следующий факт: «В селе Малый Ржавец Каневского района, врач (фамилию не помню), окончивший в этом году Киевский мединститут, жена работает агрономом, заявил: “Скорее бы немцы забрали Киев, тогда и мне было бы лучше устроиться на работу, так как жиды занимали все места, а украинцы не имели хороших работ”» [30] .
На самом деле «хорошие места», занятые «жидами»,   можно объяснить высоким уровнем образования среди евреев и их стрем-лением получить это образование. В 1939 г. на Украине евреев-студентов было 40 982 человека, или 21,2% всех студентов Украины.  Всего врачей на Украине было 29 245, евреев среди них – 3595, или 13,7% [31] .
Другой советский агент сообщает, что «население г. Киева при всту-плении в г. Киев немецких оккупантов вышло в город разодето по- праздничному, а отдельные лица подносили букеты цветов немецким офицерам. Это делали лишь женщины в возрасте 50 и больше лет» [32] .
Существенное замечание, свидетельствующее о том, что поколение, выросшее при советской власти,  в большинстве своем симпатий к немцам не испытывало.
Местное население встречало немецкие войска не только цветами, хлебом и солью, но, по сообщению штурмбаннфюрера СС Магилля, «в одном случае был даже маленький оркестр, приветствовавший войска. Украинское духовенство проявило готовность сотрудничать с нами и принимать участие во всех акциях» [33] .
О настроениях на Украине свидетельствует и  сообщение направ-ленное в Берлин 17 сентября 1941 г. Начальнику полиции безопасности и СД: «Реакция населения  г. Хмельники на избавление от евреев была такой сильной, что даже было совершено благодарственное богослужение» [34] .
С оркестром,  богослужениями встречали немцев во многих местах.
 Как сельское, так и в значительной степени городское население  не испытывало положительных чувств к евреям.
Как свидетельствуют  докумены, такие настроения были не только в Украине, но и в Белоруссии, Прибалтике, России, – всюду на временно занятой  оккупантами советской территории.  
Даже отчеты НКВД о положении на оккупированной территории вынуждены были отметить, что «уничтожение евреев с ведома  и на глазах у местного населения не вызвало, кажется, большого возмущения» [35] .
Немецкая пропаганда  проводила погромную агитацию, используя и религиозный аспект. Так, в канун рождественских праздников 1941 г. на Украине и в Белоруссии  развешивались плакаты, призывающие христиан вместе с Германией свергнуть иго   евреев, «распявших Христа, и иго еврейских большевиков, осквернявших церкви...» [36] .
Дети на оккупированных территориях быстро воспринимали анти-семитские настроения. В Минске летом 1942 г.  местные подростки, увидев на улице 12-летнего Толю Рубина, бежавшего из  гетто, начали кричать: «Жид, жид, пойди сюда! Дай золото, а то убьем!» Белорусские  мальчишки, видя евреев, которых немцы вели на работы,  дразнили их: «Жыды, жыды чертi, кабы вам памерцi» [37] .
В Калуге, когда евреи по приказу коменданта надели желтые звезды, мальчишки дразнили: «Жиды, жиды, Россию продали, вашей власти вам не видать» [38] .
Вероятнее всего, дети выражали то,   что  они неоднократно слышали от своих родителей. Население СССР и до войны  неоднократно отож-дествляло советскую власть с еврейским засильем. Нельзя не сказать, что к этому не было никаких оснований. Более чем заметно при-сутствие евреев в партийно-административном руководстве некоторых республик. Например, в Белоруссии в 20 – начале 30-х  годов среди губернских ответственных работников евреи составляли:
на 1 февраля 1924 г. – 40,6%;
на 1 июня 1925 г. – 36%;
на 1 сентября 1925 г. – 33,1%.
Среди уездных ответработников  на 1 июня 1925 г. евреи составляли 37,4%.
 Среди секретарей райкомов в январе-июле 1925 г. евреев было 10%, однако в Минском округе на 1 марта 1925 г. евреи-секретари составляли 40,3%.
 На 1 февраля 1924 г. среди секретарей партячеек евреев было 23,1%; на 1марта 1925 г. – 22,4%.
  К 1 апреля 1929 г. в Бюро ЦК и обкомов Белоруссии  евреи составляли 27,3%, Пленумах ЦК и обкомов – 23,8%, Президиуме ЦИК БССР – 10,4%, среди секретарей райкомов партии – 17,6%, в президиумах облисполкомов – 20,2%,  пленумах облисполкомов – 16,9%, президиумах горсоветов – 34,1%, президиумах райсоветов – 9,95%, в центральном советском апарате Белоруссии работало 35,8% евреев.
 В Белорусской Академии наук евреи составляли 8,7%, в Белгос-университете – 18,25%, среди преподавателей, техников – 19,1%.
 В  январе 1931 г. – мае 1932 г. в составе бюро горкомов, райкомов евреи составляли 20,5%.
 Таким  образом,  в 20-е и в начале 30-х годов доля  евреев в  совет-ском и партийно-государственном аппарате превосходила  их долю в составе населения Белоруссии (в 1925 г. евреи составляли 10,1% всего населения) [39] .
  Конечно, с учетом изменений в национальной политике в середине 30-х годов численность евреев в структурах власти сокращается, однако продолжает  превышать в процентном соотношении  долю выходцев коренного населения большинства  советских республик. 
Так,  о роли евреев в общественно-политической  жизни  РСФСР, Белоруссии и Украины  в 1939 г. свидетельствуют следующие данные:
 РСФСР  – евреи составляют 0,9% всего населения. Однако их доля: 
в партийно-политическом аппарате – 8,3%;
в административном  управлении –  3,1%;
в культуре и науке – 11,3%;
 БССР –  евреи составляют 6,7% всего населения. Однако их доля:
в партийно-политическом  аппарате – 35,9%;
в административном управлении -  24,1%;
в культуре и науке – 29,9%;
 УССР – евреи составляют 5%  всего населения.  Однако их доля:
в партийно-политическом аппарате – 28,8%;
в административном управлении -  17,9%;
в культуре и науке – 23,2% [40] .
Поэтому происходит  отождествление евреев с советской властью, что и используется немецкой пропагандой. Местному населению внушалось, что цель оккупации – «освободить страну от еврейских властителей», а потому: «Все как один  –  против  жидовско-больше-вистской власти!» [41]
 А ведь о подобном слиянии понятий и его последствиях предупре-ждал еще в июле 1923 г. К.Каутский:  «...Успех единичных евреев, занимающих важные правительственные посты в России, еврейскому народу не принес и не принесет как нации ничего хорошего. Как необычайное явление это бросается в глаза и заставляет несознательные массы смешивать большевиков с евреями. Дошло до того, что широкие массы начинают усматривать в большевистском господстве еврейское господство». [42]
Немецкая пропаганда имела далеко идущие последствия. Вполне  возможно, что  одной из причин нового всплеска антисемитизма в 60–70-е годы было то, что основную часть рабочего класса, властные и партийные структуры низшего и среднего звена в эти годы составляли люди, выросшие на оккупированной территории, знакомые с нацистской пропагандой и впитавшие ее яд.
  И сегодня на территории бывшего СССР существующие  национал-фашистские организации используют словесные и изобразительные кальки антисемитской нацистской пропаганды времен войны.

[1] В.И.Дашичев. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и материалы. Т. 2,  М., 1973, с. 195.
[2] П Н Палий. В немецком плену. Париж, 1987, с. 46–48.
[3] Б. Двинов. Власовское движение в свете документов, Нью-Йорк. 1950, с.113.
[4]   Архив Яд Вашем. М-40. МАР/96, л. 6.
[5] Яд Вашем. Зал Имен.  Приложение к листу свидетельских показаний № 75626, л. 1–2.
[6] М. Карасик. Письмо  автору  книги. 4.04.2000.
[7] Адольф Гитлер. Моя борьба. «Т-ОКО».1992, с. 147.
[8] Там же, с. 149,150, 154.
[9] В. Орлов. Из записок гвардейского политработника. – Новый журнал. № 22, Нью-Йорк. 1949, с. 269–270.
[10] Архив Яд Вашем. М-40.МАР/96, л. 5.
[11] Там же.
[12] Там же. М-37/248, л. 4–5.
[13] Книга живых. Воспоминания евреев-фронтовиков, узников гетто и концлагерей, бойцов партизанских отрядов, жителей блокадного  Ленинграда. СПБ., 1995. с. 36.
[14] Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим. Т..8, с.151.
[15] Книга живых. Воспоминания евреев- фронтовиков... с. 36.
[16] Л. Ларский. Придурок, или мемуары гвардии рядового Ларского…. с. 150–151.
[17] Л. Люкс. Еврейский вопрос в политике Сталина.  – Еврейский камертон. Приложение к газ. «Новости недели» 25. 11. 1999. Израиль..
[18] Архив Яд Вашем. М-40. МАР/112, л. 8.
[19] Там же. М-41/1011, л. 4.
[20] Архив Яд Вашем. М-37/174, л. 2–3.
[21] Там же. М-53/240, л. 3.
[22] Там же.
[23] Там же, л. 1.
[24] Там же,  л. 3.
[25] Там же, л. 2.
[26]   Цит. по: А. Шлаен. Бабий Яр. Киев, 1995, с. 273.
[27] Архив Яд Вашем. М-37/25, л. 12.
[28]   Архив Яд Вашем.  М-37/174, л. 2–3.
[29]   Там же,  М-37/569, л. 24.
[30] Там же, л. 25.
[31] Mordechai Altshuler. Soviet Jewry on the Eve of the Holocaust. A Social and Demographic Profile. Jerusalem, 1998, p. 305, 313.
[32] Архив Яд Вашем. М-37/15, л. 2.        
[33] Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941–1944). Сборник документов и материалов. Иерусалим, 1991, с. 91–92.
[34] А. И. Круглов. Уничтожение еврейского населения в Винницкой области в 1941–1944 гг. Хроника событий. Могилев-Подольский. 1997, с. 38.
[35] С. Куртуа, Н. Верт… «Черная книга коммунизма». Преступления. Террор. Репрессии. М., 1999, с.237.
[36] Еврейский мир. Сборник  II. Нью-Йорк, 1944, с. 240.
[37] Л. Смиловицкий. Катастрофа евреев в Белоруссии 1941-1944. Тель-Авив, 2000, с. 77–78.
[38] Архив Яд Вашем. М-33/662, л. 4.
[39] А. Т. Лейзеров. Национальный состав партийного, государственного, хозяйственного аппарата в Белоруссии. (20-50 гг.) –  В сб. Белорусского гос. университета «Актуальные вопросы государства и права». Научные труды. Выпуск 4. Минск, 1994, с. 100–101.
[40]   Altshuler M. Soviet Jewry on the Eve of the Holocaust. A Social and Demographic Profile. Jerusalem, 1998, p.163.
[41] Архив Яд Вашем. М-40.МАР/96, л. 5.
[42] Г. В. Костырченко. Тайная политика Сталина. М., 2001, с. 59–61.