Всем пропавшим без вести,
погибшим в плену,
пережившим плен -
посвящается.
Глава
3.
«Спасение» - сотрудничество с нацистами.
Сотрудничество евреев-военнопленных
с нацистами? Если да, то в какой форме и каковы его причины?
Возможно, некоторым подобные вопросы покажутся кощунственными:
всем известно о тотальном геноциде в отношении евреев со
стороны нацистов.
О сотрудничестве с нацистами гражданских
узников-евреев, чаще еврейской полиции и юденратов гетто,
есть исследования израильских ученых.
Но
о фактах сотрудничества
евреев-военнопленных почти ничего неизвестно. Некоторые читатели, возможно, вспомнят, как Н.С. Хрущев
упоминал о неком Когане, еврее-переводчике, служившем в
штабе Паулюса. Это было встречено в штыки всеми евреями.
Этого не могло быть! Однако мы уже говорили о
евреях-военнопленных, выдававших себя за немцев и
работавших в немецких учреждениях.
Известны случаи использования евреев-военнопленных
в качестве переводчиков в лагерях для военнопленных или,
порой, даже в немецких учреждениях. Причем, немецкие власти
зная о еврейском происхождении многих переводчиков, временно мирились
с этим в силу нехватки
столь необходимых им специалистов. И это было достаточно
распространено.
Именно поэтому немецкое военное руководство
категорически выступало против использования евреев в военных
структурах. В частности, в секретной записке штаба оперативного
руководства вооруженными силами Германии, озаглавленной
«Евреи в новооккупированных восточных областях», адресованной
группам армий «Юг», «Центр», «Север», командующим оперативными
тылами, командованию армий и танковых групп на Востоке,
от 12.9.1941 г. подчеркнуто: «… не должно иметь место сотрудничество вермахта с еврейским
населением…
…не нужно
привлекать отдельных евреев для работы во вспомогательных
службах вермахта...»
[1]
Этой записке вторит и другое распоряжение:
«Главное командование сухопутных войск своей
инструкцией, Генеральный штаб сухопутных войск, Генеральная
ставка, Отдел использования военнопленных № 11/16560/41 от 11.10.1941 г. сообщает следующее: За недостатком гражданских лиц, говорящих
на немецком языке, в отдельных случаях в городах на оккупированной
территории на Востоке евреи использовались в переводческих
целях.
Указывается
на то, что внутри армии евреев не следует использовать ни
в служебных, ни в личных целях»
[2]
.
Однако действительность диктовала свое. Немцы испытывали острую необходимость в переводчиках
и поэтому уже через месяц
внесены дополнения:
«Главный штаб 12.11.1941 г.
Командующий оперативным тылом «Юг».
Разведывательный отдел
Касательно: Привлечение к работе евреев
В распоряжении Главного командования сухопутных
войск от 11.10. 41 г., Генерального штаба сухопутных войск,
начальника тыла объединения, шифр военно-административного
отдела (У), № 11/ 16560/41, приказано следующее:
Ввиду нехватки гражданских лиц, говорящих
на немецком языке, в отдельных случаях евреев следует привлекать
в городах оккупированных восточных областей для работы в
качестве переводчиков. Подчеркиваю, что евреев нельзя привлекать
к служебной и личной работе внутри войск »
[3]
.
Для немцев это была вынужденная мера, на
которую они пошли вопреки первоначальным указаниям.
Хотя, как правило, еврей, становившийся
переводчиком, скрывал
свое происхождение, но если его тайна обнаруживалась, раньше
или позже он разделял судьбу своих собратьев.
В гомельском лагере Дулаг № 121 у главного
врача лазарета был переводчик. Когда немцы узнали, что он
еврей, его расстреляли
[4]
.
Майор П.Н.Палий вспоминает, что в офицерском лагере Поднесье осенью 1941 г. переводчиком был «высокий красивый
лейтенант с грузинской фамилией, по прозвищу Драгун. Пользуясь
положением, Драгун брал у пленных часы, разные карманные
вещи, хорошие сапоги, ремни, шинели и другое,
а взамен приносил хлеб, вареную картошку, котелки жидковатой
пшенной каши…»
[5]
Далее Палий рассказывает, что на одной из
утренних поверок немецкий офицер по-русски обратился к строю
с требованием, чтобы все политруки, комиссары вышли из строя.
Офицер предупредил, что у него есть список и те,
кто не выйдет, понесут суровое наказание…
Вышло 109 человек. Был схвачен и Драгун-переводчик.
«Его зверски, беспощадно» избили перед строем
дубинками и подвели к группе политработников. «Вот вам пример!
- сказал офицер. - Ротный комиссар, коммунист и жид!
Если среди вас есть еще такие гады,
вы должны сами их найти и выкинуть из своих рядов!»
[6]
Однако переводчики бывали разные, среди
них были и такие, которые, выслуживаясь перед немцами, надеялись
спасти свою жизнь.
Г.
Григорьева вспоминает, что в лагере военнопленных в Пятигорске
переводчиком и полицаем был еврей, который выискивал евреев
среди пленных. Однажды он загнал на вышку пленного-еврея
и заставил его кричать: «Я юде! Я юде!» Я не могла поверить.
Ладно, те, но ты, когда твой народ убивают, как ты мог?»
[7]
Почему
евреи-военнопленные шли на сотрудничество с врагом? Над военнопленными других национальностей не
висел меч расового геноцида. У них,
кроме выбора между жизнью и голодной смертью, могли
быть и социально-политические мотивы, толкавшие на сотрудничество
с нацистами, или просто лояльность, что гарантировало жизнь
и сносные условия существования.
Еврейское сотрудничество носило специфический
характер: еврей, в отличие от военнопленных других национальностей,
вынужден был скрывать свое еврейское происхождение.
У
евреев, подвергавшихся тотальному уничтожению, сотрудничество
с врагом было единственным шансом, увеличивающим вероятность
спасения. Поэтому некоторые хватались за этоту возможность,
дающую надежду на жизнь.
К сожалению, нам неизвестно имя военнопленного,
которому, согласно немецкой разведсводке группы армий «Юг»
от 13.2.1942 г., удалось устроиться в одном из учреждений
продовольственного снабжения сухопутных войск. «Еврею удалось
выдать себя за украинца и занять должность электрика. Он
сумел настолько войти в доверие, что ему удалось стать вольнонаемным
Вермахта, ему была выдана форма немецкого военнослужащего.
Когда он подал заявление в городскую управу о выдаче ему
удостоверения как украинцу, выяснилось, что он еврей»
[8]
.
Из этого случая был сделан вывод, что «все
гражданские служащие и военнопленные, которые заняты в штабах
или учреждениях, должны подвергаться проверке органами государственной
тайной полевой полиции»
[9]
.
Несмотря на многочисленные разнообразные
проверки, нескольким сотням евреев-военнопленных удалось
спастись, вступив во власовскую армию.
По
некоторым сведениям, органы НКВД при
репатриации в 1945 г. советских военнопленных, служивших
в армии Власова, подчеркиваю, не обвиненных в этом, а захваченных
в немецкой форме,
указали, что более сотни человек заявили, что они евреи
[10]
.
Полковник
Б.М. Гоглидзе, бывший в 1945-1947 гг. сотрудником Парижской
миссии по репатриации, свидетельствует,
что в указанный период было отправлено в СССР около 300
человек евреев-власовцев
[11]
.
Конечно, по немецким документам они евреями
не числились. Они, как и многие оказавшиеся во власовской
армии пошли туда, спасаясь от
голодной смерти в лагере,
с надеждой перебраться за линию фронта.
Итак,
были евреи, которые, скрыв
в плену свое еврейство и сменив фамилию,
шли на сотрудничество с врагом, чтобы при первой
возможности перейти либо к партизанам, либо вернуться в
Красную армию. Другие вели
борьбу в составе
лагерных подпольных организаций
как в Германии, так и на оккупированной территории. Одним
из таких евреев, избравших сложный путь возвращения в строй
борцов, был С. М. Рабинович. О нем очень кратко рассказывает документ, обнаруженный
в картотеке евреев-партизан:
«1.Рабинович Самуил Павлович.
2. 1916 г.р. местечко Свислоч, Осиповичского
р-на БССР, недалеко от г. Бобруйск.
3.Образование среднее: 7 классов неполной
ср. школы, ФЗУ завода им. Маркса в Ленинграде.
4.Слесарь- инструментальщик.
5.В Кр. Армию призван на 3-х мес. Сбор 26.04.1941
г. в 3 топографический отряд, в связи с началом боевых действий
напр. в Карело-Финскую р-ку. В
августе 1941 г. переведен в 10 стрелковую дивизию, 204 полк
на Ленинградский фронт в р-н станции Стрельно.
6. ------------------------------------------------------------------------------
7. Взят в плен 16.09. 1941 г. Находился
на ст. Волосово, Псков, Двинск, потом в Штутгарте, Берлине.
8. Рабинович Самуил Павлович после окончания
школы в Берлине в отряде по борьбе с партизанами
под Смоленском р-н
Стар. Быхово (охрана ж-д пути) в первый день службы сбежал, прихватив оружие,
встретил партизанский отряд, где и остался»
[12]
. (Выделено
мною.
- А. Ш.)
К сожалению, неизвестно, как удалось С.П.
Рабиновичу пройти многочисленные проверки в немецких лагерях,
под какой фамилией он скрывался у немцев. Как удалось ему
избежать проверки, известной как «крещение кровью»? Во время
этой «проверки» большинство «курсантов» всяческих карательных,
охранных и других специальных нацистских школ проверялись
в конкретной работе, причем не только в арестах, охране,
депортации евреев в лагеря, но и личным участием в расстрелах,
о чем есть немало свидетельств бывших «курсантов» подобного
рода заведений.
Комиссар батальона
горский еврей из Азербайджана
Мугдаши Хизгилов попал в плен под Вязьмой. В лагере назвал себя азербайджанцем Мигдаром Абдуллалиевым. Принимал участие в работе лагерной подпольной
организации.
В мае 1942 г. в составе группы азербайджанцев был направлен
в формируемый на
территории Польши азербайджанский легион. Получил звание
гауптмана и стал командиром одной из рот этого легиона.
Ему удалось создать подпольную группу из нескольких офицеров-азербайджанцев.
Группа вела антигитлеровскую пропаганду и способствовала
переходу многих легионеров-азербайджанцев на сторону Красной
Армии
[13]
.
«В январе 1943 г. Хизгилов был предан, арестован
гестапо и заключен в Демблинскую тюрьму, откуда в мае 1943
г. бежал и организовал партизанскую группу. С августа 1943
г. до соединения с частями Красной Армии являлся зам. командира
и начальником штаба партизанского отряда»
[14]
.
Сложный путь возвращения в ряды борцов с фашизмом избрал А. И. Афроимов.
Из документов известно, что родился он в 1921 г. Был кандидатом
в члены ВКП(б),
войну встретил в должности зам. политрука. Оказавшись
в плену, выдал себя за украинца и потом добровольно вступил
в полицию. Более года был на службе у немцев. Подробности
о деятельности Афроимова в полиции неизвестны. Можно лишь
с большой долей уверенности предположить, что Афроимов имел
связи с подпольем, выполнял его задания,
а затем в октябре 1943 г. ушел к партизанам
[15]
.
К
сожалению, есть примеры и
добровольного сотрудничества евреев с немцами. Были среди евреев предатели? Увы, да. Этим единицам казалось, что сменить фамилию
мало, немецкая форма или форма пособников немцев увеличивает шанс на спасение, может дать гарантию
безопасности.
Вениамин Давидович Фрукт, проживавший до
1940 г. в Бессарабии,
был призван в армию и в сентябре 1941 г. попал в плен.
В плену он назвался Маркевичем Иваном Дмитриевичем.
В материалах следствия по его делу говорится, что он добровольно
пошел на службу «к немцам и румынам» и «до15 сентября1944 г. носил немецкую форму и револьвер, ездил на автомобиле.
Фрукт-Маркевич отвечал
за снабжение румын и немцев продовольствием в районе Проскуров
- Жмеринка. Сам Фрукт-Маркевич не отрицает добровольного
сотрудничества с оккупантами, но объясняет, что вынужден
был так поступать, чтобы спасти свою жизнь»
[16]
.
Надо отметить, что В. Д. Фрукт
не являлся прямым участником
преступлений, творимых на оккупированных территориях.
К сожалению, имеются и другие примеры.
В оккупированном Львове Хаим Сыгал,
назвавшись Кириллом Сыголенко, по другим сведениям
Коваленко), добровольно вступает в
сотню ОУН. То есть сознательно идет на сотрудничество
с врагом и становится военным преступником, принимая неоднократно
участие в уничтожении мирного населения. 18 ноября 1941
г. сотник К. Сыголенко принимает участие в совещании руководства
УПА «Полесская Сичь». А 19 ноября
Сыголенко вместе
с 60-ю казаками УПА «Полесская Сичь принимает участие в
расстреле в Олевске 535
евреев
[17]
. После этого К. Сыголенко становится личным адьютантом
командира «Полесской Сичи» Боровца-Бульбы. Через короткое
время он уже начальник
полиции города Дубровицы, где
проводит акцию по уничтожению евреев и лично
участвует в расстрелах. К. Сигаленко отступает вместе
с немцами в Германию. После войны в 60-е годы он был опознан одной из свидетельниц его преступлений. Процесс над ним состоялся
в Ровно. Прокурор в
своей обвинительной речи, опираясь на еврейское происхождение Сыголенко, не преминул указать на связь «международного
сионизма с украинским буржуазным
национализмом. Решением суда Сыголенко (Хаим Сыгал) был
приговорен к расстрелу
[18]
.
Исключительный случай - добровольное сотрудничество
еврея-военнопленного с гестапо. Причем, гестаповцы знали
о еврейском происхождении своего агента и использовали этот
факт. Эта история столь необычна, что приведем ее
полностью.
26 июня 1943 г. в партизанском соединении
генерал-майора А.Ф. Федорова был расстрелян немецкий шпион
Косов Давид Михайлович
[19]
. В документах следствия указано, что
Косов - по национальности еврей, уроженец г. Киева. Семья
- в советском тылу
[20]
. Указание о семье в советском тылу очень существенно.
То есть Косова не шантажировали, обещая безопасность семьи,
как бывало неоднократно при попытках немцев вербовать евреев
с целью использования их против партизан.
Из показаний самого Косова следует, что
он «в первые дни войны попал
к немцам в плен и во время пребывания в лагерях для
военнопленных в г. Житомире, завербован гестапо на работу
в пользу немцев, после чего был освобожден и переведен в
музыкальную команду жандармерии г. Житомира.
Через некоторое время Косов направляется
на курсы гестапо
в Житомире. Эти курсы готовили диверсантов в основном из
бывшего комсостава РККА. В порядке исключения зачислили
и Косова. По окончании учебы он использовался как секретный
агент по г. Житомиру.
13 марта 1943 г. Косов при разгроме партизанами
немецкого гарнизона в селе Ручеевка в числе, так называемых
«украинских казаков», взятых
в плен, перешел на сторону партизан.
Задание у Косова было следующее:
«а) установить количественный состав соединения;
б) изучить командный и политический состав,
особенно о Федорове и его штабе;
в) вооружение соединения и количество вооружения;
г) источники снабжения;
д) сигналы для приемки самолетов, места
дислокации и маршруты соединения»
[21]
.
Особый отдел соединения в течение 3-х месяцев
следил за Косовым и в тот момент, когда «Косов намерен
был оставить наш лагерь и со всеми добытыми им данными о
нашем соединении, уйти в гестапо, Косов 21 июня 1943 г. был Особым отделом арестован
и 26 июня уничтожен»
[22]
.
В отчете
названы имена еще четырех разоблаченных агентов гестапо (не евреев), выполнявших аналогичное
задание. А всего за время деятельности отряда таких агентов
было разоблачено более сотни
[23]
.
Наиболее известна и вместе с тем загадочна
и не разрешима до сегодняшнего дня история Мелентия Александровича
Зыкова. Даже неизвестна его настоящая фамилия. По его словам,
он был одним из ближайших сотрудников Н. И. Бухарина, печатался
в центральных советских газетах. В
мае 1942 г. в звании дивизионного или корпусного комиссара
М. А. Зыков попал
в плен под Харьковым.
В 1943 г. генерал-лейтенант А. А. Власов
назначил его ответственным за прессу. В частности, Зыков стал редактором газет «Заря», которая
предназначалась для военнопленных, и «Доброволец» - для
русских добровольцев в немецкой армии
[24]
.
Неоднократно встречавшийся с ним начальник «отдела
пропаганды для добровольцев особого назначения», немецкий
соратник А. А. Власова Штрик-Штрикфельд говорит о Зыкове,
что он «был человеком подкупающего ума и обширных знаний»
[25]
.
Вскоре после начала издания этих газет со
стороны немецкой службы безопасности СД последовали упреки,
что в них «слишком мало места отводится борьбе против еврейства»
[26]
.
А когда и Восточное министерство
и Министерство пропаганды Германии заявили, что «Заря» и
«Доброволец» «не ведут антисемитской воспитательной работы»,
как пишет Штрик-Штрикфельд, Зыков нашел интересное решение:
«Хорошо,
сказал он мне, - мы включим антисемитские материалы в “Доброволец” и в “Зарю”. Мы будем брать их из
немецких газет, например, под заголовком: “Фелкишер беобахтер”
пишет – двоеточие. Наши читатели сразу поймут, что эта заметка
идет в нагрузку. Советский человек научен
читать между строк!»
[27]
Однако
деятельность Зыкова не могла быть не замечена его противниками
в самом движении. Так, один из доносчиков гестапо сообщал,
что в окружении Власова находятся люди, «хранящие полное
молчание насчет еврейского вопроса»
[28]
. Это был явный намек на Зыкова. Да он и не скрывал
своего отношения к антисемитизму. В одной из бесед, размышляя
о будущем России, Зыков сказал, что «если черносотенцы придут
к власти – горе русскому народу!»
[29]
.
Об
отношении Власовского движения к еврейскому вопросу интерес
вызывает свидетельство П. Н. Палия:
по его словам, в лагере Вольгаст, капитан РОА, прибывший
агитировать за вступление пленных специалистов в
армию Власова, о еврейской политике Власова сказал следующее:
«Мы не собираемся копировать немцев в этом вопросе. Несколько
миллионов еврейского населения в СССР являются такой же
этнической группой в общей массе, как калмыки, украинцы,
татары, поляки и т. д. Они полноправные члены многонационального
сообщества народов, населяющих СССР, и такими же останутся,
когда вместо СССР будет та Россия, за которую мы боремся»
[30]
.
Такой
подход никак не мог устроить немцев, поэтому судьба Зыкова
была предрешена. Летом 1944 г.
А. М. Зыков бесследно исчез, «по видимому был арестован
в Берлине гестапо»
[31]
.
Один
из участников власовского движения Алымов конкретно указывает
на причину ареста «гениального еврея Зыкова», который сознательно
сеял недовольство в офицерской среде, «вбивая клин между
РОА и Вермахтом»
[32]
.
Возникает вопрос о причинах сотрудничества
Зыкова с нацистами.
Маловероятно, что он согласился сотрудничать с немцами с
целью спасения своей жизни. Можно предположить, что появление
Зыкова в штабе Власова было частью
хорошо продуманного плана НКВД. То, что советская
разведка неоднократно направляла своих агентов в РОА, известно. Может быть, одним из таких
агентов и был Зыков. Тем более,
что точных данных о его аресте гестапо нет и сегодня.
Завершая разговор о сотрудничестве евреев-военнопленных
с немцами, отметим, что, конечно, среди евреев, попавших
в плен, могли быть и, наверняка, были противники советской
власти, особенно если речь шла о старшем поколении или родственниках
репрессированных. Более того, будь
у некоторых из них возможность открытого сотрудничества
с нацистами - они бы пошли на это.
Но уникальность трагедии евреев вообще и
евреев-солдат в частности в том, что в отличие от солдат
всех других национальностей евреям не оставляли шанса на
выживание даже при их возможном согласии сотрудничать
с врагом.
Главной причиной положения, в котором оказались евреи-военнопленные, был воинствуюший
антисемитизм.
[1]
Архив Яд Вашем. М-53/92, л.1. (Полностью документ опубликован
в Приложении)
[2]
Там же. М-40/RCM-37, л. 1.
[3]
Там же. М-5303/6346,
л.8.
[4]
Там же. М-33/479,л. 61.
[5]
П. Н. Палий. В немецком
плену, с. 84.
[6]
Там же, с. 86.
[7]
Архив Яд Вашем. Свидетельские показания Г. Григорьевой 9.10. 1992 г.
№ 03/6712.
[8]
Там же. М-53/236,
л.2-3.
[9]
Там же, л.3.
[10]
П. Полян. Скрывшие свое имя. - «Русская мысль» Париж, 13.05. 1999.
[11]
Из
беседы автора с
Б. М. Гоглидзе 15 апреля 1999 г.
[12]
Архив Яд Вашем. М-40/МАР-1.
[13]
Г. Райхман. … Его звали
«Черный капитан». – «Калейдоскоп». Приложение к газ. «Время» 5.10.2000.
[14]
Из определения № 404/382
от 18 марта 1958 г. Военного трибунала Белорусского военного
округа о прекращении дела в отношении Мугдаши Хизгилова
от 3 ноября 1945 г.
Целых
12 лет против М.
Хизгилова велось расследование – слишком многие видели
его в форме немецкого офицера. Военный трибунал Белорусского военного округа прекратил его
«дело» - «за отсутствием состава преступления». М.Хизгилов
был восстановлен в
КПСС. Награжден орденами
и медалями. Документы переданы дочерью М. Хизгилова.
[15]
Архив
Яд Вашем. М-37/015 , л.123.
[16]
Там же. М-53/53 , л.2.
Фрукт – Маркевич на основании ст. 54-8 и 196 УК УССР
был приговорен к 10 годам
лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях
и последующим поражениям в правах на 5 лет с конфискацией
имущества.
[17]
А. И. Круглов. Уничтожение
еврейского населения в Винницкой области в 1941-1944 гг.
Хроника событий. Могилев-Подольский,
1997, с.34.
[18]
С. Гиль. Кровь их и сегодня говорит.
О катастрофе и героизме евреев в городах и местечках Украины.
Нью-Йорк. 1995, с.226-230.
[19]
Архив
Яд Вашем. М-37/675, л. 9.
[20]
Там же.
[21]
Там же, л.11
[22]
Там же
[23]
Там же. М-37/675,
л. 4.
[24]
В. Штрик-Штрикфельд. Против
Гитлера и Сталина. Генерал Власов и Русское Освободительное
Движение. - Посев. 1993, с. 131.
[25]
Там же.
[26]
Там же с. 314
[27]
Там же, с. 179.
[28]
Й. Хоффман. История власовской
армии. Париж. 1990, с.39.
[29]
В. Штрик-Штрикфельд. Против
Гитлера и Сталина, с. 240.
[30]
П. Н.
Палий В немецком плену, с. 222.
[31]
Й. Хоффман. История власовской
армии, 1990, с.38.
[32]
Там же, с. 39.