Всем пропавшим без вести,
погибшим в плену,
пережившим плен -
посвящается.

Глава 5 .

Проблема еврейских воинских соединений в Красной Армии

Как говорилось выше, евреи Советского Союза немедленно включились в борьбу против нацизма не только в результате всеобщей мобилизации, объявленной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., но и потому, что, ощущая себя полноправными гражданами и патриотами СССР, добровольно вступали в ряды Красной Армии. Маловероятно, что в те первые месяцы у евреев могли возникнуть мысли о создании отдельных еврейских частей или подразделений в составе Красной Армии.  Подобные идеи, судя по документам, появились только после проведения в Москве 24 августа 1941 г. первого радиомитинга представителей еврейского народа, пробудившего еврейское самосознание советских евреев.

Одно из первых упоминаний об этом содержится в плане создания Еврейского антигитлеровского комитета, предложенного польскими евреями Х.Эрлихом и В.Альтером –  видными руководителями Бунда, арестованными  НКВД в октябре 1939 г. в Бресте. После  подписанного в  Лондоне 30 июля 1941 г. советско-польского соглашения и прилагавшегося к нему «протокола о предоставлении амнистии всем польским гражданам, находившимся  на территории СССР в качестве военнопленных или на других основаниях» [1] , Х.Эрлих и В.Альтер  были освобождены из советской тюрьмы в сентябре 1941 г. Активно включившись в политическую деятельность по мобилизации западных евреев на борьбу с фашизмом, они  уже в октябре 1941 г. предложили создать еврейскую воинскую часть, правда, не из евреев СССР, а «сформировать в США  Еврейский легион и отправить его на советско-германский фронт» [2] . Однако сталинское руководство не решилось разыграть «еврейскую карту» руками евреев, политически чуждого направления.  Х.Эрлих и В.Альтер в декабре 1941 г. были опять арестованы по абсурдному обвинению  за связь с германской разведкой и позднее приговорены к смертной казни.

  Однако не только Алтер и Эрлих прореагировали на  радиомитинг 24 августа 1941 г. Уже через неделю после митинга на призыв советских евреев об оказании помощи СССР прежде всего откликнулась Всемирная сионистская организация. Уже 2 сентября 1941 г. состоялась встреча посла СССР в Великобритании И.М.Майского с  президентом Всемирной сионистской организации Х.Вейцманом.  В секретной телеграмме Майского в НКИД СССР сообщается, что Вейцман с удовлетворением отметил, что «голос евреев в этой войне впервые раздался из СССР. Вейцман только что вернулся из США… по его впечатлениям общественный интерес к войне среди американцев значительно упал, ибо средний американец рассуждает примерно так: русские хорошо де-рутся, вместе с англичанами они как-нибудь изничтожат Гитлера, а нам, американцам, нет смысла слишком глубоко влезать в эти дела. Вейцман считает такие настроения преступно легкомысленными и думает, что американское еврейство, если оно будет надлежащим образом стимулировано, сможет  в сильной степени им противодействовать. Вот почему он всецело приветствует инициативу советских евреев». [3]
 9 октября состоялась  беседа И.М.Майского с председателем правления Еврейского агентства Палестины Д.Бен-Гурионом, который подчеркнул: «мы очень хотим сделать все, что в наших силах, чтобы помочь достижению нашей общей победы. Мы хотели бы уточнить, каким образом мы можем оказать содействие СССР…  мы полагаем, что в состоянии сделать что-то и вне Палестины» [4] . В ответ на это Майский   выразил конкретную просьбу: «Вы окажете нам большую услугу, если доведете до сознания американцев проблему срочности оказания нам помощи, нам нужны танки, пушки, самолеты – как можно больше, и, главное, как можно скорее [5] ».
 Контакты между представителями советского Союза и сионистскими деятелями не ослабевают. 8 декабря 1941 г. происходит встреча советского посла вТурции Виноградова с представителем еврейского палестинского агентства Элиасом Эпштейном. На этот раз есть конкретные предложения: Еврейское агентство готово поставлять в Союз медикаменты и «бригаду врачей с походными госпиталями» [6] . Если на поставку медикаментов, медицинского оборудования и денежных взносов было дано согласие, то предложение о  помощи врачами и походными госпиталями, было решено «считать неприемлемым» [7] .
Вместе с тем советское руководство не могло не обратить внимание на выгоды, которые сулила поддержка со стороны влиятельных международных еврейских организаций, и, как мне кажется, чтобы  на прямую не вступать с ними в контакт, решило создать некую буферную организацию. Поэтому «по инициативе Совинформбюро и с разрешения ЦК ВКП(б)» было принято принципиальное решение о создании при Совинформбюро Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), председателем которого был назначен известный актер ГОСЕТ (Государственный еврейский театр) С.Михоэлс, а его заместителем и ответственным секретарем ЕАК  Ш.Эпштейн.
Деятельность ЕАК полностью контролировалась руководством ЦК ВКП(б). Это признает  С.А.Лозовский  – начальник, потом зам. начальника Совинформбюро в секретной записке секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову в июле 1945 г. Лозовский отмечает, что все материалы, статьи, письма, телеграммы, отправляемые за границу, должны были визи-роваться Совинформбюро.
Только с разрешения и утверждения Совинформбюро происходили встречи с иностранцами, посещения посольств, организация банкетов и приемов. Все речи и выступления на митингах и пленумах просматривались предварительно Совинформбюро и утверждались Управлением пропаганды ЦК ВКП(б). Также полностью контролировались контакты Еврейского антифашистского комитета с зарубежными организациями [8] .Всю деятельность ЕАК курировал секретарь ЦК ВКП(б) А.С. Щербаков, который руководил всей международной пропагандой и, стало быть, пропагандой антифашистских комитетов. Таким образом, ЕАК практически был пропагандистским придатком ЦК ВКП(б) и советских спецслужб.
Задача ЕАК, говорилось в аналитической записке, составленной отделом внешних сношений ЦК ВКП(б) в 1946 г., «заключалась в мобилизации еврейского населения за рубежом на борьбу против фашизма и пропаганде достижений СССР в зарубежной печати. В период Великой Отечественной войны Еврейский антифашистский комитет сыграл известную положительную роль, содействуя в некоторой степени мобилизации зарубежного еврейского населения на борьбу с немецким фашизмом» [9]
Если на первом еврейском антифашистском митинге 24 августа 1941 г. прозвучал призыв советских евреев к евреям всего мира развернуть кампанию помощи Красной Армии  вооружением и медикаментами,  на который откликнулись все слои еврейского населения различных стран, особенно США, Англии и Палестины [10] , то на втором митинге еврейской общественности, проходившем в Москве  24 мая 1942 г., прозвучал призыв к вооруженной борьбе. В обращение к мировому еврейству 24 мая 1942 г. говорилось:
«Евреи оккупированных фашистами стран, ломайте стены зловонного гетто! Берите в руки оружие! Вступайте в партизанские отряды! Вредите гитлеровцам на каждом шагу!
Евреи Великобритании и Америки! В этой войне нет места выжиданию. От Иоганнесбурга до Монреаля, от Александрии до Сан-Франциско, евреи, идите в бой!
Мы, евреи Советского Союза, показали вам пример. Ни часа ни минуты промедления.
Братья-евреи Соединенных Штатов Северной Америки, Англии, Канады, Палестины, Южной Африки, Австралии, нужно еще больше самолетов, чтобы раздавить фашистских убийц! Нужно еще больше танков, чтобы освободить захваченные Гитлером области. Не щадите ваших жизней, вступайте в ряды армий антигитлеровской коалиции!
Евреи Южной и Центральной Америки, вы далеки от поля брани! Вы каждое утро проклинаете гитлеровцев, терзающих ваших братьев. Пусть станут  ваши проклятия танковыми колоннами! Пусть станут ваши благославления эскад-рильями истребителей и бомбардировщиков.
Евреи всего мира! Соберем деньги, закупим тысячу танков, пятьсот самолетов и пошлем их Красной Армии!
Братья-евреи  всех стран! Будьте суровыми солдатами! …. бейтесь до последней капли крови» [11] .
Этот призыв имел громадное значение для активизации сил американских евреев, большинство которых было связано родственными уза-ми или землей исхода с СССР (прежней царской Россией), на борьбу с фашизмом. Роль этого обращения и сегодня не оценена в должной степени исследователями роли участия евреев в армиях стран антигитлеровской коалиции.
На заседаниях ЕАК в различной форме неоднократно возникает вопрос об участии западных евреев в войне и создании еврейских воинских частей за рубежом. Так, на заседании первого пленума ЕАК 28 мая 1942 г. член Комитета И.М.Нусинов подчеркивает: «Не должно быть  ни одного еврея, который не принимает самого активного, самого боевого участия в войне всеми доступными мерами… Необходима предельная организация военных еврейских сил за пределами СССР. Еврейская молодежь, которая сражалась в Испании, различными путями ищет возможности включиться в эту войну» [12] .
Ту же мысль проводит другой член ЕАК, академик Л.Штерн:  «нужно указать в обращении, чтобы были созданы еврейские легионы, которые направились бы к нам. Указать на то, что в Советском Союзе, на советской территории решается весь вопрос. К нам посылают танки. Если бы появились добровольческие дивизии. Там могли бы быть и рядовые бойцы, там могли бы быть и медработники, т. е. участие не только деньгами, а всем, что можно дать» [13] .
Впрочем, как известно, никаких национальных еврейских формирований в армиях стран антигитлеровской коалиции, кроме Еврейской бригады в составе английской армии, так и не было создано. Не возникли подобные формирования и в СССР, хотя неофициальные просьбы об этом, как свидетельствуют документы, были неоднократны.
Первые письма евреев СССР  в ЕАК с подобными просьбами попадают в руки С.Михоэлса уже в конце 1941 г.  Так, бывший комиссар 1-й Иркутской дивизии, участник Гражданской войны И.П.Калманович, обращаясь к будущему председателю Еврейского антифашистского комитета С. Михоэлсу, 14 декабря 1941 г. пишет:
«Многие национальности – чехи, поляки, греки и другие оформляются в специальные воинские части. Положение нашего народа, разумеется, совершенно иное, и мы, конечно, должны сражаться в рядах нашей доблестной Красной Армии. Но наряду с этим я полагаю, что было бы целесообразно создание нескольких еврейских дивизий. Мне кажется, что наш народ в этой великой битве должен особо проявить себя военной доблестью. В Советском Союзе мы впервые за два последних десятилетия получили абсолютно равные гражданские права, в том числе права и обязанности военной службы во всех рангах. Поэтому нужно, чтобы мы в специальных частях оправдали это право. Нужно, чтобы гитлеровское зверье было избиваемо и истребляемо также и особыми еврейскими частями Красной Армии.
… у многих людей во многих странах, в том числе и среди самих евреев, существует тысячелетний предрассудок о якобы органической неспособности нашего народа к военному делу.
Все это, как мне кажется, дает нам право на то, чтобы доказать, что в Стране Советов вновь возродилась былая военная доблесть нашего народа, на разгром которого старый Рим, покоривший весь мир, когда-то бросил 2/3 своих вооруженных сил. Мы должны доказать, что обученные при братской помощи великого русского народа военному искусству евреи могут разбивать нацистов на поле брани.
Если бы Вы разделили мое мнение и оно бы получило одобрение Партии и Правительства, я глубоко убежден, что в короткий срок можно было бы создать боеспособные воинские части, которые получили бы громадную моральную поддержку братьев-евреев во всем мире» [14]
Это письмо интересно не только предложением о создании еврейских воинских частей, но самим фактом обращения еврея-коммуниста к тысячелетней истории нашего народа. Комиссар И.П.Калманович говорит о «тысячелетнем предрассудке…», о «воинской доблести, на разгром которой  старый Рим» бросил свои легионы.  Это письмо, как  никакое другое, говорит о неистребимости еврейского сознания даже в человеке,  давно связавшем свою судьбу с коммунистической партией. 
Тема создания отдельных еврейских воинских частей возникает на пленуме ЕАК 18–20 февраля 1943 г. П.Маркиш в своем выступлении  рассказал, что к нему на фронте подошел  полковник, командир танкового соединения: «”Я – еврей, – сказал он, – и хотел бы сражаться как еврей. Я бы хотел выйти к соответствующим властям с предложением сформировать отдельные еврейские соединения…”
Тогда я спросил его: Какой вы видите эффективность подобных соединений? И он ответил: Величайшей. Еврейские солдаты стоят перед лицом... возможности: убить врага или погибнуть…”» [15]
В ходе войны, когда почти каждый еврей уже потерял своих близких не только на фронте, но и на оккупированных территориях, когда по мере их освобождения стало широко известно о поголовном уничтожении евреев, аргументы о создании еврейских воинских частей стали носить другой характер.
Ветеран войны С. Дыхне вспоминает, что  после освобождения Краснодара и составления акта о зверствах гитлеровцев в городе,  комиссар 328-й стрелковой дивизии  Авраам Маргулис в присутствии С. Дыхне и еще нескольких офицеров-евреев сказал: «Вот мы сидим несколько офицеров-евреев… И я вам говорю как евреям, что у нас должно быть свое государство. Если бы сейчас было это государство, если бы оно имело армию, ну хотя бы один полк, с несколькими танками и самолетами, фашистские сволочи не прибегли бы к такому геноциду. Нужна еврейская армия… Черт возьми, чехи на нашей территории создают свои части, поляки тоже. Создать бы еврейскую дивизию наподобие эстонской или латышской. Но скажи об этом вслух, тем более напиши – голова секир башка… Все закурили. Маргулис уже тише молвил: “Надеюсь, вы меня не продадите…”» [16]
Евреи обращались и к тем общественным деятелям, в ком видели выразителей интересов народа, имевших возможность, как казалось авторам писем, донести до правительства эти «крамольные», по советским понятиям, идеи.  Так, в своем письме от 25 марта 1944 г. И.Эренбургу старший лейтенант С.Гриншпун пишет: «Товарищ Эренбург! Возможно, я ошибаюсь, но меня интересует такой вопрос: в числе национальных формирований неплохо было бы сформировать еврейские части. Я убежден, что евреи будут драться с фашистами с десятикратной ненавистью: как патриоты Родины и как мстители за кровь своих единокровных братьев, сестер, отцов, матерей, жен и детей. Ведь нет ни одного еврея, который, кроме общегосударственных счетов с фашизмом, не имел бы личных счетов с фашистскими извергами» [17] .
Кроме подобных неофициальных предложений и пожеланий, изложенных в частных письмах,  известен  факт обращения и в официальные инстанции. Так, в декабре 1941 г. в Совет национальностей Верхо-вного Совета СССР пришло письмо из осажденного Ленинграда с предложением: «Немедленно начать формирование еврейской добровольческой армии из евреев нашей автономной (еврейской. – А. Ш.) области, из евреев, не служащих в рядах Красной Армии, из евреев всех стран мира, у которых есть мужество, отвага и честь...» [18] .  Копию пись-ма автор отправил и в Военный совет Ленинградского фронта и просил оказать всемерное содействие.
 Автором этих писем был участник Гражданской войны Гершон Львович Зильберман. Не дождавшись ответа, в апреле 1942 г. Зильберман обращается с письмом к секретарю ЦК ВКПБ(б) и первому секретарю Ленинградского обкома А.А.Жданову. И вновь никакой реакции. В сентябре 1942 г. Зильберман вновь отправляет послание Жданову. Через месяц приходит ответ, что его письма переданы в Главное политическое управление в Москву [19]
Вероятно, писем подобного рода было много. Можно допустить, что подобные просьбы-обращения направлялись не только в адрес ЕАК, но и ЦК ВКП(б) и ГКО и лично И.В.Сталину. К сожалению, по опубликованным документам не известно  обращался ли сам ЕАК с официальными подобными ходатайствами  к тем же адресатам. Вероятнее всего нет. Об этом позволяет судить реплика П.Маркиша на приведенное им же предложение полковника-танкиста: «Это, конечно, романтизм, но это и настроения». Судя по всему, дальше констатации «настроения» члены ЕАК не пошли. Весь ЕАК, как уже говорилось, был плоть от плоти, детищем, партии и органов безопасности и прекрасно понимал свои задачи и возможности [20] .
 Нам неизвестно также, рассматривался ли вопрос о еврейских воинских частях на каком-либо официальном уровне: заседаниях ЦК ВКП(б) или ГКО, неизвестна реакция официальных лиц, знакомых с подобными предложениями. Известно другое – ни одно отдельное еврейское воинское подразделение в СССР так и не было создано.

Однако, независимо от желания политического и военного руководства СССР, несколько особых частей, в которых число евреев-воинов было выше обычного, существовало в военные годы в составе Красной Армии. Речь идет о Латышской и Литовской стрелковых дивизиях.



  [1] Великая Отечественная война 1941–1945. Энциклопедия. М., 1985, с. 665.
[2] Г. Костырченко. В плену у красного фараона. М., 1994, с. 28.
[3] Советско-израильские отношения. Сборник документов. Т. 1, 1941–945.Книга 1. 1941– май 1949. М., 2000, с. 20–21
[4] Там же, с. 24
[5] Там же.
[6] Советско-израильские отношения… с. 26.
[7] Там же, с. 26, 28.   Еврейская община Палестины  собрала и передала СССР  три крупные партии медицинского снаряжения и оборудования. О первом грузе этого оборудования, прибывшем в СССР, газета «Правда» в мае 1943 г. писала: «Палестинские евреи пе-редали в дар Красной Армии несколько автомобилей  для оказания первой помощи и мо-бильный госпиталь.  ЕТА (Еврейское телеграфное агентство)  отметило: “Сегодня в московской прессе выражена благодарность палестинским евреям, которые первыми из всех евреев демократических стран откликнулись на призыв оказать помощь российской армии”»  Цит. по: Советско-израильские отношения…, с. 80.
[8] Еврейский антифашистский комитет в СССР, 1941–1948: Документированная история. М., 1996, с. 178–179.
[9] Там же, с. 336–337. Желание принизить значение ЕАК заметно  во фразе: «...содействуя в некоторой степени мобилизации...»
[10] Там же, с. 60.
[11] Там же, с. 62–63.
[12] Там же, с. 68–69.
[13] Там же, с. 69–70.
[14] Еврейский антифашистский комитет в СССР, 1941–1948: Документированная история. М., 1996, с. 48–49.
[15] Там же, с. 72.
[16] С. Дыхне. Не жить на коленях. Новости недели. 13.04. 2000 г. (Израиль).
[17] Советские евреи пишут Илье Эренбургу 1943–1966… с. 132
[18] Я. Липкович. Одна судьба.  – Спутник. 04.09.2000. (США)
[19] Там же.
[20] Когда  ЕАК стал выходить из под контроля,  стал позволять себе большее, чем было предусмотрено его настоящими создателями, он был ликвидирован, а большинство его деятелей репрессировано. Однако это  уже выходит за пределы нашей работы. Подробно деятельность ЕАК и его разгром рассмотрены в указ. книге Г. Костырченко. Мы касаемся только интересующей нас проблемы о создании еврейских воинских частей.