|
|
|
Мы завещаем помнить...*
Наша жизнь быстротечна и полна самых разнообразных событий. Кажется, еще вчера на Иерусалимскую демонстрацию вышли сотни бывших узников гетто и концлагерей, в том числе и выходцы из стран бывшего СССР, на нужды которых власть предержащие старались до последнего времени... ну, мягко скажем, не обращать внимания. И дело тут не только в компенсациях из Германии и проблемах жизненного уровня. В самом отношении. Не секрет, что и сегодня находятся среди израильтян «незнайки», не имеющие представления о глобальности трагедии, развернувшейся на территориях бывшего СССР в годы Катастрофы. Ну как не вспомнить недавней разговор с молодой израильтянкой, которой, будучи в совместной поездке по Польше автор этих строк рассказал о зверствах гитлеровцев и их пособников на берегах Азовского моря, где погибли его родные. Ее реакция – недоумение, удивление: «Ма, германим игиу ад шам?.. Что, немцы дошли и туда?..Да и «наши», русскоязычные, не всегда могут блеснуть знанием своей истории. Совсем недавно, чуть ли не на глазах у всего Израиля, репатриантка среднего возраста из Минска, «открыла» для себя, что в годы войны в ее родном(!) городе существовало гетто! Ну не читала она «Правды о Минском гетто» бывшего узника и юного партизана, ныне живущего в Петах-Тикве Абраши Рубенчика!.. Винить их? В чем?.. В невежестве?.. «Сон разума рождает чудовищ». Невежество и беспамятство – «производные», по всей видимости, того же порядка. По-видимому, и оно сыграло свою зловещую роль в том, что в сегодняшнем Израиле, в стране переживших Холокост, на встречах коллекционеров можно приобрести зловещие атрибуты нацистского рейха, в Петах-Тикве и в Цфате на дверях синагог малюют свастики, а юные «неонаци» учатся вскидывать руку в нацистском приветствии и гавкать «Хайль Гитлер!..» Вот бы порадовался с того света «блистательный» исполнитель «окончательного решения «еврейского вопроса»», осужденный в Иерусалиме и вздернутый по заслугам Адольф Эйхман!..
Напомню, что еще в 1965-м, вернувшись из Москвы, будущий лауреат Нобелевской премии, а тогда журналист «Едиот Ахранот» Эли Визель назвал советских евреев «евреями молчания». Сегодня «завеса молчания» рухнула. Как и «железный занавес». Алия 90-х – это и алия носителей памяти о Катастрофе, а их с каждым днем становится все меньше и меньше. Статистика говорит, что каждый день уходит в мир иной не менее 40 человек, переживших Шоа. Может, и больше. Со стороны виднее. Уверен, на недавних церемониях в память о жертвах Бабьего Яра, Украины, или Вильнюсского гетто количество непосредственно очевидцев тех кровавых событий уменьшилось. Пожилые люди тяжело болеют и тихо, скромно уходят, зачастую унося вместе с собой воспаленную память о прошлом...
Сохранением ее, этой памяти, сегодня занимаются многие организации в Израиле и во всем мире. «Самая высокая инстанция» - иерусалимский комплекс «Яд Ва-Шем», первый в Израиле Музей «Бейт Лохамей а-геттаот», созданный в кибуце, основанном выходцами, в основном, из Польши, участниками восстания в Варшавском гетто, Центр «Массюа», успешно занимающийся издательской деятельностью, в основном, на иврите. И далее - по списку. И есть уже существующая целых пятнадцать лет Всеизраильская Ассоциация «Уцелевшие в концлагерях и гетто». Она тоже занимается сохранением памяти о Холокосте и донесением этой информации грядущим поколениям. Это является одним из основных пунктов ее Устава. Именно об этом и шел откровенный разговор на недавно состоявшемся двухдневном семинаре, проходившем на базе «Бейт Лохамей а-геттаот» в соответствии с решением Совета Ассоциации. Ее рабочее название – «Деятельность Ассоциации по сохранению памяти о Катастрофе».
В зале заседаний семинара
Наряду со знакомством с новыми экспозициями музея (его, кстати, превосходно провели научные сотрудники «русского отдела» Анна Копаева и Галина Сергиенко, представив, например, новый мультимедийный зал, где с помощью компьютерных технологий посетители смогут - по своему выбору - увидеть и услышать записанные на электронные носители рассказы на иврите и на английском уцелевших в Катастрофе борцов гетто о жизни и борьбе против нацизма и последующей репатриации после окончания Второй мировой войны в Эрец-Исраэль. К сожалению, «русский акцент» у экспозиции отсутствует. Может быть, пока?..) прибывшие на семинар представители городских организаций вынесли на обсуждение вопросы, суть которых и есть ответ на главный – как сохранить саму память о Шоа. Это и участие в мероприятиях, посвященных трагическим памятным датам , выпуск брошюр, сборников воспоминаний, которые были широко представлены как наглядный иллюстративный материал деятельности отделений(не менее 50 книг, брошюр и фотоальбомов), выступления в самых различных аудиториях в Израиле (а также и за его пределами), включая «Яд Ва-Шем», школы и воинские части, митинги, выступления в СМИ, беседы в семейном кругу и среди друзей, посещение музеев Катастрофы в Израиле и за рубежом, передача Листов свидетельских показаний с именами жертв в «Яд Ва-Шем» и сведений об оставшихся в живых узниках нацизма, участие в сохранении памяти о спасителях – неевреях, рисковавших во время оккупации жизнями во имя спасения своих еврейских соседей, друзей и т.д., участие в составлении централизованного банка данных обо всех членах Ассоциации...
Регламент семинара - достаточно жесткий – от трех до пяти минут, не более, а записавшихся, в основном, председателей отделений – не менее полутора десятков, но тем не менее, ведущие семинара председатель Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто» Гита Койфман и ее заместители Сергей Сушон и Давид Таубкин дали возможность почти всем выступавшим высказать свою точку зрения, поделиться опытом со своими товарищами по несчастью и бедам, перенесенным в годы военного лихолетья.
Ярко и эмоционально выступил Сергей Сушон, бывший узник гетто и концлагерей на территории Транснистрии(недавно скончавшийся брат Сергея Леонид Сушон оставил книгу-документ «Транснистрия: евреи в аду»):
Рассказ С.Сушона о зверствах фашистов в Тринистрии
- Мы умирали от пуль и издевательств, голода, холода, тифа, существуя в полуразрушенных свинарниках, откуда ежедневно выносили десятки трупов, и мы искренне завидовали мертвым. Сегодня никакие компенсации от Германии и никакая материальная помощь не могут компенсировать потери родных и близких и те страдания, которые вынесли узники концлагерей и гетто в период разгула нацизма на оккупированных территориях. Мы этого не можем ни забыть, ни простить! Многие из нас, давая интервью Фонду Спилберга, неоднократно падали в обморок, вспоминая пережитый кошмар, принимали лекарства, чтобы успокоиться...» Сам С.Сушон (как и, впрочем, бывший узник Минского гетто Давид Таубкин) провел не менее 20 интервью с бывшими узниками, живущими в Хадере, во время которых рыдали не только члены их семейств, но не выдерживали нервы и у кинооператоров. Он часто выступает перед преподавателями истории из СНГ, обучающимися в Международной школе Холокоста «Яд Ва-Шем»
- Нельзя забыть злодеяния и насилия нацистских убийц и их добровольных помощников. Такое не забывается и не прощается. Именно поэтому, подчеркнул С. Сушон, члены Ассоциации не могут оставаться равнодушными к сегодняшним попыткам отрицания Холокоста и уже выразили свой жесткий протест против реабилитации военных преступников, в числе которых – виновник массовых убийств евреев диктатор Румынии маршал Ион Антонеску. Проблема сохранения памяти о Катастрофе имеет различные аспекты. Сама масштабность трагедии. До сих пор в залах «Яд Ва-Шем» нет карты с указанием гетто и концлагерей той же Транснистрии, отметил выступавший. Неоднократные попытки руководства Ассоциации добиться ее появления, увы, пока не увенчались успехами. Да, в залах мемориального комплекса можно услышать видеокассету с выступлением пережившей Богдановку Эстер Гельбельман и, например, писателя Аарона Аппельфельда, но этого явно недостаточно. Вся Украина была, словно гнойными струпьями, покрыта сетью гетто и концлагерей, где каждый день и час убивали людей и только за то, что они – евреи, из 2,8 млн. на территориях бывшего СССР – 1, 5 млн. жертв приходится на Украину...
Трудно с этим не согласиться...
...Бывшим узникам есть что рассказать. Председатель отделения из Нетании Наум Керпелевич – бывший узник гетто в еврейском местечке Бершадь. Делясь опытом работы отделения, он не скрывает удовлетворения по поводу выходящих сегодня книг о жизни родного местечка. Среди авторов – писатель, профессор Матвей Гейзер, автор «Путешествия в страну Шоа». Керпелевич указывает на скромно сидящую в зале пару. Супруги Борис и Рая Володарские – родом из гетто Бершадь, репатриировались в начале 90-х с дочерью, зятем и внуками. У Бориса личный счет к нацизму. Будучи малолетним узником, он выскочил за ворота гетто. Немецкий офицер успел схватить мальчика и, привязав к своему мотоциклу, повез по улочкам местечка, голова билась о мостовую. Немец думал: «Юде - капут». А Борис – выжил. Да, он болеет, перенес не одну операцию, но - медицинский «факт» - не только выжил, но и создал семью, есть дети и внуки!.. Это ли не пример жизнестойкости нашего народа?!..Не об этом ли следует сегодня рассказывать израильским школьникам, предотвращая тем самым «очарование злом», то есть, внешне «парадной» нацистской атрибутикой, мерзостью во всех ее ипостасях?!..
Пресс-секретарь Всеизраильского Союза инвалидов и партизан – борцов с нацизмом Моше Шпицбург (у него была также и почетная миссия – награждение каждого из участников памятной медалью в честь 60-летия восстания в Варшавском гетто) отметил концептуально важный момент – в сохранении памяти о пережитом, следует опираться на «два крыла», «Шоа ве-гвура», поскольку Катастрофа неотделима от героизма. Эта мысль пронизывает многочисленные публикации моего старшего коллеги. Яркое подтверждение его правоты – судьба председателя организации бывших узников и инвалидов войны из Цфата, 85-летнего(ад меа вэ-эсрим!..) Иосифа Глейзера, автора автобиографической книги «Трагедия и мужество» об «одиссее польского еврея», достойно воевавшего с нацистами, кавалера боевых наград, недавно удостоенного за свой «труд души» первой премии Фонда Союза инвалидов войны по увековечению боевого подвига воинов-евреев в годы Второй мировой войны. Разве не об этом пишет в своей небольшой книге «Не забуду! Не прощу!» и бывший малолетний узник гетто и партизан, инвалид войны, дважды расстрелянный, но выживший и отомстивший за гибель своей родни, Марк Мешок. Марк сумел, кстати, добиться звания Праведника Мира для своего спасителя-украинца Петра Пискуна, спасшего его с братом от неминуемой гибели! Недавно по приглашению директора школы с. Очеретянка Красноармейского района Житомирской области Марк посетил родные места и передал школьному музею, бывшим односельчанам, материалы о своих погибших в годы Холокоста родных. За 15 лет руководства организацией бывших узников Ашкелона Марк Мешок немало сделал для того, чтобы Вечный огонь в День памяти жертв Катастрофы зажигали выходцы из СССР-СНГ. Разве это – не сохранение памяти?!..
...Бывший малолетний узник и партизан Владимир Духно сражался в отряде Давида Мудрика. Каюсь и прошу у него прощения, что никак не найду свободного дня, чтоб приехать к нему в неблизкую от Ашдода Димону посетить выпестованный им вместе со вдовой Давида Мудрика Зиной Музей боевой славы. А вот он, передвигаясь после операции с «олихоном», сумел приехать на семинар и рассказал, что не раз посещал родные Ильинцы. Едва сдерживая слезы, он говорил о том, что в этом году в Украину поехала его дочь. За отца. Без громких слов - во Имя Памяти. Вот она, преемственность поколений...
...Риву Клейнерман, лидера кармиэльских бывших узников (их около 170), мы коллективно поздравили с юбилейной датой. Трудно представить, что на долю этой моложавой для 70 лет женщины выпали тяжкие испытания. В гетто Станиславчик Винницкой области четырехлетняя девочка Рива (в те дни Эпштейн) чудом выжила. С матерью и малолетней сестрой. Ее муж, Семен (ушедший в мир иной 20 лет назад), а точнее, Исруль, будучи девятилетним мальчиком, был расстрелян в Пятничанском лесу под Винницей. Чудом остался в живых, весь в крови, оцарапанный пулей, добрался до села Гавришовка. Там его спасла бездетная пара – Алексей и Евгения Виноградовы, заменив отца и мать... Спустя долгие годы, уже в Израиле, Рива сумела добиться для обоих звания Праведников Мира. В ноябре минувшего года обоим было присвоено звание Праведников Мира. Посмертно. У нее, у Ривы, удивительный голос, и вместе с внучкой Сигаль она исполняет песни на идиш. Сигаль при этом подчеркивает, что «Кольдоче папиросы» они поют в память о пережившем Катастрофу и умершем много лет назад дедушке. И это – тоже конкретный пример сохранения памяти о Катастрофе и Возрождении из ее пепла...
...Перечислять всех выступавших с трибуны, пожалуй, нет нужды. Разве что отметить, что в работе семинара принимали участие и сотрудники Бейт Лохамей а-геттаот. Продемонстрировав фильм с титрами на русском языке о том, каким образом это делается в самом Музее, его научный сотрудник Анна Копаева отметила важность использования при подготовке публикаций мемуаров личных, домашних архивов, семейных альбомов и т.д. От имени партизан и подпольщиков Центрального Иргуна участников семинара приветствовал Барух Шуб, а сама председатель Всеизраильской Ассоциации Гита Койфман посвятила свое выступление предстоящей встрече в составе комиссии с премьер-министром Израиля по вопросам оказания помощи бывшим узникам. Кстати, затрагивая вопросы помощи пережившим Катастрофу, выступавшие отмечали большую роль покойного депутата Кнессета Юрия Штерна, чью память почтили минутой молчания.
С интересом было воспринято сообщение Давида Таубкина и его соратника, веб-мастера Анатолия Казарновского о том, что в ближайшее время у Ассоциации появится свой сайт в Интернете. Сайт – это замечательно, и остается лишь надеяться, что дети и внуки бывших узников помогут им выйти во Всемирную Паутину, наладить связи со своими соплеменниками не только в Израиле, но и по всему миру, тем более, что листинг сайта предусмотрен сразу на трех языках, особенно в информативном плане, касающемся деятельности Клаймс Конференс и прочих альтернативных фондов помощи ницолим а-Шоа.
В итоговых документах, принятых по итогам семинара, много и достаточно подробно говорится о совместных проектах с ведущими израильскими научными учреждениями, занимающимися изучением и сохранением памяти о Холокосте. Но, конечно же, многое зависит не только от Совета Ассоциации, не только от руководителей, но и от самих ее членов. Каждый может и должен внести в это святое дело свой личный вклад....
*Опубликовано в "Новости Недели" 11.10.07