Ежегодные семинары Ассоциации в Бейт-Эле стали традиционными. В прошлом году мы собирались в середине апреля, чтобы отметить День Катастрофы и Героизма евреев. В этот раз наша тематика определилась недавним событием, равным которому по масштабам и значимости еще у нас не было: мы заложили эвкалиптовую Рощу в память о полутора миллионах погибших в Холокосте еврейских детей. Церемония закладки прошла 15 апреля в Северном Негеве, напротив пос. Рухама, по другую сторону шоссе. Видеорепортаж об этом событии см. здесь.
Семинар открыл Борис Бурле, зам. председателя Совета Ассоциации: .
Сокращенный вариант фильма о закладке Рощи памяти можно посмотреть на You Tube, 4:43.Выступление Маргариты Казаковой, Бат Ям (далее каждый из выступавших представлялся сам). Маргарита, как и многие из нас, озабочена сохранением "связи времен", и полагает, что передать следующим поколениям (не только израильским) память о Второй Мировой войне можно, если ввести дату 9 мая в еврейский календарь. Этот день выпадает на 26 ийяра: , 14:40. О необходимости передачи памяти о Холокосте нашим наследникам (вне связи с конкретным предложением Казаковой) высказался Абрам Гринштейн, Почетный Президент Всеукраинской Ассоциации евреев - бывших узников концлагерей и гетто: , 0:43. Хотя Маргарита аргументировала свое предложение особой важностью для еврейского народа и беспрецедентностью события Холокоста, ссылалась на исторические прецеденты введения памятных дат в календари, тут же нашлись оппоненты, сходу взявшиеся обсуждать не принципиальный вопрос, а второстепенные детали. Успокоила их только реплика здравомыслящего человека (к сожалению, оставшегося неизвестным): 0:59. После чего общее мнение сошлось на том, что предложение заслуживает обсуждения и продвижения, и это задача руководства Ассоциации.
Лиля Вайсман (Кармиэль) сосредоточилась на работе с детьми. Ее рассказ был о более, чем десятилетнем, положительном опыте сохранения памяти о Холокосте в школе, где Лиля преподает. Традиция, считает она, прижилась благодаря заинтересованному отношению мэра города и Минпросу, предоставившему школам Израиля возможность работы по проекту, связанному с историей Холокоста: , 15:28. После выступления Лили семинар повернул в русло информирования аудитории о традиционных (по подходу, методам и результатам) работах по сохранению и передаче памяти о Холокосте.
Роман Брамник, Генеральный директор Ассоциации: о важности сохранения памяти о Холокосте как еще одном аргументе легитимности государства Израиля: , 4:22.
Всегда приветливая, улыбающаяся, оптимистичная Ольга Копылова ("Христиане - друзья Израиля") информировала нас о смысле деятельности своей организации: не только поддержка бывших узников нацизма, но и взгляд в будущее - забота об исключении из жизни подобных Холокосту явлений. Последнее, считает Ольга, возможно через образование, в центре которого - история Холокоста. О практике организации в этом направлении: , 3:27.
Нелли Кузин ("Нецер Исраель") и переводчица Таня Лукомская, наши давние друзья, говорили о духовной связи христиан и иудеев. И в то же время, о вине европейских народов в том, что случилось с евреями. Нелли и ее супруг Клод считают долгом помогать, в меру своих сил, бывшим узникам, пострадавшим в Холокосте: , 4:01.
Белла Соболевская: О конкретных инициативах организации бывших узников в Акко, вовлекающих молодежь и пожилых опытных людей в мероприятия по сохранению и передаче памяти о Холокосте: , 6:18.
Реплика и предложение Бориса Бурле: , 1:08.
Наум Керпилевич, руководитель Нетанийской организации бывших узников нацизма, подчеркивал важность сохранения памяти о Холокосте для предотвращения нового Холокоста, о впечатляющей процедуре поминовения погибших в Холокосте, о массовом участии в ней школьников, солдат и взрослых: , 8:28.
Борис Бурле: представление Алексея Леонидовича Сентенова, Генерального консула РФ (Хайфа).
Л.Сентенов: "Россия считает вас своими детьми... Очень важно, что в праздновании Дня Победы участвуют не только бывшие военнослужащие, но и те, кто пострадал от нацистов. Потому что, это была не "война двух армий", это была война на уничтожение людей"
, 4:16.
Комментарии.
- 04.04.16. Модератор сайта:
1.
Семинар подчеркнул важность для Ассоциации и Израиля работ по совершенствованию механизмов распространения знаний о Холокосте. Основное направление работ состоит в институализации этих механизмов и расширении контингента участников: не только школьники и тинэйджеры, но и их родители, не только волонтеры и спонсоры, но и руководители муниципалитетов и государственных учреждений. Блестящий опыт участия последних в Проекте "Роща памяти" и результаты работ в организациях Нетании, Акко, Кармиэля в который уже раз подтверждают, что многое удается сделать, если строить отношения с ними на принципе не "помогите лично нам!", а "помогите делу, которому мы служим вместе с вами!".
2. Нельзя сказать, что только сегодня мы узнали об опыте в упомянутых городах. Эти работы ведутся много лет, о них не раз сообщалось на наших форумах, материалы на сайте Ассоциации о деятельности разных городских организациях, фактически, представляют их опыт. Кроме того, на сайте представлен опыт зарубежных, родственных нам организаций. Так что улучшать информированность народа надо, но считать это главным способом интенсификации работ (а другие способы не упоминались) не следует. Тут другое: смотрят все, а видят - немногие. Почему?
3. Мы знаем, что кроме официальных деклараций о целях и задачах для жизни любой организации необходима личная мотивация каждого члена организации.
Вопрос о наличии и условиях мотивации публично не обсуждался, хотя на мой взгляд, ситуация на семинаре подошла к нему вплотную. Уверен, если им пренебречь, никакие решения Конференций, Бюро и Совета не помогут.
Одно из необходимых условий эффективности деятельности организации: она должна строиться на рациональных, ясных каждому основаниях. Когда я попросил назваться тех участников семинара, которые считают, что сохраняя память о Холокосте, мы препятствуем его повторению, все(!) подняли руки. Рискну предположить, что спроси я "На каких основаниях мы устананавливаем причинно-следственную связь между сохранением памяти и предотвращением нового Холокоста? Опираемся ли на какую-то практику, прецеденты, теории, модели и т.п.?", этот вопрос оказался бы неподъемным (потому я его и не задал).
Это вопрос о смыслах деятельности по сохранению памяти Холокоста. Полагаю, мы всегда стояли перед ним, не особенно вникая в то, где стоим потому, что еще до его постановки был естественный, реально для нас важный ответ: надо в Израиле выживать. Сегодня можно констатировать, что благодаря усилиям Правительств Германии и Израиля, а также помощи наших уважаемых спонсоров, этот смысл уже не столь актуален. Вперед вышли другие смыслы, среди них и тот, который связан с наиважнейшей целью нашей деятельности - Роман Брамник на закладке Рощи памяти назвал ее нашей миссией. Эти смыслы неравнозначны. Возможно, стоит отделить реальные смыслы от мифических, возможно это положительно скажется на мотивации деятельности, возможно, тем мы сбережем наши тающие силы для результативных работ по сохранению памяти. Все это требует проработки в коллективном обсуждении прежде, чем что-то делать руками.
Считаю всестороннее обсуждение вышесказанного не только важным, но и интересным, надеюсь на продолжение (ваши сообщения будут появляться здесь).