За сто дней до Победы - 27 января 1945 года, за сто дней до окончания Второй мировой войны, советские войска освободили концентрационный лагерь Аушвиц (Освенцим). Ворота лагеря распахнулись, но бежать из него было некому: лежащие на барачных нарах живые скелеты не могли двигаться. На дворе стоял 25 градусный мороз, солдаты были одеты в теплые полушубки-дубленки, и заключенные полутрупы долго не могли осознать, что эти солдаты принесли им свободу... Ассоциация объединяет сегодня около 3 тысяч выходцев из стран бывшего СССР, которые, будучи детьми, провели почти все годы войны в страшных условиях гетто и лагерей, потеряли здоровье, проводили в последний путь своих товарищей по горькому детству. Сегодня им 75 и больше лет, но каждый раз, встречаясь с ними, я удивляюсь их жизнестойкости, оптимизму и удивительному чувству доброжелательности к окружающим людям. Вот и на этот раз, проделав со всех концов страны неблизкий путь в Акко и встретившись в "Бейт Лохамей агетаот" - "Доме-музее борцов гетто", они выглядели бодрыми и молодыми.
Надо сказать, в последние годы наши дважды соотечественники бывшие узники гетто и концлагерей стали получать большую, чем прежде, поддержку общества. Многие общественные организации объединяются во Всемирный Форум "Рука помощи Израилю", в который вошли не только израильские, но и зарубежные объединения, включая известное Христианское посольство в Израиле. Приобрела Ассоциация и друзей среди предпринимателей, которые посчитали своим долгом оказывать помощь пожилым людям, пережившим Катастрофу. В их числе и Анжей Газиоровский, президент этого Форума, сумевший привлечь к его деятельности многих коллег бизнесменов. В конференцзале Дома-музея приветствовали бывших узников и супруги Марьям и Михаэль Ярон, основавшие амуту "Маим хаим хинам", что можно перевести как "Живой родник в подарок". Михаэль по профессии врач, он выбрал это занятие именно из желания помогать людям. Он признался, что совсем недавно узнал о нуждах русскоязычных репатриантов, переживших адские условия гетто, и с тех пор активно помогает им. Почти вся его семья погибла в огне Катастрофы, но выжил дед, который, совершив алию в Израиль, стал здесь известным адвокатом, профессором-юристом, читавшим студентам лекции даже в столетнем возрасте. Но не менее значима и его общественная деятельность. Он многие годы возглавлял комиссию при музее-институте "Яд ваШем" по присуждению звания Праведника мира, издал о них книгу "Нас было мало". Скончался совсем недавно, в возрасте 107 лет. Делясь рассказом о деде, Михаэль не знал, какой впечатляющий сюрприз ожидает его самого в стенах этого Дома-музея.
Дождавшись перерыва, экскурсовод Анна Копаева пригласила супругов Ярон в один из залов музея, и они увидели на стене надпись на иврите и английским, которая говорила о том, что экспозиция данного зала, посвященного Праведникам мира, инициирована и подготовлена при участии Александра Броновского. Это и был дед Михаэля Ярона. Внук и его жена Марьям потом долго ходили по музею, в который вложил частицу своих знаний и сердца их именитый родственник. В 1959 году на холме, с которого открывается красивая панорама на Западную Галилею, было возведено здание музея. Это здание стало первым в мире мемориалом Катастрофы европейского еврейства. Его автор, архитектор Самуэль Бикилис, изобразил фасад в виде средневековой восточноевропейской синагоги, которая нередко служила в те времена не только молитвенным домом, но и крепостью для защиты евреев во время погромов. А в 1996 году рядом с музеем выросло еще одно оригинальное здание "Яд леЙелед" ("Памяти ребенка"), экспозиция которого посвящена памяти погибших в Катастрофе полутора миллионов детей. - Перед вами макет Вильнюсское гетто. Как вы видите, оно не было огорожено, как многие другие, колючей проволокой, забором служили сами стены домов, которые были построены вплотную друг к другу и за которые никак нельзя было выйти: окна, выходящие на улицу, были напрочь заколочены досками. Но вот на краю территории гетто оказался костел, и чтобы жители города могли пользоваться им, немцы тоже отгородили его стеной. Надо отметить, нацисты очень педантично подходили к переселению евреев в выделенный им район. Они точно подсчитывали, какое количество населения проживало в этом районе прежде, сколько евреев следует в него переселить, чтобы с первых мгновений испортить им жизнь. Чтобы понять это, достаточно привести пример Варшавского гетто. На его территории жило до начала войны 17 тысяч человек. А немцы втиснули сюда потом 450 тысяч евреев. Почти полмиллиона! Такая искусственно созданная теснота представляла собой, по мнению немцев, один из способов окончательного решения еврейского вопроса. Ведь скученность - это и болезни, и определенное эмоциональное состояние людей. - Я как раз была в таком Бершадском гетто в Винницкой области, - поддержала гида Мирьям Гросс. - Мне было четыре года, я находилась в гетто вместе с мамой, бабушкой, сестрой постарше и двумя братьями. Мы все выжили благодаря маме поскольку проволоки не было, ее на ночь забирали к себе соседи украинцы, и она шила для них одежду. А в обмен получала продукты для себя и нас... - Отмечу еще один факт, - продолжила экскурсовод. - На территории Советского Союза нацисты были особенно заинтересованы в создании гетто с тем, чтобы иметь бесплатную рабочую силу. Из-за неудавшегося блицкрига они застряли в России и Украине, их тылы были далековаты, и они нуждались на оккупированных территориях в рабочих руках. Поэтому многие обитатели гетто, а ими были в основном женщины и подростки, становились членами так называемых рабочих бригад и, получая особый паек, могли таким образом продлить свою жизнь. В одном небольшом зале музея я увидел единственный экспонат. И тотчас вспомнил его по фотографиям, неоднократно публиковавшимся в преесе. Это была подлинная кабина, за бронированными стеклами которой сидел во время суда в Израиле Адольф Эйхман. Вот стул, на котором сидел он, а сзади два стула для охранников. Среди ста свидетелей, выступивших на судебном процессе, были и несколько членов кибуца Лохамей агетаот. Но особое впечатление производит недавно оборудованный зал "Изкор". Здесь никогда не горит полный свет. В полумраке зала по одной из стен, превращенной в огромный экран, медленно плывут буквы. Выплывая откуда-то снизу, от пола, они плавно поднимаются вверх и, неожиданно застывая на середине пути, складываются вдруг в легко читаемое слово - когда на иврите, а когда на латыни. Васильков, Франкенштейн, Туния, Салму, Вильно... Замерев на несколько секунд, эти слова вновь распадаются, и рассыпавшиеся буквы, как маленькие блуждающие звезды, продолжают свое движение вверх, в небо чтобы спустя мгновенье опять собраться в новое слово. За этими названиями стоят свыше 4700 населенных пунктов Европы, в которых проживали когда-то евреи. На самом деле, их было значительно больше, но авторы видеоартпроекта включили в "список" лишь те еврейские местечки, где проживало не менее ста человек. Но и этот неполный список более чем ясно отражает картину еврейского мира Европы мира, который существовал наяву и который уже больше никогда к нам не вернется. Не вернется, но пока мы живы, этот мир жив в нашей памяти. Другая стена этого же зала хранит живые свидетельства этой жизни. - Поскольку в самом начале музейного здания как такового еще не существовало, - говорит Анна Копаева, - музей родился как архив, собрание документов, фотографий, писем, дневников, предметов быта... Всех их показать невозможно, но вот в этой стене хранятся, на наш взгляд, самые примечательные. Анна легко касается одной из лампочек, светящихся на фоне темной стены, и неяркий свет озаряет перед нами полочку, на которой расположены разные предметы. Казалось бы, что необычного в этой простой ручке от чемодана? Но, оказывается, в этой ручке была сохранена и доставлена в Израиль рукопись поэмы "Песня об убиенном народе", автором которой является один из участников восстания в Варшавском гетто поэт Ицхак Каценельсон и именем которого назван этот музей.
А вот этот чемоданчик служил в Варшаве одной из девушек связных еврейской подпольной группы, и с этим же чемоданом она репатриировалась после войны в Израиль, став одним из основателей кибуца. Так простые, ничем не примечательные, на первый взгляд, предметы, становятся свидетелями прошлого. ...Накануне нашего посещения музея "Лохамей агетаот" простился с одной из первых своих кибуцниц Хавкой Фольман Рабан. Она как раз и была связной Варшавского гетто, потом пережила Аушвиц и в 1948 году, 20-летней девушкой, приехала в Израиль. Здесь она воплотила свою сионистскую мечту работать и умереть на Земле предков. Ставшие в эти дни гостями кибуца, бывшие узники концлагерей и гетто как бы перекинули живой мост между временем минувшим и нынешним. Выжившие в Катастрофе герои пришли к героям. И отдали дань памяти тем, кто не дожил до сегодняшнего дня... Участники встречи (фото Романа Брамника): *ВРЕМЯ ЕВРЕЕВ.
23 января 2014 года |
|||||||||||||||||||||||
назад на главную |