"Когда горело гетто..."
(Эхо Холокоста)
Беседа Григория Рейхмана с Ильей Альтманом.
Израиль - Москва
Фото Гр. Рейхмана.
О восстании в Варшавском гетто, 70-летие которого отметила общественность Израиля, Польши и других стран мира, в том числе и России, известно достаточно много. Хотя далеко не все. Несмотря на титаническую многолетнюю работу, проделанную на междисциплинарном уровне историками, литераторами, социологами, политологами, деятелями искусств разных стран. Эта История становится легендой.
Поводом для серьезного разговора о проблемах сохранения исторической памяти о Холокосте и героизме, в частности, событиях в Варшавском гетто, стал состоявшийся в Варшавском университете открытый семинар «Уничтожение европейских евреев в ходе восстания в Варшавском гетто в 1943 году – отношение в России и Польше". Он проводился в рамках академического проекта публичного дискурса "Россия-Польша".
Модератор дискуссии, бывший министр иностранных дел Польши, переживший Холокост, профессор Адам Ротфельд сделал глубокий анализ историографии по теме и перспективах сотрудничества российских и польских ученых по изучению истории Холокоста. Анализ основных этапов восстания и его мемориализации провел профессор Анджей Збыковский, автор работ о Холокосте на территории Польши и СССР.
Заявленный в качестве основного докладчика сопредседатель Центра «Холокост» Илья Альтман представил доклад из Москвы в рамках видеоконференции, в ней участвовали также преподаватели и студенты из Ростова-на-Дону, Таганрога, Улан-Уде и Якутска. Семинар получил международный статус.
Илья Альтман остановился на откликах в советской прессе на уничтожение евреев Польши и восстание в Варшавском гетто, запрещении в 60-е годы издания в СССР книг по теме, а также о трактовке роли поляков в помощи восставшим и карателям в новом фильме Л. Млечина «Восстание-43. Молчание и предательство» (режиссер Игорь Максимчук).
Наш разговор с сопредседателем Российского НПЦ "Холокост", профессором РГГУ Ильей Альтманом о том, что знали в бывшем Советском Союзе и сегодняшнем знании россиян, и конечно же, новом фильме известного тележурналиста, публициста Леонида Млечина, автора серии документальных фильмов, знакомых как российскому, так и израильскому русскоязычному телезрителю.
Григорий Рейхман. - Уже через три дня после начала Великой Отечественной войны в центральных советских газетах, а также в популярном журнале «Огонёк» появилась информация о тяжелом положении евреев в Варшавском гетто. Причем использовались и свидетельства людей, бежавших из Польши на территорию СССР буквально накануне вторжения немецклшл вермахта. Об уничтожении узников нетто, смертности среди детей, нормах питания в гетто, а также о лагерях смерти – советская пресса, хоть и весьма дозированно, неоднократно информировала своих читателей. Публикации о восстании в «Известиях» и Красной Звезде» со ссылкой на корреспондента ТАСС из Лондона появились 1 июня 1943 г., 2 июня о восстании писала «Правда. В статьях «Гитлеровский террор в Варшаве» приводились сведения, что восстание длилось свыше 3 недель и для его подавления применялись артиллерия. Не все данные были достоверны - о потерях гитлеровцах (они были на порядок завышены), о применении карателями авиации. Но мужество восставших как в этих статьях, так и в позднейшей публикации в журнале «Большевик, декабрь 1943г.) показано достаточно чётко. Понятно, что информация о восстании появилась в органе Еврейского антифашистского комитета в СССР (ЕАК) газете «Эйникайт», издававшейся на идише. Пьесу на идиш "Восстание в гетто" написал член Президиума ЕАК Перец Маркиш (она с 1945 г. шла во многих еврейских театрах в СССР). Для «Черной книги» очерк «Восстание в Варшавском гетто» подготовил работавший в голы войны в СССР будущий директор Еврейского института в Варшаве Бернард Марк. Она предварялась редакторским предисловием (очевидно, В.Гроссмана), в котором, возможно, впервые было определено место этого события в антинацистском сопротивлении: «Восстание в варшавском гетто бесспорно является одной из самых героических и прекрасных страниц в великой борьбе человечества с фашизмом. Трагический конец этого обреченного восстания лишь подчеркивает его величие». И хотя сама книга не была издана, расширенный очерк Б. Марка увидел свет на идиш в издательстве «Дер Эмес».
Как освещалось восстание в 50-е и 60-е годы? Что изменилось за последние четверть века?...
Илья Альтман. - Тема восстания прочно заняла место в сам и тамиздате, и, как ни парадоксально, – в антисионистской литературе. Многие знают о восстании и судьбе Януша Корчака по стихам и песням Александра Галича. Историкам повезло гораздо меньше. Книгу Б. Марка (изданную в Польше в 1958г. и переведенную на многие языки) в СССР издать не удалось: в 1960 г. и 1962 г. ею занимались руководители Идеологического отдел ЦК КПСС, которые, как показали исследования Сёмена Чарного и Геннадия Костырченко, сочли книги пропагандой сионизма… Не увидела свет в СССР и книга В.М. Алексеева "Варшавского гетто больше не существует", написанная в 1968-1988гг. (она опубликована лишь в 1998г.). Лишь в 1990г. в Москве вышла небольшая книга Анатолия Кардаша (Аб Мише) «Внимание, евреи!», и по сей день продолжающего тему Холокоста и еврейского героизма в своем творчестве, уже в Израиле...
Понятно, что в фильмах Анджея Вайды и Романа Полански эта тема - одна из центральных и освещена в разных ракурсах. Но, по большему счету, российский зритель и читатель историю восстания знает в общих чертах…
- Ряд российских образовательных учреждений, еврейских и нееврейских, отметил 70-летие восстания в Варшавском гетто. Например, в Центре "Холокост" развернута известная выставка "Один день в Варшавском гетто", в Саратове прошел семинар, посвященный педагогическому наследию Януша Корчака, в Воронежской синагоге воссоздана сама обстановка гетто Варшавы, и вот – новый документальный фильм "Варшава - 43. Молчание и предательство" Леонида Млечина, показанный на российском канале ТВЦ спустя четыре дня после того, как эта дата была отмечена. В Израиле его могли видеть многие русскоговорящие израильтяне...
- Центральные вопросы фильма, сформулированные автором и вынесенные в анонсы, звучат так: «Как стала возможной такая бойня на глазах у всего мира? Можно ли было спасти узников Варшавского гетто? И почему никто не остановил кровавых убийц?». Автор и ведущий Леонид Млечин ответил на поставленные риторические вопросы более чем оригинально. Что, впрочем, ни в коей мере не преуменьшает эмоционального воздействия фильма, поскольку Леонид Млечин верен себе и своей манере вести рассказ ярко и эмоционально. Не буду останавливаться на несомненных достоинствах эмоционального и яркого рассказа автора.
Речь пойдет об исторических фактах и их трактовке. К сожалению, история Варшавского гетто, численность и судьбы его узников, сведения о руководителях восстания представлены Л. Млечиным весьма своеобразно. Вот конкретные примеры. Якобы в гетто столицы Польши оказалось 500 000 варшавян и 200 000 беженцев(?), т.е. численность узников Варшавского гетто завышена как минимум на 30%. К моменту начала восстания их оставалось якобы 400 000 (в реальности – 60 000)...
- Не могу не согласиться. В многочисленной научной литературе количество узников Варшавского гетто в 1940-1941 годах, до начала депортаций в лагеря уничтожения, начавшихся летом 1942 года, называется примерно от 400 до 450 тысяч варшавян и беженцев. Февральский приказ Гиммлера в 1943-м упомянут в исследовании израильского историка Холокоста доктора Ицхака Арада «Белжец, Треблинка, Собибор – лагеря уничтожения. Операция Рейнхард». Прослежена динамика уничтожения Варшавского гетто в ходе операции "Рейнхард", названной по имени одного из палачей еврейского народа – Рейнхарда Гейдриха, летне-осенних депортаций 1942 года 300 тысяч евреев в Треблинку.
- В Треблинку, где была уничтожена большая часть узников Варшавского гетто, был отправлен вместе с Домом сирот Януш Корчак. Это единственное имя узника Варшавского гетто, которое называет Леонид Млечин.
Озвученная автором фильма легенда, что знаменитому доктору нацисты якобы были готовы даровать жизнь, никак не прокомментирована. Само название "Треблинка" осталось почему-то "за кадром". Зато сверх подробно рассказана история Аушвица(Освенцима).
- Действительно, о Треблинке, как основном лагере уничтожения варшавского еврейства, названном Василием Гроссманом в очерке "Треблинский ад" "конвеерной плахой", Леонид Млечин, не упоминает. В Аушвиц же попали некоторые из участников восстания в гетто, но уже после пребывания в Майданеке. Как например, свидетель и активный участник тех событий, израильский историк Исраэль Гутман….
- Но и в рассказе об Аушвице Млечин не оказался точен. По его мнению, 900 000 евреев в Аушвице – Биркенау убили всего за 4 месяца, а их, как известно, уничтожали с весны 1942 вплоть до вступления советских войск, то есть, 27 января 1945г. Но в данном случае, имеют значение не только и не столько фактические неточности, сколько концептуальные погрешности.
- Насколько подробно в фильме освещено собственно восстание?
- Весьма оригинально. В фильме о восстании в Варшавском гетто ни разу(!) не упомянуты ни погибшие, ни выжившие руководители и рядовые участники восстания. Словно и вовсе не сохранила История имен Мордехая Анилевича, Пауля Франкеля, а также недавно ушедшего в мир иной в Польше Марека Эдельмана, и т.д. Зрители так и не узнали ни о повседневной жизни гетто, ни о структуре подпольных организаций и их партийной принадлежности, сражавшихся вместе, в одном строю с общим врагом, ни способах добывания оружия...
-Так как же автор фильма отвечает на вопрос: почему стало возможным уничтожение евреев, в том числе в Варшавском гетто?
- Судите сами. В дикторском тексте говорится буквально следующее: "Практически все лагеря уничтожения были устроены на территории Польши. Не потому ли, что немцы знали: поляки, в массе своей, возражать не станут? Нацисты повсюду находили себе единомышленников. Они жили рядом с лагерем и охотно помогали немцам загонять евреев в газовые камеры".
Основную причину строительства "фабрик смерти" в Польше Леонид Млечин объясняет, как мы видим, тотальным антисемитизмом поляков. Исходя из подобной логики (давно опровергнутой в историографии), несколько сот тысяч евреев Германии и других государств, доставленные на территорию СССР (в большинстве своем в Минск и Малый Тростянец) с осени 1941 по весну 1942г. были вывезены туда исключительно в надежде на антисемитизм белорусов…
Бестактны по отношению к большинству польского населения и не соответствует исторической правде утверждения, что поляки (проживая рядом) «всё видели и знали» и, более того, чуть ли не помогали нацистам «загонять евреев в газовые камеры» и «назад в гетто в ходе восстания», будучи «благодарны эсэсовцам». Между тем, далеко не всегда даже узники филиалов лагерей смерти, в частности, Аушвица, знали о том, как практически рядом происходит процесс уничтожения. И далеко не все поляки сочувствовали нацистам.
- Лучшие представители польской интеллигенции, офицерство, церковь старались помочь еврейскому сопротивлению в Варшавском гетто. Самое, казалось бы, время и место вспомнить, справедливости ради, что самое большое количество спасителей евреев, в том числе и узников Варшавского гетто, дала именно Польша! Не менее 6 тысяч Праведников ...
- Среди тех, кто помогал или готов был помочь восставшим в фильме назван лишь представитель Армии Крайовой С. Ровецкий. Ни об организации помощи узникам со стороны "Жеготы," ее яркой представительнице, спасительнице еврейских детей, легендарной Праведнице мира Ирене Сендер – в фильме, увы, ни слова.
Довольно большой отрывок фильма Леонида Млечина посвящен участникам заговора против Гитлера 20 июля 1944 года. Но, исходя из контекста и дикторского текста, едва ли главным мотивом их участия в заговоре стала… информация об уничтожении Гитлером евреев, что далеко не так.
- И здесь Вы, к сожалению, правы. У меня пример, но не из среды заговорщиков, а - спасителей. Майор вермахта Вильм Хозенфенльд не был заговорищиком. Он спаситель польского пианиста Владислава Шпильмана и еще нескольких евреев гетто. А умер в лагере для немецких военнопленных в районе Сталинграда. Благодаря усилиям Российского НПЦ "Холокост" он недавно признан Праведником народов мира. Почему бы не помянуть добрым словом этого достойного человека?..
- Мне показалось – и это главная проблема фильма «по поводу», - что само восстание в Варшавском гетто, вынесенное в заголовок фильма, мало интересовало его авторов.
- Так как же отвечает фильм на центральный вопрос, поставленный Леонидом Млечиным: кто мог спасти узников Варшавы и европейских евреев? Точнее, кто, помимо соседей евреев, виноват в том, что их позволили уничтожить?
- Оказывается, виноваты... лидеры Великобритании У. Черчилль и А. Иден, а также нерешительный президент США Ф. Рузвельт. По мнению Л.Млечина, если бы они прямо предупредили Гитлера об ответственности за эти преступления, то удалось спасти большинство евреев Европы. В качестве доказательства их осведомленности и бездействия Млечиным приводятся документы, оглашенные на заседания кабинета министров Великобритании в середине декабря 1942г., на котором якобы лидеры страны не признали достоверными факты об уничтожении евреев. Мне с трудом верится, что Леониду Млечину неизвестно совместное заявление союзников – правительств 12 государств, включая США, Англии и СССР от 17 декабря 1942 г. об уничтожении евреев Европы и ответственности руководства нацистской Германии и ее союзников. На следующий день оно было опубликовано на первой полосе «Известий» (позицию Идена в тот же день осветила «Правда»), неоднократно цитировалось в научной литературе и публицистике… Итак, мир прореагировал, нацисты были предупреждены. Но это их не остановило и вряд ли могло остановить. Просто эта «мелочь» не укладывалась в авторскую концепцию поиска виновных. Вероятно, чтобы окончательно "добить "британцев"", известный американский историк и политолог Уолтер Лакёр назван в фильме «англичанином».
- Леонид Млечин – создатель фильмов связанных с проблематикой Холокоста. Ярких, достоверных. Стоит вспомнить документальные фильмы о Гитлере, Гиммлере, Гейдрихе и Эйхмане и других, не раз демонстрировавшиеся по 9-му каналу русскоязычного израильского ТВ, Млечин - частый гость Израиля, посещал "Яд ва-Шем"...
- Талант и профессионализм Леонида Млечина, как и широта его интересов, бесспорны. Многие его фильмы я, как и Ваши читатели, смотрел с большим интересом. И тем досаднее допущенные в фильме «Восстание-43» фактические и концептуальные неточности, которые могут негативно сказаться не только на восприятии достоверности информации о героическом восстании самого крупного гетто в Европе, но и Холокоста в целом. Наверное, многочисленным авторам исторических хроник, затрагивающих такую болезненную тему, как Холокост и еврейский героизм, не стоит пренебрегать услугами научных консультантов.
Здесь можно посмотреть фильм Л.Млечина "Варшава-43", который обсуждали Гр.Рейхман и Илья Альтман.
|
|
Варшава. Памятник погибшим |
Варшава. Памятник восставшим |
|
|
Варшава. Памятник Павлу Френкелю |
Треблинка |
|