Память и боль Транснистрии.Арон Шнеер Транснистрия была образована летом 1941 года на территории между Днестром и Бугом в самой южной части Украины. Она просуществовала два года и семь месяцев с 19 августа 1941 года до освобождения этой территории 20 марта 1944 года. За время румынского господства здесь были грабежи, убийства, пытки, голод. Если немцы уничтожали евреев систематически, организованно, тотально, и этому служила вся техническая мощь Германии, то румынский геноцид имел другой характер. У Антонеску не было четкого плана депортации и уничтожении евреев. Как правило все исполнители были бесконтрольными. Каждый губернатор, префект, каждый военный или даже гражданский чиновник мог поступать так, как ему заблагорассудится. Тем более так могли поступать военнослужащие, которые получили картбланш на убийство из уст Антонеску. Через несколько дней после вступления Румынии в войну Антонеску заявил: "Я – за насильственную эмиграцию еврейских элементов Бессарабии и Буковины. Мне безразлично, будем ли мы выглядеть в истории, как варвары. Более удачного момента никогда не существовало в нашей истории. У вас есть мои приказы. Я прошу вас быть беспощадными. Я говорю вам – тут нет закона! Поэтому без лишних формальностей, при полной свободе действий, отбросив осторожность, если нужно – стреляйте из автоматов!" Однако еще до вступления немецких и румынских войск во многих молдавских селах и местечках начались погромы, о которых мало известно.. Об одном из таких написала в дополнеении к листам свидетельских показаний Анна Сойфер: «Когда началась война наша семья убежала из Фалешты, дошла пешком до Домбровены и остановились в большом доме с двумя выходами, хозяева дома успели уехать раньше. В доме было много беженцев. Ночью начался погром. Буйствовали местные жители, подожгли синагогу и начали убивать тех, кто остался. Часть людей выбежала через центральный выход и их убили у дверей, а мы пошли к черному выходу и остались живы. Среди погибших были родные моего отца: Хинка. Шойл и трое взрослых детей Оникман. Бася и Мойше и двое детей Ройф, брат Хаим и его жена Лея и двое детей. Сестра Ривка с мужем, Ида Бокман и их четверо детей. Когда рассвело и начали перекликаться и искать друг друга, их не оказалось, мужчины пошли их искать, и увидели гору трупов убитых вилами и топорами, среди них были сестры и браться моего отца с семьями». Повторяю, это происходит до оккупации. А что происходит после окупации? Вот свидетельство Вайсман Сары о смерти своего дяди в Садово Каларашского района: "В первые дни оккупации Лернер Меир-Лейб, он был раввин, был убит молдаванами Садово. Привязан к телеге, которая делал круги по деревне и крестьяне бросали камни в Меира-Лейба». Одно из диких, зверских и безжалостных убийств было совершено в селе Попены Сынжерейского района. Тут слилось воедино зверство румынских жандармов местных жителей. В ночь с 10 на 11 июля 1941 г. убито 326 евреев. Жандармы действовали автоматами, однако расстреляли не всех. Вот что расказывал на следствии Соколенко: «Я приехал с поля домой.. и услышал выстрелы, и дикие крики. Япошел посмотреть и на пути встретился с шефом –де пост ( командиром жандармского поста), который тут же дал мне толстую палку и сказал: «иди помогать убивать евреев». Когда я подошел к зданию примерии, где были закрыты евреи, я увидел, что многие местные жители очень старательно убивают евреев. Увидев это, я сразу начал убивать тех евреев, которые спасались от смерти, бежали кто в окна, кто в двери. Я стал возле окна и бил по голове пытавшихся спастись, разбивал головы. Палка, которой я убивал евреев, была вся в крови. Это продолжалось до двух часов ночи. Местные жители убивали евреев вилами, сапами, топорами. Мне было безразлично, убивать взрослого или ребенка, мужчину или женщину, я бил всех подряд. Как только, кто-либо из евреев выбегал во двор, я тут же палкой, что была в моих руках, убивал его насмерть. Бил, стараясь убить с одного удара. Взрослых я убил более десятка. После того , ка кистребили всех евреев, я вместе с другими участниками погрома начал грабить трупы евреев, забирать у них деньги, ценности, одежду. Я лично снял с убитых несколько мужских рубах и с ними ушел к себе домой». Тоже самое происходило в селе Инешты Теленештского района. Женщин, стариков и детей 6-9 лет местные жители убивали палками, а трупы сбравсывали в ямы, предварительно сняв с них одежду и обувь. Таких примеров можно привести десятки. Оставшаяся часть Северной Буковины была оккупирована спустя несколько дней. И массовые убийства продолжались повсеместно. И это тоже соответствовало приказам румынских военных. Начальник штаба 4-й румынской армии, издал приказ, который гласил: "Вражеские агенты пытаются совершать акты саботажа, снабжают врага информацией, даже убивают отдельных воинов. Еврейское население принимает активное участие в этих акциях. Мы требуем быть безжалостными по отношению к этим преступникам". В городе Новая Сулица 2-3 июля румыны убили 800 евреев, а оставшихся в живых заключили в гетто. В тот же день румыны заняли Единець, где образовали большой концлагерь для евреев. Вступившие румынские солдаты устроили расправу над 500 евреями. Прокатившиеся страшные акции происходили на северном участке румынского фронта. Подобные зверства совершались и на центральном направлении фронта. Интересно, что местные евреи боялись в начале войны румын больше, чем немцев. Так евреи г. Бельц, опасаясь румынской армии, о зверствах которой стало известно, бежали из Бельц, однако 9 июля Бельцы заняла немецкая армия и бежавшие евреи начали возвращаться в город. По приказу немецкой военой полиции их заключили в гетто. А когда немецкие войска покниули Бельц, евреев передали в распоряжение румын, которые переправили евреев лес в лагере, окружённом колючей проволокой. Там многие узники умерли. Позднее оставшихся в живых евреев депортировали в Маркулешти, а оттуда - Транснистрию. В местечке Маркулешть, Сорокского района существовала еврейская сельскохозяйственная колония, она насчитывала 2 300 фермеров. 8 июля румыны оккупировали город, в течение 4 часов было убито 1000 человек. Осуществляя пожелания Антонеску об очищении Бессарабии и Буковины от евреев, их начали под конвоем переправлять в восточном направлении. Толпы обреченных людей, группа за группой, шли по дорогам Северной Буковины и Бессарабии. Из деревень их гнали в города, ставшие "пунктами концентрации". Массовая депортация осуществлялась в три фазы. В июле 1941 года поступил приказ о депортации евреев из Северной Буковины и Бессарабии. Их выселение закончилось в середине ноября. К этому времени в этих двух провинциях оставались только те евреи, которые были сконцентрированы в трех городах: в Черновцах – 50000; в Сторожинцах – 2000 и в Кишинёвском гетто – 10000. 8 октября Антонеску приказал выслать евреев из этих трех городов, а также евреев Южной Буковины и Дорохойского района. Их высылка завершилась к концу декабря. Однако в последний момент 20000 евреев Черновцов получили разрешение остаться. Из них 4000 были депортированы в июне 1942 г. Самые первые группы, гонимые к Днестру, составляли бессарабские евреи, жители близлежащих местечек и сёл. До сегодняшнего дня неизвестно точное число уничтоженных в Транснистрии. Рауль Хильберг говорит о 270 тысяч убитых евреев, находившихся под румынской юрисдикцией. Жан Анчел о 310 тысяч умерших лишь в Транснистрии и еще 100 тысячах убитых в Бесарабии и Буковине в 1941 г. Официальная румынская комиссия по изучению Холокоста румынских, молдавских и украинских евреев пришла к выводу о гибели от 280 до 380 тысяч человек. По последним убедительным сведениям исследователей Валентины Тырмос и Якова Верховского, в основе которых лежат румынские документы, опубликованные Жаном Анчелом, общее число евреев, скопившихся в Транснистрии осенью и зимой 1941-1942, составляет 438,377, из них уничтожено 317,623 человека, т.е. 72.5 %. В живых осталось в основном на севере Транснистрии 120,554 человека, т. е. 27.5 %. Общее число евреев, оставшихся в живых в Транснистрии, составляет около 120 тыс. человек. В том числе: депортированных из Бессарабии около 11,600 человека, депортированных из Буковины не менее 34 тыс, и местных евреев Транснистрии и Одессы более 67,тыс человек. В заключении считаю необходимым подчеркнуть, что были жители Молдовы, Украины, которые оказывали помощь евреям, спасали их. Многие из них удостоены звания Праведник народов мира. Не все имена тех, кто помогал евреям, известны. Спасителей куда меньше, чем убийц и грабителей. Будем чтить и помнить имена тех немногих, кто в страшное время остался человеком. В статье использованы работы С.Назария, В. Тырмос и Я. Верховского, материалы Зала имен Яд Вашем. Уважаемые друзья, от имени Проекта документации и увековечения имен евреев, погибших в период Шоа на территории бывшего СССР, обращаюсь с просьбой еще раз вспомнить и заполнить листы свидетельских показаний на погибших родных, знакомых – всех, кого Вы знали и вспомните. Кроме того, просим заполнить регистрационную анкету на всех тех, кто был в эвакуации. Вы можете звонить и на наш автоответчик (02 644 32 35) и сообщить номер своего телефона. Вам ОБЯЗАТЕЛЬНО перезвонят, и выполнят Вашу просьбу о присылке листов для заполнения. Заполненные листы надо выслать на следующий адрес: |
|
назад на главную |