К 70-летию вторжения нацистской Германии на территорию Советского Союза 22 июня 1941 г.

Вторжение в Советский Союз как борьба идеологий.

 

Александр Вишневецкий
Фото автора

Под таким названием 20 июня в Иерусалиме в Мемориале Яд Вашем состоялась конференция, приуроченная к 70-летию вторжения нацистской Германии на территорию Советского Союза в июне 1941 года. Конференция, проведенная под эгидой фонда «Генезис» и «Гурвич Фемили фонд» целиком была посвящена анализу событий на территории бывшего СССР в годы Второй мировой войны.
С приветствиями к собравшимся обратились Белла Гутерман, директор Международного института исследования Шоа (Холокоста), Авнер Шалев, председатель совета директоров Мемориала Яд Вашем, Сана Бритавская, исполнительный директор фонда «Генезис» в Израиле.

Авнер Шалев считает, что исследования по этой тематике особо важны, поскольку тема участия СССР в войне в годы холодной войны замалчивалась и игнорировалась на Западе, а тема Катастрофы была под запретом в СССР.

 

Сана Бритавская рассказала о поездке по Украине представителей фонда «Генезис», где в бывших местечках они видели следы еврейского быта, но самих евреев не нашли, еврейская жизнь полностью прекратилась. Сана Бритавская подчеркнула, что именно поэтому тема войны на территории СССР важна, ибо она тесно связана с Катастрофой и нуждается в дальнейших исследованиях.

 


Доклад «Вторая мировая война как идеологическая война» был представлен профессором Иегудой Бауэром, академическим советником Яд Ва-Шем. Докладчик задается вопросом: почему разразилась Вторая мировая война, кто ставил цель ее разжечь?
По мнению Бауэра сталинский СССР не был заинтересован в войне; со стороны СССР предпринимались попытки договориться с Англией и Францией о взаимопомощи в случае нападения Германии на одну из стран, что должно было предостеречь Гитлера. Но эти страны не пошли на сближение с СССР, полагая что Гитлер нападет только на Советский Союз.
Сам немецкий народ также не хотел войны. После гибели в Первой мировой войне нескольких миллионов немцев, наличия огромного числа инвалидов войны, больших экономических сложностей, учитывая настроение немцев, даже Гитлер говорил о мире.
Хотя шло вооружение армии, промышленность работала на войну, но промышленный капитал Германии не оказывал в этом вопросе никакого давления на нацистов.
И армия не желала начинать войну, генералы попытались свергнуть Гитлера и договориться с Западом, хотя эти попытки кончились неудачей. Генералы не были пацифистами, они обоснованно опасались за судьбу Германии во главе с Гитлером.
Несмотря на внедрение идеологии расширения жизненного пространства для северных «германских» народов, которая увязывалась у Гитлера и его окружения со стремлением захвата Украины (зерно, железо, уголь) и Кавказа (нефть), ущемление экономических интересов Германии на самом деле также не могло послужить причиной нападения. Сталин, стремясь избежать войны, поставлял в Германию все необходимое из продовольствия, сырья и техники. Не было необходимости захватывать эти земли, если все можно получать без войны. Накануне нападения на СССР в Германии было гораздо больше населения, чем до Первой мировой войны, но всем хватало места; к 1938 году полностью ликвидирована безработица, росла заработная плата, и у крестьян была работа. Таким образом, экономика не нуждалась в войне, вопрос «жизненного пространства» был надуманным.
Так что же послужило действительной причиной нападения? Что поставило себе на службу промышленный, военный и человеческий потенциал Германии, ее экономику и политику? Из документов 1936 года, представленных на Нюренбергском процессе, видно, что Геринг (назначенный в октябре 1936 года министром экономики) по указанию Гитлера составил 4-х летний план подготовки войны. Заказ и общие установки плана отражены в письме Гитлера к Герингу. Пафос письма состоял в том, что после Французской революции мир втянут в новый конфликт: к власти стремится большевизм, чтобы утвердить во всех странах господство мирового еврейства, что смертельно угрожает существованию германского народа. Предотвратить это можно только полным уничтожением евреев в Европе. Большевизм - это проявление еврейства и он тоже должен быть уничтожен. Отсюда, захват западных и южных районов СССР, где проживает подавляющее большинство евреев и где их, стало быть, легко уничтожать.
Напрашивается вывод о главной причине Второй мировой войны - это идеология уничтожения еврейства.
Мнение, что война была предопределена внутренней борьбой в самой Германии, Бауэр считает ошибочным. До сих пор войны объяснялись чисто прагматическими причинами, но в случае с развязыванием Второй мировой главная причина - идеология. Известные факты принятия Гитлером стратегических военных и экономических решений, которые никакой прагматикой не оправдывались, вроде бы подтверждают гипотезу Бауэра. Также такой подход объясняет Холокост.
В результате войны только в Европе погибло 35 миллионов человек, из них примерно 6 миллионов евреев. Не антисемитизм ли стал причиной гибели 29 миллионов неевреев?

***

Хотя нам известны факты отказа немецких солдат участвовать в экзекуциях и даже случаи самоубийств офицеров, не выдержавших зрелищ массовых убийств евреев, докладчик опустил важный вопрос о том, за счет каких способов и средств гитлеровская идеология стала массовой.

Затем вниманию слушателей были представлены несколько докладов, объединяемых общим заглавием «Борьба с «иудео-большевизмом» - от конвенциональной к неконвенциональной войне».

Выступает доктор Даниель Узиэль. Тема его доклада: «Неизвестная война: анализ восточной компании с политической, экономической, военной и идеологической точки зрения».
В то раннее утро 22 июня 1941 года начался новый этап Катастрофы и уничтожения евреев Европы. Этот этап завершился взятием Рейхстага и гибелью Гитлера. Начало этого этапа Второй мировой войны было началом конца фашистской Германии. Операция Барбаросса стала закономерным концом фашистской Германии.
Прошло много лет, и опять возникли дебаты об этой войне. Две цели ставила нацистская Германия - покончить с еврейским большевизмом и уничтожить Советское государство – создать жизненное пространство для «германских» народов - скандинавов, фламандцев, немцев и частично французов.
Помимо захвата территории немцы вели бои на уничтожение Красной армии. Особое значение Гитлер придавал взятию Москвы и Ленинграда – символов «Советской еврейской власти». СССР был огромной страной, как по территории, так и по человеческим и сырьевым ресурсам, соотношение сил было не в пользу Германии и в длительной перспективе, несмотря на поражения первых месяцев войны, это преимущество должно было сказаться. Поэтому быстрый захват Ленинграда и Москвы должен был полностью деморализовать Красную армию, окончательно сломить всякое сопротивление и тем самым сделать ненужным дальнейшее продвижение немцев на восток. Поэтому здесь были сосредоточены крупные силы. Но героическое сопротивление Красной Армии сорвало гитлеровские замыслы, связало немцев на этом театре боевых действий и затруднило их движение на юг – на Украину и Кавказ. Только Северный фронт вокруг Ленинграда сковал несколько немецких армий общей численностью полмиллиона солдат.
СССР обладал превосходством в танках и самолетах, в численности солдат. У немецкой армии было преимущество в организации управления и в дисциплине. Надо также учесть и вклад союзников Германии в войне. Речь идет о коалиции целого ряда стран Европы с достаточно крупными вооруженными силами. С другой стороны вооруженные силы СССР, находящиеся на Дальнем Востоке, где они были готовы предотвратить нападение со стороны, Японии, обычно также не учитываются, хотя эти войска сыграли огромную роль в разгроме фашистов под Москвой. Германия растратила свой военный потенциал уже в первые месяцы войны. В то же время, несмотря на огромные потери в ресурсах и людях на первом этапе войны (например, только в первый день войны Красная Армия потеряла 2000 самолетов), в СССР оставалось много сил и ресурсов. А потери немцев все увеличивались, потери нечем было восполнять и все больше дивизий становились неукомплектованными. Немецкие силы испытывали значительные трудности с поставками для армии – здесь и удаленность от баз снабжения, нехватка горючего, плохие дороги и др. Сказывалась и усталость, ведь блицкриг не удался. По мере затягивания войны обострялись разногласия Гитлера со своим генералитетом, которые ослабляли командование. Спор, в частности, касался затянувшейся попытки захвата Москвы и переброски части сил с московского направления на юг для захвата Украины.
Несмотря на военные неудачи, полным ходом идет уничтожение евреев, на эти цели немцы не жалеют сил и ресурсов. Не готовых к суровой русской зиме оккупантов останавливают невиданные морозы.
В этот момент становится ясным отказ Японии от участия в войне на территории СССР, что приводит к переброске свежих сибирских дивизий под Москву. Командование советских войск, накопив силы, наносит удар по фашистским войскам, что становится поворотным пунктом всей Второй мировой войны. Немцы начинают сознавать, что в этой войне могут потерпеть поражение. И это удар не только физический, но и моральный.
Так что, декабрь 1941 года - это решающий месяц во всей Второй мировой войне. Германии не достает ресурсов для поддержки военной экономики. Отсюда, отказ от дальнейших попыток взять Москву и поворот на хлебную, угольную и стальную Украину, военные операции 1942 года с выходом на Кавказ, к нефтяным источникам.
Между тем война ведется на разных фронтах - от Мурманска до северной Африки, немцы бомбят Лондон. В это же время СССР не только сумел вывезти свои промышленные объекты глубоко в тыл - на Урал, в Сибирь и Центральную Азию, но и ценой огромного напряжения, нечеловеческих усилий и жертв сумел наладить и начать поставлять фронту все больше военной техники и материалов. В самой же Германии не было перехода всего производства на снабжение фронта и, как в мирное время, работы велись в одну смену.
Но враг был еще достаточно силен, так что пока Красной Армии удалось лишь стабилизировать фронты. Обратной стороной стабилизации стало то, что в это время нацисты смогли уделить больше внимания главной задаче - уничтожению евреев. Однако разгром под Сталинградом и уничтожение румынской группировки войск привел к изменению позиции румынского руководства, что дало возможность спасти тысячи румынских евреев и евреев Транснистрии.

К сожалению, из-за холодной войны решающий вклад СССР в победу над фашистской Германией был Западом проигнорирован и забыт. А в СССР игнорировалась тема Холокоста и делался упор на пропаганду превосходства советского строя в связи с победоносным исходом войны.
Наметившаяся оттепель в 70-е годы 20 столетия привела к обращению внимания на Западе к «неизвестной» войне СССР с фашистской Германией, эта тема затем становится очень популярной на Западе.


Доклад д-ра Ицхака Арада «Этапы Операции Барбаросса и их влияние на темпы уничтожения евреев» был посвящён подробностям осуществления этого преступного плана. Арад помнит первый день войны и обращение Молотова к советскому народу. Он приводит содержание приказов вермахта (май 1941 года) о поведении немецких солдат в этой войне. Первый приказ - об освобождении немецких солдат от ответственности за любые действия по отношению к мирному населению. Второй приказ обвиняет большевиков во всех бедах Германии и требует уничтожать комиссаров, большевиков и всех, кто оказывает сопротивление войскам. Приказов об уничтожении евреев накануне войны не было. Но, в июле 1941 года Гимлер посетил айнзацгруппы (группы уничтожения) и они получили устные указания об уничтожении евреев. Был также приказ расстреливать евреев-мужчин, скрывавшихся в болотах Полесья, а детей и женщин загнать в болота, где они и погибнут. До июля убивали только евреев-мужчин, а с августа стали убивать также женщин и детей. Естественно, эвакуироваться удавалось тем большему числу евреев, чем дальше на восток находились оккупированные территории. Приграничные районы Белоруссии подверглась захвату в первые дни войны, и там спаслось 5-6% евреев. В Минске, куда немцы попали через неделю, спаслись уже 20% населения из 70 тысяч евреев.

Трудности немцев с нехваткой рабочей силы для обеспечения армии привели к временной приостановке операций по уничтожению евреев. Так, в Вильнюсе и Каунасе евреи шили теплую одежду для немецких солдат. В других местах они использовались на строительстве дорог, ремонте техники. Но постоянно шли споры между немецкой гражданской администрацией и СС по поводу судьбы все еще живых остатков еврейского населения: кого уничтожить немедленно, кого временно оставить в живых. Указания из Берлина по этому вопросу: экономические соображения не должны влиять на уничтожение евреев, но решение должно приниматься на местах. В результате - из 250 тысяч евреев, ранее проживавших в Вильнюсе, Каунасе, Шауляе, около 40 тысяч оставались пока жить. Часть евреев все еще оставалась в живых в Минске.
Контратаки советских войск в Ростове-на-Дону спасли около 20 тысяч евреев.

В районе Москвы освободили несколько местечек и спасли там евреев. Евреи Кавказа – таты, около 5000, тоже были спасены, т.к. немцы не смогли сразу определить евреи ли они, а затем в результате контрудара советских войск немцев выбили.
Летом 1942 года румыны пообещали Эйхману отправить евреев в концентрационный лагерь Бельжиц. Но Румынские власти сознавали, что война проиграна. В итоге, 60-70 тысяч евреев, изгнанные из Бессарабии в Транснистрию, были спасены. В марте-апреле 1944 года эти районы были освобождены.
Всего, около 2,5 миллионов советских евреев были уничтожены, выжило 100-110 тысяч человек. Часть евреев спаслась в партизанских отрядах.


С сообщением «Нерассказанные истории» выступили д-р Леа Прайс и Шломит Шульхани. Их объединила общая тема исследований "Места массовых убийств евреев в Советском Союзе" (см. www1.yadvashem.org/untoldstories/homepage.html )
В 1961 году в «Бабьем Яре» был сооружен мемориал. Множество материалов о местах массовой гибели евреев поступали в Яд Ва-Шем в 90-х годах прошлого столетия. Документы поступали из архивов НКВД, из материалов Еврейского антифашистского комитета, из архивов Нюренбергского процесса, из немецких отчетов времен войны, на основе свидетельских показаний и т.д. Но в СССР сохранилось мало документов об уничтожении евреев, долгое время эта тема игнорировалась. Документы по одному и тому же месту уничтожения порой очень противоречивы. Интересно знакомство с памятниками погибшим – это и язык надписей, их содержание, переделки под давлением советских властей. Здесь можно встретить отсутствие надписи о том, что погибшие - евреи, последующие переделки могендовида в пятиконечную звезду, отсутствие надписей на иврите. На фото справа один и тот же памятник, сфотографированный с промежутком несколько лет. Обратите внимание на звезду слева (до) и справа (после) (чтобы увеличить картинку, кликните на ней).


На конференции было уделено внимание теме «Конфликты и идентичность в первые месяцы войны: немцы, белорусы, поляки и евреи».

Д-р Аркадий Зельцер (директор Центра изучения истории советских евреев в годы Шоа, Яд Ва-Шем) обратил внимание на следующее. До войны пропагандировалась идея советского патриотизма, исключающего какие-либо национальные распри, преследования и неравенство в СССР. Как только началось немецкое наступление, как только стало известно о военных успехах немцев, как только сарафанное радио донесло об отношении немцев к евреям, тут же все переменилось, идея испарилась, как утренний туман…



Доклад д-ра Леонида Рейна «Участие Вермахта в акциях уничтожения на «Восточных территориях» в первые месяцы войны» начался с рассказа о событиях в местечке Кодыма в октябре 1941 года, где 1 октября в тайное отделение немецкого корпуса обратилась женщина из местных жителей с заявлением, что она знает идиш и слышала, как евреи на этом языке говорили о подготовке нападения на немцев. Выслушавший ее немец не сомневался в достоверности этого сообщения и передал эту информацию офицеру штаба зондеркоманды, находящейся в 20 километрах от Кодымы. Последовало распоряжение провести акцию против евреев. Зондеркоманда во главе с офицером Прастом расстреляла на площади местечка 100 еврейских мужчин. Расстрельная часть состояла на 2/3 из солдат Вермахта и 1/3 из айнзацгруппы. Принято было считать, что солдаты Вермахта не участвовали в карательных операциях. На самом деле это не соответствует реальности. Институт по социальным расследованиям в Гамбурге организовал выставку, свидетельствующую об активном участии Вермахта в геноциде еврейского народа.
Недоброе отношение к евреям в немецкой армии имело место еще в 19 столетии. Брать евреев на службу в армии можно было тогда только при условии принятия ими христианства. После прихода нацистов к власти идеология национал-социализма проникла глубоко в сознание масс. В 1935 году, согласно закону о всеобщей воинской повинности, немецкая армия очистилась от евреев. К 1939 году в Германии открыто декларировалось о войне с мировым еврейством, оно называлось чумой, поразившей народы.
Вступление германских войск в Польшу стало своеобразным экзаменом по рассовой теории для солдат Вермахта. Евреи представлялись животными, за убийство которых нет наказания. Армия следовала установке, что евреи основные носители большевистской идеологии, враждебной Германии. Все эти идеи нашли практический выход уже в первые дни войны на территории СССР.
По мере продвижения вглубь советской территории организовывались местные органы власти, и один из первых их шагов заключался в выдаче документов местному населению. Евреям документы не выдавались, что служило основой их дальнейшего задержания и расстрелов. Имели место погромы и со стороны местного населения. Части вермахта погромы осуждали, но считали местью населения за поддержку евреями НКВД в годы сталинских репрессий. В старой крепости Луцка были расстреляны 1600 евреев, как мера мести за расстрел украинцев Советскими властями. В Лиепае уже 4 июля 1941 года начались убийства еврейского населения по приказу военного начальника города. В этих убийствах принимали участие командиры и солдаты Вермахта. В Бабьем Яру, как мера мести за взрывы в центре Киева в 20-х числах сентября 1941 года, проводились расстрелы евреев с участием офицеров СС и зондеркоманды. Евреев обвинили в организации взрывов. Батальон вермахта под командованием Эберхарда участвовал в расстрелах. За два дня были убиты 33 тысячи евреев. Затем инженеры Вермахта произвели взрывы на месте расстрела, чтобы скрыть следы. Вермахт активно участвовал во многих случаях уничтожения еврейского населения.


Доклад д-ра Евгения Розенблата из Бреста (Беларусь) был посвящён теме «Отношения между поляками, белорусами и евреями в первые месяцы войны».
Текст доклада см. здесь. А здесь можно послушать фонограмму выступления д-ра Розенблата.
 

 

 

Завершил выступления профессор Мордехай Альтшулер из Еврейского университета в Иерусалиме - доклад «Крушение мифов: разрушение представлений о мощи Советского Союза и об исчезновении в нем антисемитизма».
Профессор Альтшулер напоминает об анкете для советских еврейских активистов, составленной около 40 лет тому назад с множеством вопросов о формировании сионистского мировоззрения у них. Указывались возможные варианты ответа - возникновение Израиля, преследование евреев сталинским режимом, шестидневная война и др. Обработка ответов показала, что 62% опрошенных указали на Холокост. Эти ответы побудили Альтшулера заняться проблемой влияния Катастрофы на сознание евреев. При этом докладчик различает еврейство в границах СССР до 1939 года и после. Мифы, как система взглядов и мировоззрений, претерпели значительные изменения с началом войны на территории СССР. Начало войны стало критической точкой в отношениях государства и общества, проверкой правдивости установок государственной идеологии. Люди верили согласно этим установкам, что враг, напавший на СССР, будет уничтожен в кратчайшие сроки, и война будет вестись вне территории СССР. Непоколебимой была вера в мощь Красной Армии. Выступление Молотова в день начала войны не вызвало панику. Одновременно с бомбардировкой Киева немцами радио сообщало о том, что советские самолеты бомбят Берлин. Довоенные советские фильмы антифашистского толка восхваляли Красную Армию, идеи безопасности и патриотизма нашли отражение во множестве песен того времени. Эту веру разделяли евреи СССР, и поэтому многие не стремились эвакуироваться, пока еще такая возможность была. Но ход войны ломал эту веру. Населению с опозданием стало ясно, что война идет на советской территории и армия потерпела поражение. Выступление Сталина 3 июля 1941 года только усилило понимание провала прежних мифов. Возникло чувства страха и испуга.
Произошел резкий поворот в отношении к евреям среди местного населения. Антисемитизм расцвел буйными красками. Люди говорили, что скоро придут немцы, и мы с вами (евреями) рассчитаемся. До войны евреи были убеждены, что антисемитизм искоренен. Война показала, что это не так. И, конечно, трагедия Катастрофы немало связана с разрушением мифов о едином советском народе.

***

Здесь я хотел бы напомнить то, о чем говорил д-р Розенблат: отношение к евреям со стороны местного населения в период оккупации можно объяснить обычными законами любого социума: преследуют тех, кого разрешено преследовать. В период присоединения Западной Белоруссии (принадлежала Польше) к СССР объединившееся белорусско-еврейское население травило поляков, были даже случаи польских погромов. В период оккупации легитимности были лишены евреи, которые, естественно, становились жертвами польско-белорусских групп населения. (Так было на всех оккупированных территориях. То же мы можем наблюдать и в послевоенное время в разных странах по отношению к слабым группам населения - этническим, религиозным и др.). Какова же здесь роль антисемитизма? Жаль, что выступление проф. Альтшулера было более эмоциональным, чем доказательным, и что о методах и принципах его исследования, стало быть, о достоверности выводов мы пока судить не можем.


Таково вкратце содержание этой несомненно полезной и интересной конференции. Впервые в Яд Ва-Шем столь широко обсуждались вопросы важнейшей роли СССР в победе над фашистской Германией в связи с темой Холокоста.

Тем не менее, несколько слов необходимо сказать о жанре мероприятия. К сожалению, на конференции не было ни постановки, ни обсуждения каких-либо проблем, ни активного общения докладчиков с аудиторией, ни возможности заранее ознакомиться с тезисами докладов и для себя сформулировать вопросы, требующие выяснения – всего того, что отличает форму конференции от работ в других формах. Мы собирались на конференцию, а попали в лекторий. Это тоже неплохо. Однако особенность и значимость тематики, на мой взгляд, предполагает не столько передачу информации, сколько продвижение в понимании истории. Для решения такой задачи нужен диалог, что и обеспечивает культурная форма конференции. Это тем более необходимо, что в зале находились не студенты, но люди, знающие об этой войне не понаслышке, а на собственном жизненном многострадальном опыте. Здесь были ветераны войны, и бывшие узники гетто и концлагерей, работники тыла и бывшие беженцы той войны на территории СССР. Были представители научных кругов, и журналисты, занимающиеся этими проблемами. Хотелось бы надеяться, что следующие намеченные по данной тематике два мероприятия Яд Ва-Шем организует как конференции в культурном значении этого понятия.


Также к большому сожалению, до настоящего времени не объявлены имена победителей и выделенных им грантов по конкурсу проектов в области исследования Шоа (Холокоста) на территории бывшего Советского Союза, проводимого фондом «Генезис». На весьма представительной конференции, связанной с той же тематикой и тем же фондом «Генезис», можно было ожидать официального подтверждения победителей конкурса, но это не было сделано. От этого ценность и значимость конкурса значительно упала в глазах общественности. Думается, что столь длительное затягивание времени между объявлением конкурса и вручением грантов по нему недопустимо.

Эти факты говорят о том, что Яд Ва-Шем по-прежнему в своей работе игнорирует огромный интеллектуальный потенциал, который представляет собой интеллигенция, прибывшая из бывшего СССР, способная в немалой степени увеличить эффективность работы этой, несомненно, важной организации не только для евреев, но и для мировой общественности.

***

От редколлегии.

Мы сожалеем о том, что организаторы Конференции не предусмотрели выступления членов Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто» - непосредственных свидетелей уничтожения евреев, что не была даже затронута тема «Праведников Народов Мира», спасавших евреев с риском для жизни. О полноте и качестве наших возможных сообщений на эту тему можно судить по публикациям на сайте www.nitsolim.org .

 

В зале заседаний

Диалоги

Приложение.

Программа Конференции

Интервью с Председателем Союза ветеранов Второй мировой войны Авраамом Гринзайдом
 

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.

 

назад

на главную