Малка Шекин
Иллюстрации Бориса Есельсона
До войны семья Григория Жака (жена Женя, дочь Муся и сыновья Марик и Миша) жила в Ленинграде. Незадолго до начала войны, после окончания учебного года дочь Муся поехала на каникулы в гости к родственникам в г. Климовичи в Белоруссию, где ее застала война.
Вместе с семьями родственников (семья Ковалевых и семья Малевых) они уже 24 июня 1941 года пешком ушли в сторону Хотимска. Более трех месяцев они пробирались на восток, иногда их подвозил попутный транспорт.
В октябре 1941 г. беженцы добрались до г. Воронежа, откуда в теплушке их отправили в Казахстан. Здесь они попали в колхоз им.18-го партсъезда, откуда вскоре разъехались по разным селам. Муся попала в село Кок-Су, на границе с Китаем. Семья Жаков оставалась в блокадном Ленинграде.
В августе 1942г. пароходом по «Дороге жизни» через Ладогу с большим риском под бомбежкой семья переправилась на Большую Землю. Во время переправы пароход, шедший впереди, и судно сзади были потоплены. С пересадками семья добралась до Казахстана и соединилась с дочерью Мусей. Оттуда Григория забрали на трудовой фронт, где он работал на рудниках до середины 1946г. А мать и дети переехали к родственникам в село Кугалы Талды-Курганского района Алма-Атинской области.
Осенью 1944г. они вернулись в Ленинград, где встретили Победу.
М.Жак , С.Петербург, тел. 7-812-2309016
Лобович Айзик, 1908 г.р., политрук Красной Армии, был свидетелем гибели своей семьи (жены и троих сыновей), воевал, попал в плен, затем в концлагерь Освенцим, где находился с 1943 года до освобождения. Там он познакомился со своей второй женой Эстер Розентрейтер, уроженкой Польши. Эстер спасло от смерти знание немецкого языка.
К сожалению, Мария не помнит лагерных номеров своих родителей и других подробностей. На погибших членов первой семьи Айзика заполнены листы свидетельских показаний.
М.Гамбург тел.054734178