Даже в гетто и лагерях евреи сопротивлялись

Галина Каширина
Фото автора

За более чем 40-летнюю журналистскую деятельность случались самые разные, порой неожиданные встречи, которые в уже известном вдруг открывали для меня такие повороты, что приходилось по-новому переосмысливать то, в чем, казалось, была «железно» уверена. И недавняя встреча с Ф.А. Винокуровой только подтвердила это.

Вместе с мужем Исааком Новоселецким, председателем еврейской общины Винницы, она несколько дней гостила в Кармиэле у своего близкого родственника Владислава Перемультера, бывшего малолетнего узника гетто. Кстати, их матери – сестры - двойняшки вместе прошли ужасы гетто. Так что события, о которых в тот вечер рассказывала Фаина Авраамовна, не просто факты давней истории, а семейные трагедии…

В эти дни супруги побывали в клубе «Агалиль», внимательно осмотрели экспозиции Музея героизма еврейского народа, в свих отзывах дали высокую оценку деятельности тех, кто ведет эту работу.

Если бы не подчеркнуто деловой тон, точность в изложении, специальная терминология, рассказ Ф.А Винокуровой мог стать одним из многих в череде повествований о зверствах фашистов-нелюдей и их приспешников и невыносимых страданиях ни в чем не повинных евреев - женщин, детей, стариков. Но моя собеседница - профессиональный историк-архивист, заслуженный работник культуры Украины, более трех десятков лет работает заместителем директора госархива Винницкой области, возглавляет региональную экспертно-проверочную комиссию, которая дает оценку всем материалам, поступающим в архивные фонды. Кандидат исторических наук, она первая в Украина защитила диссертацию на региональную тему истории Холокоста в Украине под названием ”Фонды Государственного архива Винницкой области о судьбе евреев в период немецко-румынской оккупации в 1941-1944 гг.”, является автором трехтомного издания ”Евреи Винничины в период Второй мировой войны. Малоизвестные документы и новые интерпретации”, 102 научных статей, публикаций, обзоров документальных источников.

Когда мы с Советом Кармиэльской организации уцелевших в Холокосте готовили книгу воспоминаний бывших малолетних узников гетто (ее презентация состоится в ближайшее время), меня не оставляла мысль: как стало возможно такое беспричинное, массовое уничтожение мирных евреев? Почему они не сопротивлялись, понимая, что все равно будут уничтожены? Эти вопросы я напрямую задала Ф.А Винокуровой.

- Понятно, что когда началась Великая Отечественная война, в еврейских местечках остались в основном старики и женщины с детьми, мужчины были призваны в Красную Армию. Старики, прошедшие Первую мировую войну, рассказывали о немцах, как цивилизованной нации, в составе которой евреи достигли больших высот в творчестве, науке, экономике. Они не позволят убивать мирных жителей. А когда увидели обратное – было уже поздно бежать. Из истории, книг, кинофильмов известно, сколько красноармейцев попало в окружение, сдалось в плен. А ведь это были здоровые мужчины, не чета перепуганным, слабым женщинам, на руках которых были малолетние дети и старые родители. Их подвиг был в том, чтобы сохранить своих близких, не дать им умереть от холода, болезней и голода, своими телами матери прикрывали крошек во время акций и расстрелов.
Многие годы работы в архивах – не только украинских, но и зарубежных – дают мне право утверждать: даже в беспомощном состоянии, находясь в гетто, лагерях смерти, ЕВРЕИ НЕ СДАВАЛИСЬ, а боролись всеми возможными в тех страшных условиях способами со своими мучителями. Поэтому в моих научных работах, касающихся темы Холокоста, проходит мысль о том, что евреи не только были объектом уничтожения, но и сопротивлялись, спасались благодаря людям, которых позже стали называть Праведниками народов мира. Каждый делал свой моральный выбор: спасать или предавать, или быть просто свидетелем происходящего?!

Героиня нашего фильма «Реквием Берегини» (а всего супруги создали 8 фильмов, объединенных под одним названием «Память жива»), директор детского дома в Виннице Лидия Ивановна Постоловская спасла, пряча от вездесущих глаз, 19 еврейских детей и две еврейские семьи – работников детдома. А директор детского дома в Калиновке выдал своих воспитанников- евреев гитлеровцам. После войны за «сотрудничество» с немцами Лидия Постоловская прошла советские тюрьмы и лагеря.
В 1943 году произошло восстание евреев – заключенных Вапнярского лагеря-тюрьмы для политических, высланных из Румынии, которыми руководил румынский еврей Лазарь Гринберг. Евреи, узники гетто участвовали в антинацистском подполье, партизанском движении. В оккупированной Виннице Мария Иркис молодая женщина подпольщица из группы Иона Бяллера, окруженная фашистами на явочной квартире, куда она пришла за рацией для партизанского отряда, чтобы не сдаться живой врагу, перерезала себе бритвой горло. В Жмеринском гетто действовала подпольная группа под руководством учителя Арона Гефтера. Евреи выпускали подпольную газету «Красный партизан», печатали и распространяли листовки, собирали оружие. Арон Гефтери его товарищ Яков Лойзнер, выданные предателем, были арестованы румынской сигуранцей и расстреляны накануне немецкого отступления в Тираспольской тюрьме.

Активно действовала подпольная группа в Бершадском гетто. Ею руководил Яков Талис, ставший впоследствии комиссаром партизанского отряда. В феврале 1944 года за участие и содействие антинацистскому подполью расстреляны румынскими оккупантами узники Бершадского гетто, подпольщики Ася Скор, Лев Воскобойник, хозяйка явочной квартиры Рива Подольская, содействующие подполью Эля Марчак, отец партизанского командира Шимон Талис и многие другие.
Мало кто знает, что в Шебелянском лесу действовала партизанская бригада имени Сталина под командованием Анатолия Кондратюка, в составе которой активно боролась с врагом, выполняла ответственные боевые операции отдельная еврейская рота, командиром которой был молодой еврей Давид Мудрик. В партизанских отрядах, действующих на Винничине в период оккупации, воевало около 500 бойцов – евреев.

- Фаина Авраамовна, все ли архивы открыты по этой теме, все ли доступно?- Много сведений уже доступно для исследователей, однако архивы спецслужб, особенно дела, касающиеся сотрудничества с оккупантами, еще не открыты для историков-исследователей. На территории Украины было уничтожено 1,6 миллиона евреев, уже доказано, что это был тотальный геноцид. В зоне, оккупированной немцами, шансы на выживание были ничтожны. Здесь функционировало 55 гетто и 25 лагерей принудительного труда, уничтожено путем расстрелов около 97 тысяч человек из числа еврейского населения. Спаслись только те, кто ушел в партизаны, кого прятало местное нееврейское население, и те, кому удалось бежать на румынскую территорию.
Менее карательно – репрессивным был режим в румынской зоне оккупации – территории между реками Южный Буг и Днестр, входившей в в состав губернаторства Транснистрия. В 150 гетто, колониях и поселениях Винницкой части Транснистрии содержались в тяжелейших условиях местные евреи и около 100 тысяч депортированных из Бессарабии, Северной Буковины и уезда Дорохой Румынии. На этой территории были свои палачи – голод, тиф и другие инфекционные болезни. Многие из депортированных не пережили морозную зиму 1941-1942 гг. Но и здесь евреи нашли в себе силы противостоять румынским оккупантам.

Известно, какие педанты немцы, каждое свое действо по уничтожению евреев было задокументировано, все евреи были учтены. Выходившая в Виннице оккупационная газета «Вінницкі вісті», оформленная изображением фашистской свастики и украинского трезуба, всегда накануне и после расстрелов евреев печатала на своих страницах антиеврейские материалы пропагандистского характера. Кроме того, материалы немецких, польских архивов, архива Яд – Вашем, в которых мне довелось работать, использовались в моей работе. Очень многое дала мне работа в фонде Спилберга и других проектах, инициировала создание Международный фонд «Взаимопонимание и толерантность». В ходе реализации проекта удалось взять и записать еще около 100 интервью у переживших Шоа и участников тех событий.

- Фаина Авраамовна, как историк - архивист, скажите, кроме бредовой идеи об «окончательном решении еврейского вопроса», чем еще были вызваны нечеловеческие действия немцев в Винницкой области?
- В окрестностях Винницы, в селе Коло-Михайловка, располагалась известная по кинофильмам ставка Гитлера «Вервольф», по ее развалинам мы иногда водим экскурсии. Гитлер был здесь трижды, причем первый раз несколько месяцев, дважды побывала Ева Браун. Гостями ставки были диктаторы Антонеску, Хорти, генерал Манштейн, которому фюрер затем и передал «Вервольф». Здесь бывал генерал Паулюс, здесь, кстати, разрабатывались планы Сталинградского сражения. В октябре 1943 года ставка перестала функционировать. При отступлении входы в бункер и окружающие постройки были взорваны немецкими войсками. Понятно, что советское командование предпринимало неоднократные попытки уничтожить гитлеровскую ставку, чем и были вызваны беспрецедентные меры безопасности со стороны немцев. А уж евреи просто не могли существовать поблизости от такого объекта.
Сейчас я работаю над новой книгой «Места скорби», где собрана информация о 360 местах расстрела евреев, мест захоронений умерших от голода, тифа и других инфекционных болезней, а это 180 тысяч загубленных человеческих жизней только в Винницкой области.

Исаак Новоселецкий, Владислав Перельмутер, Ф.А. Винокурова Владислав Перельмутер, Фаина Винокурова и Яков Зейликович



Ваши комментарии
назад        на главную