Публикация глав из книги "Город Антонеску" в СМИ Израиля и США привлекла
внимание читателей, от которых мы получили ряд вопросов.
Речь идет о жестокости румынских оккупантов и достоверности числа
уничтоженных евреев на оккупированных территориях. Мы
провели статистическое исследование, базой которого явились имеющиеся у
нас архивные документы и наш профессиональный опыт научно-исследовательской
работы. Результатом этого исследования явилась статья "К вопросу о Транснистрии". К статье прилагается ксерокопия одного из архивных документов - отчет губернатора Транснистрии профессора Георге Алексяну на румынском языке. С
уважением и наилучшими пожеланиями,
К вопросу о Транснистрии
Валентина Тырмос,
Судьбу евреев Транснистрии нельзя рассматривать в отрыве от судьбы всего еврейского населения на территориях, попавших под власть Антонеску во время войны. Эта судьба различна в разных районах и в разные периоды времени. С точки зрения времени четко просматриваются два периода: до «Сталинграда» и после «Сталинграда». А территории можно разделить на 7 районов: 1. «Регат», или старая Румыния; 2. Северо-Восточные районы, включая Южную Буковину; 3. Северная Буковина; 4. Бессарабия: 5. Северная Транснистрия; 6. Южно-Восточная Транснистрия: 7. Столица Транснистрии Одесса. Это различение сделано нами. В каждом из этих районов евреи подвергались и унижению, и грабежу, и уничтожению. И все-таки в каждом по-разному. Это разнообразие, для многих «правдолюбцев» оказалось весьма удобным: если речь заходит «о Холокосте в Румынии», рассматривается один район, а когда говорят «о спасителе» евреев Антонеску, молчаливо подразумевают события на другой территории. Хотя, как считал доктор Жан Анчел (и, видимо, справедливо!) для уничтожения всех, оказавшихся под властью Красной Собаки евреев, у него просто не хватило времени. И, если бы не Сталинград, судьба евреев во всех районах была бы одинаковой.
Где евреи выжили? Почти все в Регате и на Севере Транснистрии. Отношения между Антонеску и евреями Регата были крайне запутанными – это и личные (многолетние дружеские и даже родственные отношения) и экономические отношения. Речь идет не просто о больших, но очень больших деньгах, в том числе и американских. В этих денежных делах был замешен не только Антонеску, но и вся его странная алчная виртуальная «семья» - сексуально-политический-финансовый четырехугольник. Мы об этом писали и, наверное, еще напишем более подробно. На Севере Транснистрии положение иное, хотя и здесь были замешаны деньги. В этом районе изначально было много небольших городков и местечек, населенных евреями, в которых прямо по месту их проживания были организованы гетто. Эти гетто находились под «патронажем» еврейской организации Регата. Получали какую-то помощь - деньги, посылки. Евреев в гетто Транснистрии даже посещали (что совсем уже невероятно!) различные «делегации». Оттуда в разное время были возвращены некоторые еврейские семьи, а после «Сталинграда» были вывезены в Бухарест еврейские дети.
Где евреи погибли? Полностью все в Одессе, почти все в Бессарабии, частично в Северной Буковине и … в лагерях смерти в Юго-Восточной Транснистрии. И тут мы подходим непосредственно к вопросу о числе погибших в Транснистрии. Оговоримся сразу – точных цифр нет. Реконструкция связана с трудностями. Причина этому – депортации из Бессарабии, из Северной Буковины и из … Одессы. Как этих погибших людей следует называть? Евреями Одессы? Бессарабии? Буковины? Или евреями Транснистрии? Погибли-то они в Транснистрии, но изначально принадлежали к еврейским общинам других районов. Вопрос не простой. Так иногда евреев, депортированных в Транснистрию из Одессы (порядка 90 тысяч!), не учитывают, когда пишут о погибших евреях Одессы. В других же случаях их не числят и среди погибших в Транснистрии, говоря только о депортированных из Бессарабии и Буковины. Депортации из Бессарабии, Буковины и Одессы осуществлялись спорадически - в различное время, различными путями, в различные районы. Часть депортированных из Бессарабии и, особенно, из Буковины после нажима на Антонеску (скорее всего, откровенного подкупа!) возвращались обратно. Иногда они, (или же, вместо них, другие из того же района) депортировались снова другим путем, иногда погибали еще до депортации, иногда погибали в пути. Данные, приведенные в источниках, разняться. Есть румынские, немецкие, израильские, русские, американские источники и данные различных еврейских организаций. Мы выполнили профессиональный «баланс человеческих ресурсов» (как ни странно это звучит в данном трагическом случае). Использовали табличный метод. Вынужденно пользовались цифрами, приведенными в различных источниках, хотя основным для нас является все же монография Жана Анчела «Транснистрия» в ее первом Бухарестском издании на румынском языке: Jean Ancel «Transnistria», Bucuresti, 1998. Для справки: доктор Жан Анчел – выдающийся исследователь проблем Холокоста в Румынии, в руки которого после войны попало огромное количество оригинальных румынских и немецких документов: рапорты, доклады, приказы, письма, телеграммы. Нам посчастливилось познакомиться и с ним лично, и с его архивом. Первая монография Анчела – объемный труд – три тома – содержит 1187 страниц, из коих 374 отданы печати оригинальных документов. В расчет нами были приняты базовые наиболее точные цифры Анчела. Недостающие дополнены с помощью интерполяции. Баланс предварительный. Мы еще вернемся к нему в книге «Город Антонеску»: у нас запланирована целая глава о Транснистрии.
Сейчас мы отвечаем на вопросы читателей, поступившие в связи с публикацией первых глав книги. Итак: Если брать за основу данные, приведенные Анчелом, а это, несомненно, наиболее достоверный источник, общее число евреев, скопившихся на территории, названной Транснистрией, осенью и зимой 1941-1942 годов, составляет 438,377 человек. Это число получено из рапортов румынских карателей, представленных в Бухарест в реальном масштабе времени: * Из Бессарабии были депортированы в Транснистрию 80,231 человек, из Буковины, Дорохоя и Хотина 96,130 и из Регата 2016 человек. * Число местных евреев Транснистрии, вместе с евреями, депортированными из столицы Транснистрии Одессы, и оставшихся в самой Одессе, составляло еще порядка 260,000 человек. Для иллюстрации приводим копию одного из рапортов1, подписанных губернатором Транснистрии профессором Георге Алексяну о числе евреев, депортированных в Транснистрию. В строке 4 речь идет о 32,819 евреев, депортированных в январе-марте 1942-го из Одессы, в частности из гетто на Слободке. Как указано в рапорте, среди них было 9,205 детей (Copii). Все эти евреи погибли. По румынским данным в живых остались 60 человек. Расчет общего числа уничтоженных евреев был проведен на основе документа, подготовленного Военным штабом Антонеску 15 ноября 1943 года, и данных, собранных еврейским комитетом спасения на 1 сентября 1943 года, а также на базе различных рапортов губернатора Алексяну: Общее число уничтоженных - 317,823 человека. В том числе депортированных из Бессарабии 68,548 человек, депортированных из Буковины 55,564, украинских евреев (одесских и местных) – 192,373, да еще и евреев, депортированных из Регата, 1,338 человек. Для увеличения точности расчета числа уничтоженных был проведен также расчет числа евреев, оставшихся в живых. При этом, естественно, были использованы иные документы. Общее число евреев, оставшихся в живых в Транснистрии, составляет 120,554 человека. В том числе: депортированных из Бессарабии – 11,683 человека, депортированных из Буковины 34,141, депортированных из Одессы 60, и местных евреев Транснистрии и Одессы 67,567 человек.
Таким образом, из общего числа 438,377 евреев, скопившихся в Транснистрии осенью и зимой 1941-1942, уничтожено 317,623 человека, т.е. 72.5 %. В живых осталось в основном на севере Транснистрии 120,554 человека, т. е. 27.5 %.
Но какое значение могут иметь проценты уничтоженных и оставшихся в живых по сравнению с гибелью одного еврейского ребенка из тех 9,295 тысяч детей, депортированных на смерть в Транснистрию из гетто на Слободке в январе-марте 1942 года?
|
|
|