Члены Совета

 

Заседание Совета Ассоциации

 

Анатолий Казарновский

Тель Авив, 28 июня 2016

В повестку дня заседания входили вопросы о подготовке к проведению Отчетно-выборной Конференции в декабре 2016 г. и празднованию 25-летнего юбилея Ассоциации (г-жа Гита Койфман, председатель Ассоциации), об утверждении сметы доходов и расходов Ассоциации на 2016 г. (г-н Михаил Штейнман, зам. председателя Ассоциации), а также информация об особенностях действия Закона от 09.06.2014 г. (г-н Роман Брамник, генеральный директор Ассоциации).

Все эти темы обсуждались потом, а заседание началось встречей с г-жой Тали Плосков, депутатом Кнессета, председателем подкомиссии Кнессета и вицеспикером. Ее сообщение о работе с пожилыми людьми и уцелевшими в Холокосте было посвящено радикальным сдвигам в понимании депутатами Кнессета проблем, возникших в ходе применения Закона от 09.06.14., и было выслушано с большим вниманием.

Основные моменты выступления Тали Плосков:

1. Тали обратила внимание на то, что в Израиле есть группа людей, которыми никто не занимается, это самое слабое наше

звено – пожилые люди. Помогла ей в этом Гита Койфман. Тали решила создать новую подкомиссию Кнессета – по статусу пожилого человека для решения проблем пожилых людей, о которых (проблемах) мало кто знал. Первое заседание этой комиссии было посвящено людям, пережившим концлагеря и гетто. Понять ситуацию, в которую попала эта группа людей, помог Роман Брамник, бывший узник гетто, "человек, который научил меня всем цифрам", - сказала Тали.

2. Первой ошибкой Закона от 2014 года стало введение общего названия «ницулей шоа», однако, Тали различает среди них две группы: тех, кто попал в оккупацию и уцелел в концлагерях и гетто, и тех, кто был в эвакуации. Разница между группами очень большая, считает Тали. Для эвакуированных сделали много, но то, что хотели сделать для бывших узников, не получилось. Потому что в Законе 2014 года допущена вторая, вытекающая из первой, грубая ошибка: при определении размера пособия особенности группы узников не были учтены, и средства из Германии, которые они получали именно, как узники и только узники, - были названы «рентой», стало быть, не исключены из категории доходов. [По-видимому, Тали поняла, что столь очевидная ошибка могла быть допущена и до сих пор не исправлена потому, что проблема поддержки бывших узников гетто и концлагерей не считалась приоритетной и подготовка Закона была поручена некомпетентным и безответственным людям. - А.К.]. И тогда Тали решила посвятить свою деятельность в Кнессете восстановлению справедливости несмотря на отсутствие перспектив сделать на этой группе политическую карьеру из-за ее малочисленности и немоты.

3. До Тали другие депутаты пытались работать над этой же задачей, но безуспешно. Тали удалось найти простые аргументы, показывающие, где чиновники допустили ошибку и как ее можно исправить. Аргументы оказались настолько простыми и очевидными, что убедили министра финансов. Ободренная поддержкой министра, Тали разработала и подала соответствующий законопроект. Сейчас он проходит необходимые контрольные процедуры, и Тали принимает все меры, чтобы не нарушая правил функционирования Кнессета, максимально ускорить процесс, чтобы уже в сентябре люди стали получать новое пособие и компенсацию за ошибки.

4. Тали ведет переговоры с министром транспорта о том, чтобы предоставить бывшим узникам бесплатный проезд на всех видах транспорта.

5. Тали обратила внимание на пассивность бывших узников, которые не используют своих прав и не проходят медкомиссию по определено степени инвалидности. Она предложила всем свою помощь при возникновении затруднений, связанных с реализацией прав узников. Свои визитки с телефонами и адресами Тали раздала членам Совета.

Подробности сообщения Тали Плосков вы можете услышать от нее самой в эмоциональном исполнении:

- сообщение (с вступлением Гиты Койфман)
- ответы на вопросы

Далее Гита Койфман проинформировала членов Совета о датах ближайших событий в жизни Ассоциации, которые мы будем отмечать, и связанных с ними мероприятиях. Также был доложен, обсужден и утвержден Проект бюджета Ассоциации на 2016г. Информацию об особенностях Закона от 09.06.2014 решили не заслушивать, а попросить Романа Брамника прислать текст для публикации, поскольку вопрос важный, касается всех, и справочный материал должен быть под рукой.

Новейшая история организации поддержки бывших узников концлегерей и гетто заставляет вспомнить не только всем известного уважаемого Черномырдина Виктора Степановича ("хотели как лучше..."), но и его предшественников: о бедствиях из-за безответственности властей и чиновничьих глупостей рассуждали классики Иеронимус Босх (художник), Себастьян Брант, Салтыков-Щедрин и многие, многие. Давным-давно (начало 19 века - уже старина!) творил сатирик Аркадий Аверченко, которому удалось в небольшом рассказике "Слепцы" выразить суть дела. Рассказ можно найти в Интернете. Рекомендую для удовольствия. Но не стоит задирать нос: еще неизвестно, каких лихих дел не натворил бы каждый из нас, дай ему волю!
Те, кто понял неизбежность человеческой глупости и эгоизма, занимались просвещением и воспитанием, с одной стороны, и изобретением социальных систем, как-то ограничивающих или компенсирующих негативные проявления этих свойств, с другой. Пока что все это оказывалось паллиативом, но одна из систем прижилась во многих странах как "лучшая их плохих" (У.Черчиль). Это система, в которой мы с вами живем. В ее основании простые соображения: 1)не считайте себя умнее или глупее тех, кому доверено принимать решения (ЛПР - лицо, принимающее решение, - стабильный термин), 2)считайте себя недостаточно компетентными, чтобы принимать решения, но обязанными доводить до сведения ЛПР свои соображения о проблемах, от нерешения которых вы страдаете, находить тех, от кого зависит решение, побуждать их к решениям и контролировать их действия, 3)помните библейское: "если не я, то кто же...". Уффф... Скажете, банальность? Конечно! А что из нее следует? Перестать стенать по поводу несовершенств нашего государства - это неконструктивно, и понять, что по своему статусу Гита Койфман не является ЛПР в наших проблемах, но в полной мере действует, исходя из вышеупомянутых соображений. Мы не забываем, что выплаты из Фонда невостребованного имущества возобновились после того, как Гита нашла в Кнессете человека, вникнувшего в наши проблемы, - Яэль Герман. Яэль возмутила несправедливость в отношении нас и она решила вопрос. Судя по тому, что мы сегодня видели и слышали, Тали Плосков - следующая находка Гиты - такой же человек, и есть надежда, что ей тоже (и нам вместе с ней) улыбнется удача. Я хотел бы поблагодарить Гиту за настойчивость, последовательность, ясное видение реальных возможностей и умение их использовать. Чего это ей стоит - остается за кадром. Я также снимаю шляпу перед Романом Брамником, человеком с обостренным чувством справедливости, который не устает напоминать нам (и не только нам) о правах узников и довел многих из нас до того, что в его аргументах перестали видеть главное, а сосредоточились на второстепеннном и незначащем - как повод от него отделаться. Единственное, чего мне хотелось бы пожелать Гите и Роману (как и всем нам), - беречь здоровье, помолодеть ...

Также прилагается текст Романа Брамника с описанием серии решений, которые порождали все новые проблемы и загоняли ситуацию в тупик. Само по себе каждое решение кажется логичным и направляющим ситуацию в нужное русло, но весь поезд движется в провал. Как это может быть?

Представьте себе, что одевая поутру рубашку, вы неправильно застегнули верхнюю пуговицу и продолжаете логично и последовательно застегиваться до самого низа... И когда вечером полы рубашки все еще внизу не сошлись, вы начинаете манипулировать ею: перекраивать, подрезать, подшивать - ведь признать ошибку и отказаться от сделанного нельзя: вы же действовали логично и последовательно, значит, правильно! В результате рубашка постепенно превращается в половую тряпку. Представили? Двухлетняя история поддержки бывших узников концлегерей и гетто - это тот самый случай.

Совершенно ясно, что пока верхнюю пуговицу правильно не застегнете, глупости будут нарастать. Где эта пуговица? У всех на виду - это решение не различать две разных группы - узников и эвакуированных - считать их одной группой и объединить под именем "Пережившие/пострадавшие в Катастрофе".

За внешне невинным эвфемизмом "Пережившие Катастрофу" тихо скрыто изменение понятия "Катастрофы": до сих пор во всем мире одним из необходимых признаков в определении Катастрофы является признак места - "на территориях, оккупированных Германией и ее союзниками". Так считает не только Германия, назначившая компенсацию людям, отвечающим именно этому признаку. Термин "Пережившие Катастрофу" отменяет признак, произвольно расширяет понятие Катастрофы. Создан прецедент, который открывает для заинтересованных возможность вводить слюбые "нужные" понятия Холокоста. Например, если очень любишь букву Ч, почему бы не считать пережившими и пострадавшими евреев Челябинска и Чикаго? И т.д.

Такие действия могут предпринимать руководители, склонные к "простым решениям", не обремененные ни осознанием ответственности за последствия, ни пониманием истории понятий. Конечно, любое понятие, в том числе "Холокост" может изменяться со временем и в связи с новыми задачами. Для обеспечения безопасности и эффективности результата эта процедура требует предварительной методологической проработки. По-видимому, такая проработка была заменена умозрительными решениями социальных работников Битуах Леуми и бухгалтеров Минфина, чья квалификация недостаточна, чтобы разбираться в методологических вопросах.

Последствия таких действий, особенно, отдаленные, чаще всего, негативные. В известном анекдоте про местечкового еврея, нашедшего в шабат кошелек с деньгами, герой помолился Вс-вышнему, чтобы сегодня был йом хамиши, и так и стало. Интересно, какому местечковому Б-гу молились "хитрые" руководители Минфина и Битуах Леуми, интерпретируя Закон. Из желания обращаться с неоднородным, как с однородным, вытекло по "нисходящей логике": и гуманитарная помощь как доход, и фокусы с соцнадбавкой, и парадоксы с иждивенцем-кормильцем и проч., и проч. Такое решение не назовешь ответственным потому, что ответственность предполагает понимание того, за что отвечаешь. И даже безответственным не назовешь: безответственные действия - это действия при наличии понимания, но вопреки ему (скажем, "во имя политической необходимости", "во имя высших соображений", как правило публично не оглашаемых). Здесь же никакого понимания вообще не было. Принятое решение, очевидно, политическое, других оснований у него нет. И для его отмены нужна тоже политическая воля.

 

Оставить комментарий
назад        на главную